После возвращения на «историческую Родину» А.Толстой говорил в приватном разговоре Ю.Анненкову: «Я циник, мне на все наплевать! Я - простой смертный, который хочет жить, хорошо жить, и все тут. Мое литературное творчество? Мне и на него наплевать! Нужно писать пропагандные пьесы? Черт с ним, я и их напишу!
(...) Пока я писал »Петра Первого«, видишь ли, «отец народов» пересмотрел историю России. Петр Великий стал без моего ведома «пролетарским царем» и прототипом нашего Иосифа!
Я переписал заново, в согласии с открытиями партии, а теперь я готовлю третью и, надеюсь, последнюю вариацию этой вещи, так как вторая вариация тоже не удовлетворила нашего Иосифа.
Я уже вижу передо мной всех Иванов Грозных и прочих Распутиных реабилитированными, ставшими марксистами и прославленными. Мне наплевать! Эта гимнастика меня даже забавляет! Приходится, действительно, быть акробатом.
Мишка Шолохов, Сашка Фадеев, Илья Эренбург - все они акробаты. Но они - не графы. А я - граф, черт подери! И наша знать (чтоб ей лопнуть!) сумела дать слишком мало акробатов!»
https://rusorel.info/koe-chto-iz-zhizni-metrov-sovetskoj-propagandy/ Придворный борзописец А.Толстой даже
во время эвакуации в Ташкенте жил в отдельном, богатом особняке с прислугой.
В 80-м году совершено преступление века. Ограблена вдова писателя Алексея Толстого. Похищены уникальные предметы искусства и драгоценности. Среди них - брошь "Королевская лилия" стоимостью полмиллиона долларов.
Следы преступников ведут к так называемой "бриллиантовой мафии", связанной с партийным руководством Советского Союза. Иллюстрация: П.Кончаловский «Портрет Алексея Толстого на даче» с роскошным натюрмортом в стиле голландцев. 1937-1940. Царская водочка на столе барина. И это в то время, когда весь русский народ, подтянув спадающие с усохшего живота портки, надрываясь от голода и унижений, строит «светлое будущее».
24 ноября 1930 г.
«В “Литературной газете” 10 ноября была статья Толстого, смысл которой сводился к словам: “Вся жизнь моя была залогом свиданья верного с тобой”. “Я вам - утро человечества, социалистическое строительство!.. - нельзя ли на чаек с вашей милости, домик в пожизненное владение”. Некрасиво как-то очень. Может быть, он вдруг уверовал, все может быть, но вера эта - ей грош цена. В прошлом году Мите была взята гувернантка, архирелигиозная, поклонница отца Александра, и был вначале полный восторг. У ней и Алена занималась с Митей до Нового года. А теперь Митя октябренок, а Никита пионер. А за границей Фефа был бойскаутом. Тут не смена вех, а отсутствие каких бы то ни было вех. Замена убеждений чутьем, где выгодней и безопаснее. Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше. Так и А.Н.
Но я больше у них бывать не смогу. Они затратили сейчас на дом, я думаю, тысяч 10 - 15, А.Н. говорил: “У нас будет две ванны, - одна будет замечательная, как у куртизанки, повесим похабные картинки…” Утро человечества. И ведь все равно никто не поверит.
А вчера было собрание интеллигенции: профессора, Петров, Толстой говорил речь о вредительстве, еще не было в газетах подробностей. Шабесгои. Всё это люди, зарабатывающие тысячи, - откуда и преданность. Может быть, я ошибаюсь, но я верю в одно, что не может и никогда этого не было в истории человечества, чтобы религия, основанная на ненависти, на порабощении целой нации, на внедрении в нее враждебных ее существу идей, могла существовать». В это же время Пришвин пишет в своих дневниках от 6 Января 1930г.: «Сочельник. Со вчерашнего дня оттепель после метели. Верующим к Рождеству вышел сюрприз. Созвали их. Набралось множество мальчишек. Вышел дефективный человек и сказал речь против Христа. Уличные мальчишки радовались, смеялись, верующие молчали: им было страшно сказать за Христа, потому что вся жизнь их зависит от кооператива, перестанут хлеб выдавать, и крышка! После речи своей дефективное лицо предложило закрыть церковь. Верующие и кое-какие старинные: Тарасиха и другие, молчали. И так вышло, что верующие люди оставили себя сами без Рождества и церковь закрыли. Сердца больные, животы голодные и постоянная мысль в голове: рано или поздно погонят в коллектив.
31 января 1939г.: »Умирающий Горький и Сталин. (Горький оглянулся: всё ложь у писателей, все его дело ложь. А Сталин стоит...)«
1 февраля 1939г.: «Советский деятель до того пронизан готовностью услужения коллективу, что не допускает возможности отношения индивидуального, и если это даже писатель или художник, то говорят о нем не «писатель такой-то» или «художник», а «такие писатели и такие художники, как (имя рек)», имея в виду, что если таких сейчас нет, а раз-два - и обчелся, то все равно в таком роде при поощрении государства народится сколько угодно. Одним словом, имеется в виду род, а не личность: в этом и ужас весь современности. - Мы навоз! - сказал N."
Источник:
http://prishvin.lit-info.ru/prishvin/dnevniki/dnevniki-otdelno/1939.htm Е.Замятин: «Чтобы уяснить себе это, следует вспомнить, что литература в Советской России - это в некотором роде государственная служба, писатель считается обязанным служить тем же целям, которые ставит себе государство» -
http://zamyatin.lit-info.ru/zamyatin/zamyatin-kritika/actualits-sovitiques.htm СОЮЗ СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ФОНД СССР.
8 Июня 1939 г.
«Секретно».
Народному Комиссару Внутренних Дел.
Тов. Берия Л. П.
22 Мая с.г. органами НКВД была опечатана принадлежащая Литературному Фонду Союза советских писателей дача, находившаяся во временном пользовании писателя Бабеля, арестованного органами НКВД… Правление Литературного Фонда Союза советских писателей просит Вас, товарищ Берия, сделать распоряжение о передаче вышеуказанной дачи Литературному Фонду для дальнейшего использования ее по прямому назначению, путем предоставления ее членам Союза писателей для творческой работы и отдыха.
Председатель Правления Литфонда СССР К. Федин.
Директор Литфонда СССР Оськин.
На письме резолюция: «Передать» и подпись - Л. Берия.
Не прошло и месяца со дня ареста Бабеля, следствие только началось, виновность не доказана, до суда далеко - а писатели уже делят дачу своего собрата, вычеркнули его из жизни. апупея художника Владимирова:
Революция 1917-го без прикрас: Разоблачающие хроникальные картины, которые 100 лет не показывали миру
В последние годы очень часто получают огласку малоизвестные факты о художниках, творивших в России в прошлом веке. Так, почти сто лет имя самобытного мастера Ивана Алексеевича Владимирова находилось в рядах известных художников школы живописи социалистического реализма. И только относительно недавно...
kulturologia.ru