Фэнтези в антураже викторианского романа и две дилогии о незадачливых попаданках в магические миры
Евгения Сафонова "Лунный ветер" Новое издание в серии Взрослые сказки Евгении Сафоновой Цикл: Харлер / Сага о Форбиденах, книга №1 Это история о туманном Альбионе, каким он мог бы быть: где фейри живут рядом с людьми, вампиры рыщут по ночным улицам в поисках жертв, маги служат на благо человечества, а Инквизиция охотится на колдунов-отступников. Это история о времени, когда женщины лишь начинают обретать право голоса, а судьбу страны решает молодая королева Виктория. Это история о девушке, которая любила страшные сказки и мечтала стать героиней одной из них...
Ребекка Лочестер, красивая, умная и богатая, с уютным домом и счастливым нравом... (не совсем красавица, красавица - ее младшая сестра, не совсем богачка, скорее из состоятельной умеренно родовитой семьи, но) прожив на свете семнадцать лет, отличалась от соседских провинциальных барышень тем, что вместо вышивания и музицирования любила скакать верхом во весь опор, а между скачками читать газеты, Шекспира и Трех мушкетеров, имея обо всем свое собственное, порою оригинальное, мнение. И так жила себе Ребекка Лочестер в поместье Грейфилд, почти не ведая горестей и невзгод, если бы сосед Том, ее друг детства, красивый и богатый сын графа, не собрался делать ей предложение руки и сердца, (да, все знают, что молодой человек, располагающий средствами, должен подыскивать себе жену - это общеизвестная истина!). Ребекка уже готова согласиться на брак с нелюбимым, как тут (в свое поместье в ту же пору помещик новый прискакал) поместье вдовы Хепберн купил Гэбриэл Форбиден, бывший то ли корсар, то ли контрабандист, с темным прошлым и немалым, но сомнительным состоянием.
Итак, после того, как все основные персонажи заявлены и расставлены по местам в антураже (провинциальная Англия примерно половины XIX века (Уже написан Вертер, Шекспир написал свои знаменитые трагедии и сонеты, а некто Каррер Белл - свой первый роман про бедную сиротку Джейн Эйр и ее богатого нанимателя мистера Рочестера), Ребекка мечется между разумом и чувствами, в округе начинает происходить странное - появляется страшный волк-оборотень (казалось, их давно истребили, но вот опять!), загрызший сначала кроликов, а потом и конюха, а когда начинают пропадать девушки... примерно со второй половины романа все наконец заверте...
Обидно, при такой фактуре могла бы получиться отличная история. Про альтернативный, но туманный Альбион, про тихое провинциальное захолустье, где еще живы предания о покинувших людей фэйри, опасных кельпи и страшных магах-отступниках, и где по-прежнему кто-то ночами воет на болотах... Если бы автору периодически не отказывал вкус, чувство меры и языка - столица почему-то Ландэн, образованные персонажи говорят на фрэнчском, а где-то далеко, на севере в Париже занесенная снегами Руссианская империя. и весь этот кошмар логопеда каким-то боком сосуществует с нормальными латынью и Италией с Грецией. Такая смесь французского с нижегородским создает не ожидаемую автором легкую альтернативность, а раздражающую недостоверность придуманного мира. Образчик авторского стиля, таким героиня впервые увидела героя: красоты типа "Его одежды казались отрезом ночного мрака, опередившего время и просочившегося в закат. Новый владелец Хепберн-парка казался моложе моего отца, на вид я дала бы ему от тридцати пяти до сорока. Умирающее солнце окрашивало багрянцем его светлые, почти белые волосы, прихваченные чёрной лентой в низкий хвост. Черты гладко выбритого лица мужественно-изящны, тонкие губы улыбаются какой-то порочной улыбкой, в руке, облитой чёрной перчаткой, - конский хлыст... чередуются с "Обладатель такого взгляда явно знал себе цену, но предпочитал не проявлять свои таланты без особой на то надобности, крайне редко отпирая замки собственной души. А еще он был... опасным.", что, конечно, характеризует героиню, воспитанную на романтических романах, но и невольно выдают представления автора о прекрасном.
