Гобелены Андрея Мадекина

Jul 12, 2009 13:40


Сегодня у нас есть уникальная возможность заглянуть в творческую мастерскую художника по гобелену. В 90-е годы о его невероятном трудолюбии и плодовитости ходили легенды. И вот итог: «С 87 года я собственноручно соткал около сорока больших гобеленов (от 3 кв.м)».



(Фото 2003 г.)

Но - всё по порядку…


Мадекин Андрей Ильич.
Родился в Москве в 1963 г.
1985 г. - закончил факультет Декоративно-прикладного искусства Московского Технологического института (ныне МГУС).
1990 г. - вступил в МОСХ Российского Союза Художников, а так же Ассоциацию Художников Декоративного Искусства МСХ..
1991 г. - вошел в число учредителей общества "Логос".
Совместно с Л. Регельсоном работал над книгой "Толкование Апокалипсиса". Материалы по ней есть на сайте
1995 - 1998 гг. - сотрудник Отдела Катехизации Московской Патриархии.
1998 - 2000 гг. - преподаватель гобелена в "Институте Дизайна и рекламы".
2003 г. - начало работы в "Carpets Design Company" в должности главного художника.
С 2003 г. преподаватель рисунка  в институте дополнительного образования "Со-действие".
Участвовал во многих Всероссийских и международных выставках, в том числе персональных - в Москве 1991, 1995, 2002 гг.; в Польше, Южной Корее, Голландии.
Награжден Серебряной медалью Российской Академии Художеств в 2005 г., почетными дипломами Союза Художников России.
Работает в технике ручного гобелена, живописи, витража, проектировании авторских ковров.
Занимается историей и теорией искусства.

Далее - слово Андрею Мадекину [я буду встревать совсем немного курсивом в прямых скобках]:

На текстильное отделение я попал случайно - просто перед поступлением занимался с преподавателем из этого института. Но задним умом, я теперь думаю, что приход мой в текстиль был не случайным, но что-то вроде реализации генетической памяти: я происхожу из династии крупных ивановских предпринимателей - Дербеневых. Мой прадед по материнской линии Павел Никанорович - с 1894 по 1905 год был городским головой Иваново-Вознесенска и главой фирмы "Никанор Дербенев - сыновья". Но это я связал только сейчас, когда же выбирал  институт, то об этом не думал - главное было поступить в художественный ВУЗ.

В альбоме на mail.ru  я разложил гобелены в хронологическом порядке. И сейчас видно, как это все формировалось. Первые пять гобеленов создавались под влиянием Перестройки. Тут и возвращение к Серебряному веку и соцарт, и Малевич...

"Супрематизм". 1988 г. 150х250 см.


Гобелен «Супрематизм» или «Посвящение Малевичу» был создан в 1988 году на волне интереса к авангардному искусству. В композицию я включил прямые цитаты - это и "Черный" и "Белый" квадраты и "Крестьянин". Но цели подражать супрематизму не было - скорее здесь воплощена идея противопоставления жесткости геометрии и мягкости сельского пейзажа.
Много позже времени создания гобелена я был в Немчиновке на месте захоронения Малевича. (Сейчас эта территория полностью застроена коттеджами, правда, в память о художнике названа улица). Я поразился сходству панорамного вида с тем, что было изображено на гобелене - от опушки леса, где был установлен памятный знак, тянулось ровное поле, за которым виднелось село Ромашково с возвышавшейся церковью и колокольней. Так для меня открылось истинное значение образа, созданного чисто интуитивно за пятнадцать лет до этого!
(Линии - это пришитые шнуры в качестве декоративных элементов. Такими же я пользовался и дальше.)
[И. Д.: и как же выигрывает в этом соревновании природа!]

«Гермес». 1991 г. 260х200 см. Собрание Социального университета (МГСУ).
Находится в библиотеке. Посвящен античному богу мудрости.


