Книга профессора истории Шломо Занда "Когда и как был изобретен еврейский народ" поднимает очень серьезные вопросы связанные с идеологией сионизма, его теорией и практикой, начиная с 19-го века и вплоть до сегодняшнего дня.
(Я познакомился с текстом, благодаря русскому переводу под редакцией А. Этермана, который мне его любезно предоставил.) Со взглядами Занда можно соглашаться или нет, но он несомненно ставит вопросы, от которых не следует отмахиваться приверженцам самых разных политических и идеологических позиций.
В главе "Сионизм и наследственность" Шломо Занд отмечает, что для идеологии сионизма, который объявляет Израиль домом для всех евреев мира, всегда было крайне важно доказать наличие биологического или генетического родства между евреями, проживающими в различных регионах планеты. И здесь на помощь идеологии должна была придти наука.
В предисловии к книге Занд пишет: "Неужели Гитлер, потерпевший военное поражение в 1945 году, в конце концов одержал интеллектуальную и психологическую победу в «еврейском» государстве? Как можно нанести поражение его учению, утверждавшему, что евреи обладают особыми биологическими свойствами (в прошлом это была «еврейская кровь», сегодня - «еврейский ген»), если столь многие израильтяне искренне убеждены в его правильности?"
Предлагаю вниманию пытливого читателя избранные места из главы "Сионизм и наследственность"
Расистская «наука», проникшая в империалистическую эпоху конца XIX века во все европейские академические круги, стала идеологическим атрибутом новых политических движений в этноцентрическом пространстве. Одним из таких движений был молодой сионизм.
Восприятие нации как «этнического» образования было общим (правда, с разными акцентами) для всех направлений сионизма; поэтому новая биологическая «наука» пользовалась в сионистских кругах чрезвычайным успехом. Ведь именно наследственность должна была оправдать притязания на Палестину, ту самую древнюю Иудею, которая перестала быть для сионистом источником сакрального избавления. Благодаря смелой замене парадигмы она перевоплотилась в отечество всех евреев мира. Новый исторический миф следовало подкрепить подходящей «научной» идеологией. ...коль скоро ответа нет в религиозной метафизике, он должен хотя бы частично корениться в биологии.
...Владимир (Зеев) Жаботинский, с 30-х годов предыдущего столетия и, пожалуй, по сегодняшний день являющийся духовным отцом правого сионистского лагеря, без колебаний заявлял: «Совершенно очевидно, что истоки национального чувства следует искать не в воспитании, полученном человеком, а в том, что предшествует воспитанию. В чем? Я изучал этот вопрос и нашел на него ответ: в крови. И этой точки зрения я придерживаюсь до сих пор. Чувство национальной принадлежности коренится в крови человека, в том расово-физическом типе, к которому он относится, и ни в чем ином... Душевное строение народа определяет физический тип человека в значительно большей степени, нежели индивидуальные душевные наклонности... Поэтому мы не верим в возможность духовной ассимиляции. С физической точки зрения немыслимо, чтобы еврей, в жилах которого течет чистая еврейская кровь без каких-либо примесей, обрел душевные наклонности немца или француза, точно так же, как немыслимо представить себе негра, сумевшего превратиться в белого человека» .
...Для Жаботинского «раса» всегда была научным термином. ...странное сближение с национал-социализмом не должно вводить нас в заблуждение. Хотя совсем скоро, еще в первой половине XX века выяснилось, что сочетание этноцентристского национализма с биологической наукой чревато чудовищными последствиями, большинство сионистов не рассуждало о «чистоте крови» и не помышляло о практической ее «очистке». ...Еврейская биология пыталась, в основном, отделить свой «этнос» от «чужаков», а не очистить ее ряды. Иными словами, она обслуживала проект «национально-этнического» отчуждения, а не настоящего расового очищения.
