Ну и критика "колбасной теории" Уоттса

Mar 29, 2018 16:14

В целом идея "колбасы жизни" мне нравится, конечно. По крайней мере, в том её практическом приложении, когда заводишь привычку следить за наполняемостью оболочки и общей динамикой: утолщает ли то, что я сейчас делаю, мою колбасу, что ещё из доступного мне я могу перепустить на фарш, и если вдруг прежние сорта фарша ( Read more... )

как эта штука работает

Leave a comment

Comments 31

memnoga March 29 2018, 13:27:28 UTC
А воспоминания за наполнитель не идут?

Reply

irondragonfly March 29 2018, 13:36:57 UTC
Мне трудно представить, как это могло бы быть возможно. Наполненность жизни придаёт то, что происходит здесь и сейчас, память о прошлом счастье скорее невыгодно подсвечивает убогость настоящего, если контраст слишком велик. Ну и потом, у таких, как я, например, эмоциональная память уходит в первую очередь, сами события несколько дольше держатся.

Reply

memnoga March 29 2018, 14:07:30 UTC
Я на мать свою смотрю, например. После смерти отца (а они 2 года до золотой свадьбы не дотянули) она щедро набивает свою "колбасу" воспоминаниями, и я не могу сказать, что жизнь её пуста.

Reply

irondragonfly March 29 2018, 14:17:19 UTC
Если честно, мне трудно представить ситуацию, где основным источником счастья и радости в настоящем будет переживание того, как было хорошо в прошлом, я имею в виду, если это действительно основной или единственный источник. Ну и потом, подменять настоящее перепросмотром и перепроживанием прошлого - это одно, а просто помнить хорошее, ценить это, продолжать чувствовать любовь и благодарность - всё-таки другое. В первом случае это формирует странные отношения с реальностью, вплоть до полной непричастности к ней. Ну а второй - самый, пожалуй, крутой способ справиться с потерей.

Reply


irka_knopkina March 29 2018, 14:16:17 UTC
Фишка, думаю, в том, что каждый взвешивает свою колбасу на своих собственных весах ;)

Reply

irondragonfly March 29 2018, 14:21:37 UTC
Ну, это если мы можем допустить мысль, что остается некий субъект взвешивания, который может провести итоговый расчёт. Я в это, конечно, не верю (насчёт Уоттса не в курсе), так что для меня итог тут - чисто умозрительное построение, допущение для того, чтобы концепция была более отчётливой.

То есть сама я ни на каких весах ничего не взвешу, скорее всего, я только изнутри процесса могу сказать - о, ништяяяк, раздувается" Или: блин, колбаса моя нынче совсем вялая, надо с этим что-то делать.

Reply

irka_knopkina March 29 2018, 14:35:51 UTC
Ну а взвешивать чужую колбасу - занятие неблагодарное, ибо мы будем судить о ее толщине, исходя из собственного опыта и мироощущения.

Reply

irondragonfly March 29 2018, 14:54:57 UTC
Ну даже простая эмпатия так или иначе позволяет отличить счастливого и вштыренного человека от несчастного, страдающего, апатичного. Понятно, что всей картины ни у кого быть не может, но даже на бытовом уровне обычно видно - вот этот горит, излучает интерес к жизни, счастливо влюблён, или чем-то увлечён, или просто доволен, а тот вот бухает в затяжной депрессии, или убит горем, или просто тревожен, замотан и задёрган :) Но вообще "взвешивание" тут, повторяю, условность, это не кто-то или что-то, кому ты в конце жизни приносишь свою колбасу на оценку, это модель, позволяющая оценить качество жизни, как его мыслит Питер Уоттс (по общему количеству вот этого счастья, безотносительно локализации в какие-то периоды жизни или её продолжительности).

Reply


ext_3469245 March 29 2018, 14:38:39 UTC
Про цитату из Лойолы - осознание собственной правоты и продвижения к цели само по себе ещё какой фарш (или фаршезаменитель). Этот сорт фарша я ощущаю довольно-таки отдельно от других, но всё же именно как фарш. У меня вот за плечами 3 года во всемирно известной, пусть и ныне упадочной лаборатории по биосинтезу белка и уже почти 3 года в странной, несовершенной и абсолютно не флагманской лаборатории, но всё же по старению. И по этим 6 годам он распределён очень неравномерно, при том, что в смысле остального фарша в первые три, пожалуй, было больше личной жизни, общения и новых впечатлений и меньше изнурительной работы и идиотов.