[ И. Д. : Гермес - посредник между богами и людьми, покровитель путников и поэтому, также, и душ умерших. Его атрибуты - крылатые сандалии и магический жезл, усыпляющий и пробуждающий людей. Хитрость и плутовство помогают Гермесу выполнять сложнейшие задачи. Последнее привело к тому, что  у прозаических римлян он превратился в Меркурия - покровителя торговли]

[ И. Д. : внимание тем, кого интересуют практические вопросы: художник раскрывает свою "кухню"!]
В моем творчестве гобелен был началом - к нему я пристрастился еще в институте. Уже тогда я построил станок с подъемом ремиза. Это дало увеличение скорости в два раза, что и позволило мне относительно быстро делать гобелены больших размеров. По моим прикидкам с 83 года мною соткано около 200 кв. метров!
Эскизы пишу гуашью на А-3 формате, а потом рисую шаблон. Для этого склеиваю миллиметровку в натуральную величину, по клеткам переношу рисунок с эскиза и тщательно его дорабатываю. Дальше натягиваю основу на станок. Его ширина 210 см, а максимальная длина гобелена может быть 350 см. Но сейчас я придумал способ, как можно сшивать гобелены по ширине так, чтобы шва не было совсем и теперь ширина его для меня не ограничена.
Для основы я пользуюсь полусинтетическими нитями - главное в них прочность и чтобы они сильно не тянулись. Для утка - шерсть, полушерсть с акрилом и разные декоративные добавки (люрекс). Пряжу я сейчас не крашу - покупаю на Семеновской фабрике в бобинах и потом меланжирую, достигая бесконечного количества оттенков.
Плотность моих гобеленов 30 - 35 нитей основы на 10 см. В заказных работах плотность должна быть выше - сказывается менталитет покупателей. Но даже пять лишних нитей серьезно замедляют работу, так как и уток приходится брать тоньше (При плотности 30 нитей я могу делать до двух кв. метров в месяц).

«Полет Пегаса». Фрагмент облаков (с выставки «Россия XI» в феврале 2009 г. в ЦДХ. Фото И. Д. Гобелен целиком см. ниже.)
[И. Д. : основной прием разработки формы у художника - штриховка.]


Я пришел из гобелена в живопись, и скорее, живопись - была возможностью выразить те сюжеты, которые просто не успевались в ткачестве. Гобелен же я не оставил потому, что фактура ткани обладает совершенно уникальными эстетическими свойствами. По-типу она близка к мозаике, но при этом имеет особую мягкость и пластичность. В живописи мазки смешиваются, образуя череду промежуточных тонов. Тканая поверхность состоит из отдельных цветовых точек, которые соединяются только в глазу на определенном расстоянии. Если смотреть на нее вблизи, то видишь отдельные точки - стежки. Шаг назад - и эти точки сливаются в изображение какой-то картинки. На этом неосознанном противоречии строится особый эстетический эффект: образ как бы является из небытия, сам собою, не связываясь с материальным носителем. Вторая, более практическая причина  - гобелен, быть может, единственная возможность в домашних условиях заниматься монументальным искусством и не быть связанным ни мнением заказчика или его жены (дворника, шофера, охранника и т. д.), ни помещением, которое может сменить собственников или просто быть разрушенным (одна моя роспись в торговом центре погибла по этой причине). Гобелен в шесть кв. метров в сложенном виде помещается в сумке среднего размера и весит 6 кг. По два гобелена зараз я возил в Голландию, Польшу, Корею. А картину такого размера я бы даже не вытащил из мастерской, не говоря о всех дальнейших проблемах с транспортировкой и хранением.

«Похищение Европы» - одно из первых обращений к античной теме, свидетельствующее об увлечении метафизиками. Здесь хотелось передать ощущение контраста между укрощенной могучей силой быка и хрупкой Европы, что достигается противопоставлением активных цветовых пятен, гротескным изломом линий.

«Похищение Европы». 1993 г. 200х220 см.


А потом я стал искать, что называется "вечную тему" и, конечно, не мог пройти мимо Библии...

«Вавилонская Блудница». 1994 г. 200х260 см.
Гобелен, созданный на апокалипсическую тему. В 1993 году я работал над иллюстрациями к книге "Толкование Апокалипсиса" богослова Льва Регельсона. Для нее было создано около пятидесяти живописных и графических иллюстраций. "Блудница" - один из центральных и таинственных сюжетов Откровения Иоанна, допускающий множество интерпретаций, а для художника - выигрышная тема, позволяющая создать эффектный пластический образ. 


С работами на библейские темы я вступил в Союз, несколько гобеленов приобрело Министерство Культуры. "Кана Галилейская" (см. ниже), что висит сейчас в Царицыно - один из них. (У организаторов выставки была идея выставить весь триптих сразу, но не хватило места).
Постепенно христианская тема расширилась и на античную мифологию. Так продолжалось примерно до середины 90-х годов.