...Следует иметь в виду, что еврейская «теория крови» не принадлежала исключительно ... крупным сионистским мыслителям. Она была популярна во всех без исключения сионистских кругах, и упоминания о ней можно найти в подавляющем большинстве протоколов мероприятий сионистского движения и его публикаций... Она стала своего рода аксиомой, на ее базе домысливался и изобретался древний еврейский народ...
Среди апологетов теории еврейской наследственности, а зачастую и связанной с ней идеи расовой гигиены, выделялись ученые и врачи, присоединившиеся к сионистскому движению. Среди апологетов теории еврейской наследственности, а зачастую и связанной с ней идеи расовой гигиены, выделялись ученые и врачи, присоединившиеся к сионистскому движению. Рафаэль Фальк в своей смелой книге «Сионизм и еврейская биология» подробнейшим образом изложил их историю . Доктор Аарон Сандлер, один из виднейших сионистов Германии, в 1934 году эмигрировавший в подмандатную Палестину и ставший врачом Иерусалимского университета, ...утверждал, что евреи де-факто образуют единую расовую группу. Доктор Элиас Ауэрбах, ...был убежден, что еврейский народ во все времена представлял собой чистую расу, и что со времен Тита евреи не вступали в браки с гоями. Доктор Аарон Беньямини, работавший врачом в знаменитой гимназии «Герцлия», взвешивал и измерял своих учеников, пытаясь обосновать теорию естественной селекции. ...Дальше других зашел известный врач и биолог Редклиф Натан Саламан (Salaman, 1874-1955). Этот британский сионист, внесший серьезный вклад в создание биологического факультета Иерусалимского университета и входивший в комитет его попечителей, стал первым, кто попытался перенести принципы физической антропологии в генетику, в тот момент очень молодую, но многообещающую науку. ....Саламан являлся не столько генетиком, сколько «евгенетиком». Сионизм был для него евгеническим проектом по улучшению еврейской расы.
...Создается впечатление, что «научный» фундамент, заложенный ...в Иерусалиме 30-х и 40-х годов, по сей день успешно препятствует проникновению в Израиль антропологической и генетической литературы, ставящей под сомнение существование еврейского народа-расы и тем самым подрывающей идеологические устои сионизма.
Как известно, после второй мировой войны широкое использование таких терминов как «раса» и «кровь» стало затруднительным. После того как в 1950 году группа выдающихся ученых опубликовала под эгидой ЮНЕСКО знаменитую декларацию, решительно отрицавшую наличие какой-либо связи между национальной культурой и биологией, и утверждавшей, что расовая концепция - скорее социальный мифом, нежели научный факт, здравомыслящие исследователи исключили понятие «раса» из своего лексикона . Однако эта общемировая «смена парадигмы» не затронула израильских биологов и не ослабила глубокой сионистский убежденности в едином происхождении «скитающегося народа». Хотя «еврейская расовая проблематика» исчезла из общепринятой научной риторики, ее место заняла дисциплина с солидным названием: «изучение происхождения еврейских общин». В газетах языке она называлась проще - «поиск еврейских генов».
...В 1978 году престижное оксфордское издательство выпустило книгу «Еврейская генетика», написанную группой исследователей во главе с Артуром Моурантом . Этот британский ученый заинтересовался еврейской темой, поскольку его любимый учитель принадлежал к секте, верившей, что все британцы являются потомками десяти потерянных колен Израиля. Моурант немалую часть жизни считал себя и всех, кто его окружает, истинными евреями. ... Позднее он занялся поисками общего для всех «настоящих» евреев биологического происхождения и подстроил свою генетическую антропологию под библейский нарратив. По превосходному выражению израильского генетика Рафаэля Фалька, британский исследователь действовал так: «он сначала пускал стрелу, а затем рисовал вокруг нее мишень» .