Получилась страшная сказка, которая не пугает (с совершенно лишними вампирами и идущими фоном фэйри), история любви, в которой оба персонажа, что Ребекка, полная восторга от себя, такой "не такой как все" - особа весьма неприятная, что Гэбриэл - классический романтический герой "немолодой и загадочный", уж насколько Ириска любит всяких Чорных Пластилинов, мрачных и властных (они такие зайчики!), а этот - без огонька. Спасти могло бы повествование не от первого лица героини, а со стороны, от беспристрастного наблюдателя - немного авторской иронии позволило бы избежать слишком серьезных щей (а то Ириска уже устала иронизировать сама с собой, но не она автор, не она...) Больше всего во всей этой истории жалко жениха Тома. К концу подвезли жести, экзальтированная дура героиня оказывается [вот оно как!]латентным магом, способную менять будущее, поставленной перед сложным этическим выбором - не между чувством и долгом, не между разумом и чувством, даже не между жизнью и смертью, а - между смертью и... смертью. и в итоге этот выбор оказался единственным возможным и самым этически правильным. Но автор (кто бы сомневался!) умудрилась и тут испортить хорошую вещь и, вместо пары строк эпилога, залила финал тошнотворным сиропом.
И наконец! для тех, кто видел экранизации с мокрой рубашкой Колина Ферта, челюстью Киры Найтли и ямочкой на подбородке Тимоти Далтона, и считает, что Джейн Остин и Шарлотта Бронте писали любовные романы (не люблю капслоки, но считайте, что они тут есть!) Джейн Остин писала НЕ любовные романы! она писала прекрасные, умные, ироничные и саркастичные романы нравов, положений и отношений! "Джен Эйр" НЕ любовный роман! а прекрасный роман о чести, долге и собственном достоинстве. А про "Грозовой перевал" Эмили Бронте написала прекрасное эссе Вирджиния Вульф (Ириска его цитировала в своем книжном челлендже-2016 Книга, которую читал герой другой книги или фильма
Евгения Сафонова "Риджийский гамбит. Дифференцировать тьму" Цикл: Мир Тофрахейм, книга №1 Юная москвичка Снежана - шахматный гений, хакер, опытный геймер, ботан и очкарик, безнадежно влюбленная в старого друга и однокурсника. Чтобы спокойно учиться, осаждаемый поклонницами друг просит ее сыграть роль его девушки, и все было хорошо, пока ревнивая поклонница не сбросила Снежку в воды Москвы-реки... через прореху между мирами героиня попадает в магический мир, прямо в пруд королевского дворца дроу, из которого ее вытаскивают Правитель дроу и его придворный маг. На этом везение нашей попаданки заканчивается, потому что она, во-первых: не получила полагающихся (по законам прорехи между мирами) плюшек в виде изменившейся в лучшую сторону внешности, знания языка и магических способностей, а во-вторых: попала к Темным дроу, которые, после поражения в прошлой войне укрылись в подземных городах и ко всем попаданцам относятся с понятным недоверием, подозревая их в шпионаже в пользу Светлых эльфов. От участи, худшей, чем смерть (поругания сначала повелителем и его гвардейцами, а потом и собственно смерти) ее спасает временное заступничество придворного мага, выпросившего попаданку на время для опытов... К счастью (должно же героине хоть чуть повезти) в соседней камере томится другая попаданка, которой повезло с плюшками (она стала невестой эльфийского принца), но не повезло с умом. С ее помощью Снежана учит язык, с помощью игры в шахматы налаживает контакт с магом и понемногу начинает ориентироваться в политической обстановке. Обстановка очень сложная - в Риджии живут темные дроу, светлые эльфы, люди и лепреконы, а триста лет назад повредившийся умом прежний Повелитель дроу с примкнувшим к нему прежним придворным магом, развязал войну с людьми и эльфами. В войне погибли почти все, дроу спасла только пассивная поддержка лепреконов. а восемнадцать лет назад попытки мирных переговоров были сорваны резней, в которой погибли жена Повелителя эльфов, человеческий король и новые правители дроу. В настоящее время мир снова на грани войны - эльфы вместе с людьми готовят вторжение для окончательного уничтожения дроу. И Снежке надо как минимум выжить и по возможности предотвратить новую войну...
Евгения Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" Цикл: Мир Тофрахейм, книга №2 Шахматная партия между Темными и Светлыми продолжается. Семена зла, посеянные таинственным кукловодом восемнадцать лет назад, проросли в настоящем. Еще немного, и мир людей, дроу и эльфов будет сметен войной. Уже не рабыня, но признанный стратег и тактик, Снежка готова помериться силами с неведомым противником... Вторая книга дилогии, прямое продолжение первой, оборвавшейся на самом интересном месте. Снова (как и в "Лунном ветре") полная самомнения эгоистичная героиня, хотя у Снежки для этого больше оснований - ей приходится выживать, а выжить она может только собственным умом. Автор пытается сделать образ привлекательнее арифмометра с душой шахматного автомата, добавляя ей страдашек то по первой влюбленности, то по не заставившей себя ждать новой, в что ж - ее право. А так история чрезвычайно увлекательная, сюжет несется по горкам - на каждый хитрый план Снежки и Лода приходится неожиданное осложнение, (все пропало!) после которого приходится начинать сначала и так снова и снова... В финале все сестры получили по серьгам, герои получили свое счастье, не облив всех сиропом (хотя с Сусликовой все же слишком жестко, я думала, что она как-то сама себя перехитрит и на этом сгинет, ну да ладно, хоть добро не пропало - магия ушла в хорошие руки).
