Различие между Тхеравадой и Махаяной

Dec 12, 2006 11:43


Продолжение темы о Тхераваде и Махаяне.

Различие между Тхеравадой и Махаяной заключается в том, как эти школы смотрят на базовые понятия буддизма: 1. идеальная личность; 2. цель пути; 3. учение о природе будды.

Тхеравада

1. Идеальная личность Тхеравады - архат. Это дядька, который, благодаря собственным усилиям, прошёл до конца Восьмеричный путь и избавился от перерождений.

2. Цель пути, как вы понимаете, - избавление от перерождений и от страдания. То, что обычно известно как «достижение нирваны».

3. По версии Тхеравады, Будда Гаутама был обычным человеком и достиг пробуждения, став архатом. Став архатом, он перестал быть человеком, но не стал богом или кем-нибудь ещё сверхъестественным. Имеется в виду, что его нынешнее состояние и местонахождение не поддаётся описанию в привычных нам терминах. Поэтому молиться ему бессмысленно. Зато можно попробовать повторить его путь, он открыт для всех желающих. Но эти желающие непременно должны быть монахами.

В силу всех этих обстоятельств Тхеравада получила распространение в странах, которые развивались под влиянием Индии. Это страны Южной и Юго-Восточной Азии: Шри Ланка, Бирма, Таиланд (исторический Сиам), Лаос и Камбоджа. По этой причине Тхеравада и получила название «южного буддизма». Исключением является Вьетнам, во Вьетнаме не Тхеравада, а Махаяна, потому что Вьетнам развивался под влиянием Китая.

Махаяна

1. Идеальная личность Махаяны - бодхисаттва. Это мужик, который поставил себе целью достичь состояния будды, чтобы потом помочь всем остальным живым существам достичь того же состояния.

2. Цель пути - уже не прекращение перерождений (нирвана), а пробуждение (просветление, бодхи) - постижение абсолютной истины. Чтобы понять разницу, вот вам аналогии. Жизнь - сериал с бесконечным числом серий, нирвана - конец сериала, пробуждение - получение исчерпывающей информации о фильме, его создателях, зрителях и вообще обо всём, что крутится вокруг фильма. Ну и, разумеется, следовать пути теперь могли не только монахи, но и миряне.

3. Будда - не просто человек. Будда - метафизическая реальность, истинная природа всего сущего, лишь явленная людям в виде человека - Будды Гаутамы. Ранее она была явлена в виде других будд, и полагают, что будет ещё не раз явлена. То есть, другими словами, Будда Гаутама никогда не покидал небес, где он обитает. Человек, родившийся в Индии и проповедовавший учение - это всего лишь образ Будды, созданный настоящим Буддой. И вообще, достигнув просветления, будда не покидает этот мир.

Ну и наконец, махаянский буддизм распространился к северу от Индии и потом еще дальше на восток. Это Тибет, Непал, Китай, Монголия, Вьетнам, Корея и Япония. А также Калмыкия, Бурятия, Тува.

Все остальные различия, по большому счёту, происходят из этих трёх.

Ну и напоследок. Тхеравадинцы и махаянисты свято следуют давней традиции цапаться между собой, положенной еще стхавирами и махасангхиками. Это выражается в том, что махаянисты считают свою школу наиболее полной и соответствующей учению Будды, а тхеравадинцы ругают Махаяну за искажение учения Будды. Кроме того, махаянисты любят укусить побольнее тхеравадинцев за то, что их идеал архата якобы эгоистичен: он ищет освобождения только для себя, в то время как махаянский бодхисаттва желает освобождения всем живым существам. Тхеравадинцы довольно справедливо отвечают на это тем, что без сострадания ко всем живым существам невозможно достичь состояния архата, а кроме того, даже сам Будда Гаутама признавал, что количество живых существ бесконечно и всем им помочь невозможно. Впрочем, этот вопрос подробно рассматривался в рамках махаянской схоластики, и мнения, как всегда, разделились.

Продолжение следует.

Литература
1. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.

буддизм

Previous post Next post
Up