А дальше произошло два момента. Первый - творческий. Я работал в стиле огрубления формы, стремясь достичь декоративного эффекта. Но вместе с тем, примитивизация, которая свойственна этому стилю, не могла дать полного удовлетворения. В какой-то момент стало казаться, что схематизм есть просто не совсем честный способ избежать трудности правильного построения формы. Хотелось, подобно старым мастерам, достичь в этом совершенства. Отсюда мои настойчивые, часто подсознательные, попытки приблизиться к реалистическому стилю. И здесь я не одинок: если посмотреть в истории, то это довольно частое явление - например, тот же Малевич, Пикассо или Джорджо де Кирико.

Второй момент - чисто жизненный. После мощной поддержки в самом начале со стороны официальных структур, в дальнейшем она прекратилась по понятным причинам. Пришлось выживать самому. И тут я столкнулся почти с тотальным непониманием частного заказчика. Требовалось психологически комфортное, понятное искусство без излишнего умствования... Так эти две тенденции сошлись воедино и целая серия последующих работ, была направлена на разрешение этой задачи. (Надо сказать, что технически, создать в гобелене реалистическое изображение гораздо труднее, чем стилизованно-декоративное. Ведь малейшая ошибка в рисунке сразу обращает на себя внимание. Но в живописи художник видит всю картину целиком и всегда может вернуться к любой ее части. В гобелене же и исправлять сложно, и видишь его только фрагмент, да еще на боку, в лежачем состоянии).
[И. Д.:  если станок по размеру не позволяет ткать гобелен по широкой стороне, см. фото станка ниже. Или этого требуют особенности рисунка.]
Но сейчас я уже устал от реализма и хочется вернуться к первому стилю, который, конечно же, более любим.
[И. Д.: да, как часто публике хочется убедиться, что художник, так или иначе исказивший изображения, на самом деле, всё же умеет рисовать!]

Гобелен «Музыка» был сделан по заказу для видеозала в одной питерской квартире. За основу был взят рисунок с обложки компакт диска, который я существенно доработал и стилизовал для гобеленового исполнения. Эта композиция очень хорошо легла в общий строй метафизического стиля: действия здесь нет, музыка не звучит - есть только ее ожидание в застывшей тишине.
[И. Д.: красиво сформулировано. Однако «ожидание» всё же легче показать. Я вот давно думаю, как же саму музыку изобразить... ]

«Музыка». 1999 г. 230х260 см.


«Зебры». 2000 г. 170х200 см.


Гобелен «Зебры» создан по частному заказу. В нем, как и в других интерьерных гобеленах главной задачей является "вписанность" в помещение, то есть исполнение роли изначально присущей декоративно-прикладному искусству. Существует большая разница между искусством музейным, выставочным и интерьерным. В первом случае возможны и необходимы большие темы, драматические сюжеты, сложные композиции, так как люди приходят туда, чтобы получить темы для размышлений и образных переживаний. Если музей будет сплошь состоять из благостных натюрмортов и пейзажей - будет скучно, как на просмотрах индийских фильмов. Другое дело - прикладное интерьерное искусство. Здесь надо учитывать, что работа может долгие годы висеть на одном месте и постоянно присутствовать в жизни людей. Поэтому сюжет, общая тональность ее должны быть, что называется, с положительной энергетикой, не раздражать глаз и не «задевать психику». Кроме того, она должна органично вписаться в окружающее пространство. Причем, учитывая размеры гобелена, ему почти всегда бывает суждено стать центром помещения, задавать ему тон...
[И. Д.: и, в идеале, вкусы заказчика должны совпадать со вкусами художника...]
«Белые лошади»,  так же как и «Зебры» относятся к интерьерным работам. Романтическая мечтательность, мягкость тона, спокойствие цветов - главное в этой работе.

«Белые лошади». 2004 г. 170х200 см. 


Античный триптих состоит из гобеленов, посвященных темам Леды и Орфея. В 2002 году я был в Константинополе и приобщился к великим традициям греческого искусства. Захотелось еще раз обратиться к античной теме, но теперь уже в реалистическом стиле. Триптих получился случайно - планировалась целая серия подобных работ одинаковых по формату.