Евгения Сафонова "Смерть и прочие неприятности. Opus 1" Цикл: Мир Тофрахейм, книга №3 Юная виолончелистка Ева Нельская погибает под колесами автомобиля и через прореху между мирами попадает в магический мир. мир тот же, что и в "Риджийском гамбите", - чисто человеческое королевство, на которое точил зуб один из предыдущих риджийских королей. На этот раз прореха исправна, Ева хорошеет внешне, получает знание языка и магию, но... ей снова (уже фатально!) не везет. Потому что, не успела она осмотреться и порадоваться, как ее... убивают. Из арбалета, сначала в грудь, а потом контрольным - в голову. Потому что есть древнее пророчество про деву из другого мира, которой суждено свергнуть злую королеву, убить чудовище и обручиться с принцем, возведя того на престол - а это кое-кому (не будем говорить кому, но это - злая королева!) очень невыгодно. На Евино счастье рядом случился некромант, превративший хладный труп в умертвие, а поскольку некромант был очень талантливый - умертвие из Евы получилось разумное. А раз, как показали недавние события, пророчество само себя не свершит, некромант Герберуэрт (к тому же наследник престола), собирается ему помочь, сделав из Евы-умертвия послушную ему куклу. Однако, то ли некромант был слишком талантлив, то ли что-то снова пошло не так, но разумное умертвие оказалось весьма своевольным, Герберту и Еве пришлось друг с другом договариваться, а там и до любви недалеко...
Евгения Сафонова "Смерть и прочие неприятности. Opus 2" Цикл: Мир Тофрахейм, книга №4 Ева Нельская - типичная попаданка. Типичнее не придумаешь. Избранность - в наличии, некромант голубых кровей - в возлюбленных, будущий король в женихах - имеется, коварные враги плетут интриги, волшебный меч ждет, пока его владелица воплотит древнее пророчество. Есть лишь один нюанс: Ева немножко, самую капельку мертва. Ладно, на самом деле нюансов куда больше, но тшш... Вторая книга дилогии, отличное продолжение отличной первой книги. Прекрасная история, увлекательная и трогательная, лучшая из прочитанных у Евгении Сафоновой (викторианская стилизация ей явно не удалась, с попаданками со второго раза получилось). Героиня милая, достаточно адекватная - наконец-то она понравилась и за нее стало можно переживать. Все остальные персонажи тоже разнообразные, любопытные и себе на уме - что прекрасный принц, что дракон, что волшебный меч, что вредный демон, наслаждающийся зрелищем под призрачный попкорн. попытки оправдать негодяев их детскими психотравмами и непониманием окружающих несколько раздражали, а о несовместимости гения и злодейства все сказал Наше Все уж 200 лет назад. Зато, на радость Ириске, ближе к концу появляются герои "Риджийского гамбита" - Снежка, Лод, Правители дроу и эльфов, пока в роли предметов интерьера, но ближе к финалу и они себя покажут. Действие украшает прекрасное музыкальное сопровождение - каждая глава идет под свое: Funebre - траурно, похоронно (первая глава, в которой героиню убивают), Con amore - c любовью (глава, в которой Герберт починил Дерозе, разбитую виолончель Евы), Lacrimoso - жалостно, плачевно, печально, скорбно (в которой неприятности начались не с яблока. И даже не с того, что кто-то в памятную дату забыл подарить цветы. А с того, что не забыл), Apotheosis - апофеоз (в которой Герберт призывает Жнеца, а Ева - побеждает чудовище)... и наконец Abschieds-Symphonie - «Прощальная симфония», 45-я симфония Гайдна, в процессе исполнения музыканты один за другим прекращают играть, гасят свечи на пюпитрах и покидают сцену (глава, в которой по ту сторону прорехи меж миров Ева увидела Москву). Отличный логичный и понятный финал, и (что уж говорить!) романтичной Ириской ожидаемый и правильный эпилог.