Ракета Н1

Feb 24, 2013 19:57



Ракета Н-1:

1 - балансировочный груз системы аварийного спасения, 2 - основной твердотопливный двигатель системы аварийного спасения, 3 - уводимая часть головного обтекателя, 4 - обтекатели РДТТ сброса створок конической части головного обтекателя, 6 - обтекатели РДТТ сброса створок цилиндрической части головного обтекателя, 7 - узлы крепления створок цилиндрической части головного обтекателя, 8 - обтекатели трубопроводов, 9 - силовое кольцо, 10 - обтекатель кабеля, 11 - хвостовая юбка, 12 - переходная ферма, 13 - обтекатель кабеля, 14 - обтекатели трубопроводов, 15 - силовое кольцо, 16 - хвостовая юбка, 17 - обтекателя РДТТ разделения хвостовой юбки, 18 - переходная ферма, 19 - обтекатели кабелей, 20 - обтекатели трубопроводов, 21 - силовое кольцо, 22 - средняя часть хвостового отсека, 23 - решетчатый стабилизатор, 24 - люки доступа к двигателям, 25 - нижняя часть хвостового отсека, 26 - 24 двигателя НК-15 периферийной двигательной установки, 27 - 6 двигателей НК-15 центральной двигательной установки, 28, 29 - узлы переноски блоков ракеты-носителя на земле, 30 - 4 сопла управления по крену, 31 - 4 двигателя НК-9В, 32 - 4 сопла управления по крену, 33 - 8 двигателей НК-15В, 34 - пламеотражатели, 35 - кольцо установки носителя на стартовый стол, 36 - 6 сопел управления по крену.

Прежде чем принять окончательную схему носителя, проектанты оценили более 60 различных вариантов, от полиблочных до моноблочных как последовательного, так и параллельного деления ракеты на ступени. Для каждого из рассматриваемых вариантов проводился всесторонний анализ его преимуществ и недостатков, включая технико-экономическое обоснование.
В ходе предварительных исследований полиблочная схема с параллельным делением на ступени, опробованная на "семерке", позволяющая транспортировать по железной дороге готовые элементы ракеты (баки, двигательные установки и т.п.) с завода-изготовителя на космодром с последующей ускоренной сборкой, проверкой и запуском, была отвергнута по причине неоптимальности массовых затрат и дополнительных механических, гидро-, пневмо- и электросвязей между блоками.
Моноблочная схема вышла на передний план после того, как было решено использовать ЖРД с преднасосами, позволяющими уменьшить давление газа наддува и снизить толщину стенок (а, следовательно, и массу) баков.
Проект Н-1 был во многом необычен, однако основными его отличительными чертами стала оригинальная схема со сферическими подвесными баками и несущей внешней обшивкой, подкрепленной силовым набором (самолетная схема типа "полумонокок"), а также кольцевое расположение ЖРД на каждой ступени. Благодаря этому применительно к первой ступени при старте и подъеме ракеты воздух из окружающей атмосферы эжектировался выхлопными струями ЖРД во внутреннее пространство под баком. Образовался как бы огромный воздушно-реактивный двигатель, который включал в себя всю нижнюю конструкцию первой ступени. Даже без воздушного дожигания выхлопа ЖРД (а в истекающей струе двигателей всегда имеется избыток горючего, который будет при этом догорать) такая схема давала ощутимую прибавку тяги, увеличивая эффективность РН.
Ступени Н-1 соединялись между собой переходными фермами, через которые могли свободно истекать газы при горячем запуске двигателей следующих ступеней. Управление РН по каналам курса и тангажа должно было осуществляться путем рассогласования тяги противоположных ЖРД, а по каналу крена - с помощью управляющих сопел, в которые подавался газ, отводимый после турбонасосных агрегатов (ТНА).
http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article04.htm?reload_coolmenus



Реальная фантастика. Лунная ракета. Н 1

http://www.youtube.com/watch?v=7RqKoj9zLRM

image Click to view

Технологии, Двигатели, Космос, Ракеты, Изобретательство

Previous post Next post
Up