Триптих  «Леда и лебедь», «Орфей», «Белый мост». 2002 г. Каждая часть 200х110 см. 


Одну «Даму с единорогом» я делал на заказ  - эту фотографию вместе со мной на лестнице я выложил в альбоме. А другую - делал уже позже. Возвращение сразу нескольких художников к этой теме говорит, по моему мнению, об общей неудовлетворенности авангардной эстетикой и попыткой, прикоснувшись к истокам, обрести новый импульс.

«Дама с единорогом». 2003 г. 180х120 см.


«Полет Пегаса» ткался летом 2006 года. И так случилось, что уже осенью, по делам работы, мне пришлось побывать в Анталии - бывшей Ликии - места, где как раз, на горе Олимп жил Пегас. У ее подножия можно видеть развалины греческого города Олимпии. По преданию, герой Белерофонт, для борьбы с Химерой должен был поймать и оседлать Пегаса. А поверженная Химера и сейчас дает о себе знать огненными факелами, исходящими из земли в четырех километрах от Олимпа.


«Полет Пегаса». 2006 г. 140х200см.


«Выезд на охоту» и «Прием послов» были сотканы по заказу МИДа России для украшения резиденции Посла РФ в Южной Корее в Сеуле. Мною была предложена историческая тема с национальными традиционными образами. За основу было взято время Алексея Михайловича, XVII век, с его красочной, костюмированной жизнью. Тема одновременно и патриотическая, и благодатная для художественной интерпретации.

«Выезд на охоту». 2004 г. 150х200 см. 


Библейский триптих «Вход в Иерусалим», «Кана Галилейская», «Тайная Вечеря» был создан в 1989 -1990 годах. Он не задумывался триптихом - это так сложилось потом. Выбранные темы - символичны: на свадьбе в Кане Христос совершает первое чудо, открывающее череду других; вход в Иерусалим - начало жертвенного служения Христа, а Тайная Вечеря - момент установления евхаристии. В этих работах, как я считаю, произошло формирование моего стиля, в котором я работал все девяностые годы. Он сложился под влиянием супрематизма и метафизической живописи Джорджо де Кирико.

«Вход в Иерусалим». 1989 г. 260x200 см.


