Зачем преподаватели и студенты побежали в революцию в 1917?

Aug 30, 2020 15:08


Столкнувшись с историей становления академической художественной школы на Урале, я пришла в недоумение. Екатеринбургская художественно-промышленная школа была филиалом престижного, высшего с.-петербургского училища Штиглица. К обучению, естественно, пригласили преподавателей из Москвы, Петербурга и из-за границы, которые определяли творческую атмосферу тех лет.

В 1905 г. учащиеся Екатеринбургской художественно-промышленной школы вышли на демонстрации, требуя дать им «свободы». Против этих демонстраций «в защиту трудящихся» были, впрочем, сами трудящиеся, которые избивали «студентов и жидов», чтобы они не бузили.

Сегодня нам, смотрящим на ту эпоху издалека, не совсем понятно, каких «свобод» хотели студенты и на какую «реакцию» жаловались?.. Похоже, что рабочие, ходившие патрулями по Екатеринбургу 1905 года, были категорически правы.



После реформ в образовании, затеянных ещё в 1908-ом, обучение было передовым по тем временам, ограничений в поступлении тоже не было, если не считать экзамена по профпригодности. Учились в основном дети ремесленников, крестьян и мелких служащих, предпочтение отдавалось детям потомственных династий с уральских заводов[1]. Никто не заставлял следовать курсу «партии правительства», не было насильственно насаждаемой идеологии, стилевое разнообразие училищных работ было удивительным. В поисках новой формы в живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве тоже никто не ограничивал, наоборот, всячески поддерживали. Материальная база училища постоянно пополнялась. Отношения с преподавательским составом были самые демократические, а обстановка в художественных мастерских необычайно творческая. Продумана была система стипендий и помощи нуждающимся, талантливым ученикам. Солидные знания и хорошая школа позволяли ученикам работать после получения диплома не  только в прикладных, но станковых и монументальных видах искусства. Чего не хватало ученикам?.. Все мыслимые и немыслимые свободы были даны ещё в 1905-м году, в знаменитом Манифесте «Об усовершенствовании государственного порядка». Прямым следствием выхода манифеста 17 (30) октября 1905 г. стало появление легальных политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, а также легальной оппозиционной печати -  https://irina-fadeewa.livejournal.com/2126021.html

Однако администрация школы поощряла беспорядки как в самой школе, так и в демонстрациях неокрепших умов, склонных к революционному романтизму и максимализму. Характерны в этом смысле воспоминания ученицы А.Маковского в рисовальном классе при Академии художеств, студенты мечтали о Вандее, зачитывались Вольтером[2].

Отчего возникли такие настроения в русском обществе?.. Еще в 1873 году известный русский философ Владимир Соловьев писал: "...сущность современного просвещения... состоит в отрицании всякого духовного, нравственного начала и в утверждении одной животной природы. Вся мудрость века сего сводится к очень простому положению: человек есть скот... Правда, нравственное состояние этого народа очень низко, он упал почти до скота; но пока он сохраняет великое понятие о "грехе", пока он знает, что человек не должен быть скотом, до тех пор остается возможность подняться; но когда его убедят, что он по природе своей есть скот, и следовательно, живя скотски, поступает лишь соответственно своей природе, тогда исчезнет всякая возможность возрождения"[3].

Кто-то из русских философов сказал, что Россия донашивает социальные идеи Европы также, как служанка донашивает старые платья хозяйки. Похоже, что перед 1917-м русских таки убедили, что человек - это всего лишь социальное животное (привет Дарвину и Марксу).

Судя по лозунгам екатеринбургских студентов художественно-промышленной школы, именно так и случилось в начале 20 века. На демонстрациях екатеринбургских учащихся не было ничего принципиально нового, озвучивались старые, демократические лозунги «свободы, равенства, братства» в стиле Французской буржуазной революции. Какое-то сомнительное и бестолковое томление духа. Все хотели власти и почти все они были нигилисты. Однако, надменные мечты Лапласа свести Вселенную в систему одновременных дифференциальных уравнений неизбежно закончились самоупоенным проектом фантастических теорий, но не во Франции и не в Германии, а в России - https://irina-fadeewa.livejournal.com/1868587.html

[1] «Приходится удивляться, что в столь короткий промежуток времени существования у нас художественной школы ученики, поступившие в неё без всякой подготовки, могли достичь таких успехов», причем большинство учеников принадлежало «простому классу». Уральская жизнь, 1903, 14 июня.
[2] См. Л.В.Шапорина. Дневник. В 2 томах//Россия в мемуарах. 2017.

[3] Соловьев В. "Неподвижно лишь солнце любви...". М., 1990.

О том, что народ был против революции и революционеров, говорил Столыпин в своем докладе Госдуме 8 июня 1906 г., С.11:



Ссылки на эту же тему, из которых многое становится понятным:


Дореволюционная школа Урала рецензия на книгу: М. В. Егорова. Повседневная жизнь учащихся и учителей Урала в XIX -начале XX В. М. : памятники исторической мысли, 2008


Анализируя исследование, посвященное средним учебным заведениям Урала, автор высказывает, в частности, суждения о предпочтительной структуре исторических книг, предназначенных для массового читателя. В данной работе, по его мнению, собраны яркие свидетельства, характеризующие образовательный ценз и...

cyberleninka.ru

Столыпин, подавивший революционный террор, масштабы которого носили угрожающий характер, стал главным организатором аграрной реформы. Все это встретило яростное сопротивление «общественности» и политиканов. Ответом явились 11 покушений на Столыпина, когда пострадали и его родственники и совершенно обычные люди. Кстати, Столыпин отлично понимал, на что шел. Еще при назначении его министром внутренних дел он написал: «Я министр внутренних дел в стране окровавленной, потрясенной, представляющей из себя шестую часть шара, и это в одну из самых трудных исторических минут, повторяющихся раз в тысячу лет. Человеческих сил тут мало, нужна глубокая вера в Бога, крепкая надежда на то, что Он поддержит, вразумит меня»  https://pravosk.ru/petr-stolypin-chelovek-dlja-rossii/

Экипаж П.А. Столыпина после очередного покушения, 1906 год:



Урал, швабоды-гавенство-бгатство!!, Серебряный век, Столыпин, бесы русской революции, 1905, образование

Previous post Next post
Up