...Когда о второй мировой войне стали «забывать», на пути «еврейской генетики» были сняты последние заслоны. Распространение (в 1967 году) израильского контроля на обширное нееврейское население оккупированных территорий сделало государственную необходимость определить четкие этно-биологические границы «еврейского народа» еще более насущной. В 1980 году Бат-Шева Бонне-Тамир с медицинского факультета Тель-авивского университета опубликовала статью под заголовком «Новый взгляд на еврейскую генетику». ....результаты (собственного - прим. мое) исследования ее буквально «поразили». Они полностью соответствовали теории, рассказывающей о рассеянии евреев и об их скитаниях с древних времен до наших дней. Наконец-то биология удостоверила историю!
...Хотя финансовые возможности Израиля в области университетских исследований весьма незначительны, он стал мировым лидером в области «изучения происхождения различных групп населения».
...В ходе следующих двадцати лет интерес к «еврейской генетике» распространился на Иерусалимский университет, институт имени Вейцмана в Реховоте и Хайфский Технион. Что не менее важно, после пятидесятилетней робости израильская генетика шумно прорвалась в прессу, и плоды ее исследований стали достоянием широчайшей публики. На исходе ХХ столетия средний израильтянин твердо знает о своей принадлежности к монолитной кровной общине, древнее происхождение которой более или менее гомогенно .
...Благоговение общества перед «высокой» наукой сработало и на этот раз. Профану очень нелегко подвернуть сомнению информацию, поступающую из считающихся «точными» научных областей. На исходе XIX и в начале XX веков физическая антропология исправно снабжала сомнительными открытиями тогдашнее общество, жаждавшее подтверждения свой расовой исключительности. Сходным образом молекулярная генетика конца XX - начала XXI веков выбрасывает в алчущее коллективной идентификации информационное пространство смесь куцых обрывков фактов и явных полуправд. Следует помнить, что по сей день ни одно исследование не смогло выявить какие-либо специфические наследственные характеристики, присущие всем без исключения евреям, на базе случайно выбранного генетического материала, «этническое» происхождение которого не было известно заранее. Вообще говоря, сведения о способах отбора испытуемых для проведения упомянутых и сходных с ними генетических исследований являются чрезвычайно скудными и наводят на серьезные сомнения. Кроме того, поспешные и необоснованные выводы зачастую опираются на псевдоисторическую риторику, не имеющую никакого отношения к сути эксперимента. Подводя итог, можно с уверенностью сказать: несмотря на многолетние дорогостоящие «научные» усилия, так и не удалось научно характеризовать еврея на биологическом уровне.
...в государстве, где согласно закону «еврейка» или «еврей» не могут вступить в брак с «неевреем», не следует воспринимать исследования, посвященные поиску генетических характеристик «избранного народа», как подлинную науку. Такая израильско-еврейская «наука» ... не может быть совершенно свободна от призраков расизма, даже если сама она этого не осознает.
В 1940 году философ Вальтер Беньямин пересказал известную историю об автоматической кукле (названной «турком»), игравшей в шахматы и неизменно потрясавшей зрителей своими блестящими ходами. На самом деле под столом был спрятан горбатый карлик, мастер шахматной игры, и с удивительным талантом вел партию. В воображении Беньямина кукла олицетворяла материалистическое мышление, а спрятанный карлик - теологию. В эпоху модернистского рационализма религиозная вера вынуждена прятаться .
Эту метафору можно перенести на культурные аспекты израильской биологической науки и на общественную сцену, непрестанно бушующую вокруг нее - ибо только поддавшись оптическому обману можно решить, что генетическая кукла сама ведет свою шахматную партию. На деле всем заправляет маленький горбун, традиционная расовая идея, вынужденная скрываться в эпоху политкорректности. Именно она дирижирует захватывающим спектаклем, разыгрываемым хромосомами на глазах у завороженной израильской публики.
В государстве, определяющем себя как еврейское в отсутствие даже намека на существование общееврейской секулярной культуры (кроме, быть может, секуляризированных отголосков религиозного фольклора), коллективная идентичность все еще нуждается в туманном, но многообещающем представлении о едином древнем биологическом происхождении. Поэтому за всеми государственными шагами, направленными на формирование идентичности в Израиле, по-прежнему стоит как длинная черная тень вечная расовая идея.