…Очень важна была поездка в Псков в 89 году и знакомство с его иконописной школой. Мощная суровость и аскетизм произвели сильное впечатление и, несомненно, повлияли на мое дальнейшее творчество. …я постарался это описать в художественной форме... нечто вроде романа, как раз на тему жизни художника. Отрывки из моего текста быть может, как-то осветят творческий процесс, о котором впрямую говорить очень сложно…
     «…Илья еще раз окинул взглядом первый зал. Опять остановился перед Деисусом. Согбенные фигуры все также шли навстречу друг другу. Его внимание скользило по ним: вот Павел, архангел Гавриил, Иоанн Предтеча, воздевший правую руку с пальцами, сложенными в старообрядческое двуперстие, вот Богородица, вот архангел Михаил.       Вдруг он заметил, что глаза архангела повернулись в его сторону, и смотрят прямо, испытующе и с укором. Илья посмотрел еще раз - нет, он не ошибся - все остальные святые были погружены в себя. У некоторых, от времени, глаза совсем стерлись и они как бы уже пребывали в другом измерении. У других - взгляд был потуплен. В мире они еще оставались, но только номинально, будучи занятые внутренним духовным состоянием. И только Михаил, единственный из всех, смотрел за пределы иконы, в человеческий, земной мир, как бы вопрошая зрителя. Илья был уверен, что этот взгляд обращен лично к нему, и никто в мире даже не замечал этого.
     Илья потерял ощущение времени. Друзья его, по-видимому, уже заждались, но оторваться он не мог. Михаил непонятным образом, говорил ему, он явственно это слышал бессловесную речь:
- Знаем мы, ты - художник! Но на что ты тратишь бесценное время творчества? На бессмысленные забавы и игру. Тебе дан дар видения, дар воплощения невидимых связей, недоступный простому взгляду. Кисть и цвет не являются игрушкой. Это могущественная сила, вызывающая к жизни и повергающая в прах. Но надо уметь обращаться с ней, иначе ее действие станет губительным и смертельным. Видим мы, ты не сможешь далее просто оставаться тем, чем есть сейчас. Твоя жизнь будет зависеть от твоего выбора: только на истинном пути ты добьешься спасения. Но многие искушения будут подстерегать тебя. Учись различать их!
     Дорога занимала четыре часа, и Илья задремал. Ему снился древний Псков с его серым Кромом, странными кривыми церквями, сумрачными, но такими величественными и одушевленными иконами. Снился архангел Михаил, повернувший глаза в сторону Ильи и провожавший его взглядом. Потом Илья увидел себя, спускающимся в черную пропасть ада. Через провал в земле он несся вниз, окруженный дикими воплями измученных людей, уже веками пребывающих там. Вокруг пылал огонь, и жар нарастал, но движению вниз все не было конца.
     И вдруг он увидел, как тоже самое происходило много сотен лет назад с другим Человеком, замученным и истерзанным, в терновом венце. Он был один, среди сотен и тысяч других тел, дождем летящих вниз. Но, начав свое движение неприметно, в общей массе, по мере спуска вглубь, Человек не таял и не распадался на отдельные куски костей и мяса, вспыхивающие рыжими огненными факелами и исчезавших навсегда. Нет, наоборот, Его тело укреплялось, оправлялось от ран и становилось могучим и прекрасным, каким далеко не было при жизни. Оно начинало светиться, но светиться не тем желтым огнем, которым было охвачено все вокруг. Нет, свет от него имел холодный голубой оттенок, контрастно и инородно прорезающий пекло ада. Свет этот усиливался и, постепенно, стал столь ярок, что затмил все вокруг, осветив преисподнюю из конца в конец. Согбенные тела мучеников распрямились, почувствовав последнюю надежду. Было видно, как среди них то там, то здесь загораются ответные огоньки. Кандалы спадали и они устремлялись в центр, ближе к пришедшему Спасителю, и сливались с ним в едином всепокрывающем блеске. Своды многочисленных бесконечных пещер, проходов и нор, расходившихся по всем сторонам, наполнились гулким ревом, задрожали и посыпались прахом земли. Спаситель коснулся дна. Здесь лежали кости Адама. Вдруг, они зашевелились, стали притягиваться друг к другу, обрастать плотью, слагаясь в новое тело. Еще мгновение - и оно озарилось тем же чистым несокрушимым огнем, что принес сюда этот Сын Человеческий. За Адамом последовали и другие умершие, чьи останки смогли воспринять лучи истинного света и зажечься от него самим. Но только праведникам, прожившим жизнь в поисках Бога, это было под силу. Остальным этот свет только вредил, и они в страхе кидались прочь.
     Первородный грех был искуплен крестной жертвой Агнца, и преисподняя оказалась бессильной противостоять Его всепобеждающему вторжению. Порыв ветра пронесся ввысь, и врата ада распались на составные части. Спаситель, Адам, Ева и другие праведники вышли из преисподней и обрели покой в новой, небесной обители, уготованной им Богом.
     Илье снилось, что и он, увлекаемый общим движением, навсегда покидает мрачные пещерные закоулки и переносится в новое качество. Илья увидел себя стоящим рядом со своим небесным покровителем в огненной колеснице. Шаровая молния окружила их и подняла ввысь. Земля стала маленькой, и все проблемы, тревоги и заботы, связанные с ней, исчезли сами собой, растворившись в небытии. Впереди расстилалось бесконечное море света и тепла, населенного самыми невероятными бесплотными существами, подобными тем, что были сегодня на иконах.
     Он чувствовал, что сейчас прорвет завесу материальности и, еще не много, и тонкое всеохватывающее видение внутренних мировых причин и соотношений распахнется перед ним с невиданной силой. Но, только он подумал об этом, как сразу, вновь приобретенная способность, стала уходить, удаляться, растворяясь в вихрях сна. Мир утратил яркость, и в сознании осталось лишь несколько отдельно запечатленных моментов, которые теперь, всеми силами, он старался удержать в памяти. Он повторял их вновь и вновь, но не живо и явно, как они пришли к нему изначально, в виде мистического кинофильма, а в качестве смазанных и нечетких фотографий, бледными тенями напоминавших захватывающее видение.
     Было обидно и горько. Но, окончательно проснувшись, Илья твердо решил, что предметом его творчества станут теперь великие библейские и мифологические события мистической истории человечества».
[И. Д.: большие фрагменты из недописанного романа Андрей Мадекин обещает опубликовать в своем будущем Журнале. Мы сообщим об этом событии.]