Reply

irondragonfly March 29 2018, 14:47:52 UTC
Я как раз сегодня подруге при обсуждении "веры в справедливый мир" в пример приводила историю Альберта Геринга - чувак поступил очень круто, но при союзниках отсидел пару лет, и выпустили не потому, что поверили его списку, а просто потому, что повезло встретить человека, который подтвердил его слова, потом жил фигово, работу находил с трудом и дрянную, помер грустным и довольно одиноким человеком. Трудно сказать, заменяло ли ему фарш осознание своей правоты, но счастливее точно не сделало.

Я эту историю стараюсь мысленно держать перед глазами, как эталонный случай для "действия без надежды". При чём тут ведь не самопожертвование, которое колбасу обрубит, тут просто жизнь с несправедливыми последствиями - никак не обесценивающими верного действия, но всё равно очень обидными.

Reply

amarinn March 30 2018, 04:19:16 UTC
Мне кажется, что основной результат Альберта Геринга - это как раз сам Альберт Геринг. В таких случаях, конечно, что бы человек ни выбрал - все равно он получит в качестве результата себя, который сделал какое-то действие (или не сделал). Мир _извне_ может как-то оценивать происходящее по каким-то своим критериям (и о справедливости тут речи не идет), но вот возможность сохранить какую-то идентичность, мне кажется, это очень важно. Это, условно говоря, та самая оболочка для колбасы - если ее не будет, то и фарш класть будет некуда.

Собственно, принцип Лойолы - это, как мне кажется, и есть та штука, которая позволяет работать над тем, чтоб было, куда потом фарш складывать, при том, что изнутри момента это может быть неочевидно и совершенно контринтуитивно (сам Лойола как раз был из тех, кого регулярно мотало от восторгов к депрессии и обратно - так что методы у него, конечно, соответствующие:)

Reply

irondragonfly March 30 2018, 11:17:41 UTC
Ну да, чем бы это ни было, это совершенно точно не фарш - в смысле, весёлого объективно мало. Но иногда это реально важнее, чем фарш.

Собственно, возвращаясь к тому нашему разговору про Сартра и про "выбирая что-то значимое для себя, мы выбираем человечество": в этом смысле речь даже не об оболочке, а о вкладе в возможную перепланировку всей колбасной фабрики.

Reply


ext_3469245 March 29 2018, 14:59:54 UTC
"Или ту, у которой, скажем, почти весь фарш пришёлся на первые лет этак 25, а потом будет ещё два раза по столько почти пустой безрадостной кишки". Приходится допустить, что толщина колбасы может быть величиной отрицательной. Сам Уоттс это неосознанно допускает, когда пишет, что надеется, что мучительный час умирания Банана не перевесил предыдущие 6 счастливых лет. Иначе в эвтаназии бы не было смысла, а он есть - человек перекрывает слив, куда утекает его предыдущий фарш ( ... )

Reply

ext_3469245 March 29 2018, 15:17:33 UTC
Вот это в особенности мощно написано:

That puffy tail- that’s not just some thrown clot, that’s not a stroke, that’s fight/flight, that’s a threat display, that’s what they do when something’s coming at them and they’re trying to scare it off.

He tried to run, you see. Something happened, inside; something broke, and he felt it but he had no way to parse it except that somehow there was a mortal threat and he wasn’t equipped to tell the difference between the things that kill you from the outside and those that kill you from within. All he knew was that his life was in danger, and he reacted the only way he knew how: he tried to run away.

Reply

irondragonfly March 29 2018, 15:47:37 UTC
Меня вообще впечатлила разница между тем, как он пишет в блоге, и его, собственно, литературными текстами. Понятно, что общего правила тут нет, но иногда в блога, письмах и прочем таком видно та же рука, что и в книгах, а иногда - нет или очень мало.

Но, по крайней мере, теперь понятно, откуда прозвище Gang of Four в "Слепоте" - он вообще не стесняется вставлять в книги реальные имена, даже биолог Шпиндель существует.

Reply

ext_3469245 March 29 2018, 16:17:48 UTC
Ну, внутри вселенной "Ложной слепоты" тот, кто придумал для Джеймс это прозвище, скорее всего, имел в виду организаторов Культурной революции. А внутри воображения Уоттса - чёрт его знает, в каком направлении это двигалось, может, и наоборот. Пост на смерть Банана написан как раз почти через 6 лет после публикации "Ложной слепоты", так что, как хорош ни был Банан, он едва ли успел серьёзно поспособствовать её созданию, хоть он теперь и на обложке. И стая котов могла стать уже таким ироническим комментарием-постскриптумом по поводу коллективного разума Джеймс.

Reply


Leave a comment

Up