Пожалуй, реанимирую
заброшенную тему.
Начало:
часть 1,
часть 2.
Итак, идеальная личность Махаяны - бодхисаттва, а цель махаянского пути - уже не прекращение перерождений (нирвана), а пробуждение (просветление, бодхи) - постижение абсолютной истины.
Бодхисаттва - это мужик, который поставил себе целью достичь состояния будды, чтобы потом помочь всем остальным живым существам достичь того же состояния. Иными словами, он достиг (или собирается достигнуть) пробуждения, но сознательно решил отказаться от собственного спасения (то есть прекращения перерождений) до тех пор, пока ему не удастся спасти всех живых существ.
В зрелой Махаяне двумя главными и определяющими качествами бодхисаттвы становятся мудрость и сострадание. О мудрости нам пока ещё говорить рановато. А сострадание - это, условно говоря, набор методов, при помощи которых бодхисаттва может помочь живым существам достичь прекращения перерождений.
Тут имеется в виду вот что. Практически любая развитая религия (а Махаяна - вполне религия) очерчивает ряд нежелательных и губительных для своего последователя состояний, от которых предлагает избавиться при помощи своего «эмиссара», то есть спастись. Например, в христианстве это состояние греховности, избавиться от него (искупить грех) может практически любой при помощи несложных формул, а избавителем (искупителем) является Христос.
Идеи и образы, связанные со спасением, называются сотериологией. Так вот, сострадание бодхисаттвы никак не связано с мирским альтруизмом или благотворительностью. Оно носит именно религиозный и сотериологический характер и поэтому иногда может принимать формы, плохо увязывающиеся с тем понятием сострадания, к которому мы привыкли (то есть - внешне жестокие поступки, тем не менее, реализующие сотериологическую сострадательность с точки зрения махаянского буддизма).
В буддизме господствует доктрина, утверждающая, что личности и души не существует (доктрина анатмавады) Умными словами говоря, личность в буддизме - это ярлык, призванный обозначить структурно упорядоченную комбинацию нематериальных и мгновенных элементарных психофизических состояний. В Махаяне идеал бодхисаттвы считается прямым следствием из доктрины анатмавады.
И вот почему. Если объяснять издалека, то само понятие индивидуального освобождения, принятое в Тхераваде, автоматически подразумевает веру в некую индивидуальность, которая освобождается (то есть выделяется состояние «я», состояние освобождённости от «я» и некий переход между состояниями).
Махаяна идёт ещё дальше и рассматривает этот вопрос более радикально. Раз человек умеет выделить состояние «я», значит, он умеет выделить и состояние «не-я», то есть ощущает различие между «я» и «не-я» (между «собой» и «другими»). Пока для него существует это различие, он остаётся в заблуждении относительно «я».
Иными словами, с точки зрения Махаяны нет никакой ложки, Нео разницы между «я» и «не-я». Поэтому только спасение всех есть спасение каждого; и в свою очередь только спасение всех есть спасение лично меня (или лично вас). И вот именно этот момент делает с точки зрения Махаяны бесполезным само представление об «я» и «самом [мне]».
Библиография
1. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.
2. Андросов В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. - М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2001. - 508 с.