«Кана Галилейская». 1989 г. 260x200 см.


«Тайная вечеря». 1990 г. 260x230 см. 


[И. Д. : сложение стиля, почерка художника - таинство искусства. В этих трех работах мы можем проследить путь от использования формальных приемов деления плоскости и «аккуратной», довольно скованной трактовки фигур до свободного, сильного гротеска. От многословия - к емкой лаконичности. Вопреки тому, как «положено", как учили и всем сложившимся церковным канонам. ]

«Благовестие апостола Андрея» - гобелен, созданный в 1994 году, можно сказать, в переломный момент истории России. Хотелось жизнеутверждающего начала, некоего благословения для страны... Сюжет основан на предании о странствовании апостола Андрея по Днепру и его пророчества о возникновении в будущем Киева и Руси в целом.
(Фото гобелена на выставке «Диалог» см. здесь)

«Иаков у источника». 2004 г. 100х90 см.  Фрагмент. (Фото И. Д. Гобелен целиком - на выставке «Россия XI» в ЦДХ в феврале 2009 г. см. здесь)


Ковры явились естественным продолжением интерьерного гобелена. В 2003 году я познакомился с руководством одной фирмы… они  предложили мне помочь с созданием эскизов ковров. Как раз подвернулся большой заказ. У них был партнер - испанская ковровая фирма "Пени", который  брался за изготовление ковра. Но нужны были обмеры и эскизы. В том доме была "Мадонна Питти" Микеланджело, и она меня натолкнула на мысль сделать ковер в барочном стиле со львами, гербом и пр. Эскиз понравился заказчику, и надо было делать ковер. Как выяснилось потом, исполнитель был совершенно не готов к такому уровню: они неплохо  делали растительные орнаменты, но фигуры животных оказались очень трудным для них испытанием. При этом испанская гордость не позволяла сделать так, как им говорили и показывали с самого начала. В общем две пробы они запороли, сроки были уже все пройдены. Но, в конце концов, все обошлось благополучно.

«Львы». 2005 г. Гарнитур из двух ковров - напольного (520х450 см), и лестничного (1100х400см). По бордюру идут шестнадцать львов.



Потом  было еще несколько ковров, в том числе на лестницы, что всегда очень трудно и на грани срыва... В то же время я все время говорил на фирме, что Испания - не та страна, где стоит производить ковры - надо смотреть на восток. И вот в прошлом году мои увещевания были услышаны, и мы отправились в Катманду. Там удалось посетить четыре фабрики, две из которых стали поставщиками. Качество Непала не сравнить с Испанией - тут и шелк, и растительная пряжа, и разные фактуры, и люди более смышленые.
Ворсовые ковры, созданные по моим эскизам находятся в частных интерьерах Москвы и области.

«Чеховский». 2007 -  2008 гг. Длина около 20 метров.
Огромный лестничный ковер, растянувшийся на 33 ступени,  делающий три поворота и выполненный одним куском. Название дано по месту его нахождения - в частном коттедже, недалеко от города Чехов.
 

«Michelangelo». 2005 г. Пока только эскиз. Предполагался в длину не менее 6 метров.
В этой композиции использованы фрагменты росписи Сикстинской капеллы. А весь замысел - космогонического масштаба: бордюр представляет образ Земли с элементами растительного орнамента, изображениями льва, единорога; атланты Микеланджело держат небесный свод, который символизирует декоративный зодиакальный круг. А центр Неба увенчивает знак солнца.


«Северный». Ковер назван так потому, что в нем использованы элементы северной деревянной резьбы.


[И. Д.: работа над коврами показывает, насколько художнику подвластны стили любой эпохи. Без глубокого знания истории культуры такая работа невозможна. И это "вхождение в образ" сделано не формально, а с любовью, пропущено через сердце. А результат - всего лишь в одном экземпляре. Какая жалость!]

Более полно работы художника представлены в следующих источниках:
живопись;
ковры и гобелены.
Выставка гобеленов в Галерее Валентина Рябова.
Авторский альбом на  mail.ru
Электронная почта: madekin@mail.ru

P.S. Большое спасибо Андрею Мадекину за терпеливое отношение к моим бесконечным вопросам и подробные ответы на них.
У вас тоже есть возможность задать художнику любые вопросы в комментариях или по почте.

гобелен

Previous post Next post
Up