У тех, кто родился и прожил в Москве большую часть жизни, конечно, есть много возможностей посетить ее главные достопримечательности в центре.
Но Москва - это не только центр, это и ее окраины, которые до революции были застроены красивыми и хорошо обустроенными дворянскими усадьбами.
Старинный рисунок усадьбы Свиблово:
Основное здание усадьбы, в нем расположена Православная школа:
Церковь Святой Живоначальной Троицы на территории усадьбы:
Вход на лестницу к колокольне:
Лестница на колокольню:
Вид с площадки колокольни церкви на окружающий жилой массив:
Слово "усадьба" происходит от глагола "садиться", "усаживаться" и обычно усадьба состояла из жилых и хозяйственных построек. В послепетровские времена понятие "усадьба" стало связываться именно с помещичьими владениями. Со временем хозяйственное значение усадеб вокруг Москвы и Петербурга отошло на второй план: они превратились в места летнего отдыха, развлечений, любования природой. В усадьбах часто устраивали театры, держали оркестры, проводили музыкальные и поэтические вечера.
Многие, хотя и не все подмосковные усадьбы сохранились в основном потому, что представляют собою историческую и художественную ценность.
К примеру, только на севере Москвы сохранилось несколько дворянских усадеб с прилегающей обширной парковой территорией: среди них Останкино, Свиблово, Медведково, Петровско-Разумовское. Иногда истории сохранения и возрождения усадеб звучат действительно удивительно. Да и сами усадьбы выглядят довольно эклектично и фантастически, напоминая собою портал в параллельную реальность в море высотных новостроек столицы.
Для нас открытием стала усадьба Свиблово и, в особенности, находящаяся на ее территории церковь Живоначальной Троицы, построенная в стиле Нарышкинского барокко.
Нарышкинское барокко - это самобытный стиль в архитектуре, который возник в России на рубеже XVI-XVIII вв. Как и в случае с любым художественным произведением или предметом настоящего искусства, его можно, конечно, описать словами, но совершенно невозможно передать словами то впечатление, которое он производит. Нарышкинский стиль знаменит, о нем много написано и сказано, но все же нужно увидеть постройки в таком стиле, чтобы понять, о чем идет речь.
Мы побывали на экскурсии в храме Живоначальной Троицы, которую проводила профессиональный экскурсовод для учеников 1-го класса Православной общеобразовательной школы (это были малыши 7- 8 лет, один из них - наш сын и внук), которая располагается в здании усадьбы, ребятишек вы можете увидеть на фотографиях.
Текст этого поста написан на основе того, что мы узнали на экскурсии, а также информации из открытых источников и книг (ссылки на источники в конце статьи).
Об истории усадьбы
Очень подробное описание истории создания усадьбы Свиблово можно найти в книге Муравьевой Т. В. "Венок московских усадеб", здесь мы приведем лишь отрывки в адаптированном виде:
"Одно из наиболее ранних документальных упоминаний села относится к 1425 г. Однако известно, что уже в XIV в. оно принадлежало боярину Федору Андреевичу Свибло и имело два названия - Свиблово и Федоровское. Боярин Свибло был воеводой и приближенным Дмитрия Донского, принимал участие в постройке белокаменного Кремля в Москве (в память об этом - за одной из кремлевских башен закрепилось название Свиблова).
На рубеже XIV-XV вв. боярин Свибло ... оказался в опале, а его имущество, в том числе, имение Свиблово, было возвращено в казну.
Около 1620 г. земли Свиблово были пожалованы стольнику Льву Афанасьевичу Плещееву в качестве награды за "московское осадное сидение", то есть за оборону Москвы во время смуты".
После смерти одной из наследниц Льва Плещеева, Марии Плещеевой (она умерла совсем юной), имением завладел ее дядя, Кирилл Алексеевич Нарышкин. А сделал он это в обход официальных наследников, но поскольку он был особой приближенной к царю Петру I и даже приходился ему родственником, род Плещеевых не посмел оспаривать наследство.
Нарышкин Кирилл Алексеевич - представитель родственного Петру I рода Нарышкиных, сын комнатного стольника Алексея Фомича, прадед генерала Кирилла Михайловича Нарышкина и декабриста Михаила Михайловича Нарышкина.
В 1686 году был комнатным стольником царя Петра Алексеевича. В 1695 и 1696 годах участвовал в Азовском походе и был генерал-провиантмейстером при флоте. С 1697 года служил воеводой во Пскове.
Принимал активное участие в Северной войне: В 1702 году укреплял только что взятую крепость Нотебург, переименованную в Шлиссельбург. Потом, при возведении Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, надзирал за работами на южном бастионе, получившем впоследствии имя своего строителя - Нарышкинский.
С 1704 года по 1710 год - был псковским и дерптским обер-комендантом. Приказания Петра I Нарышкину касались, главным образом, по части приготовления и присылки судов и лодок в города Нарву, Юрьев и Гдов; отправки в Петербург полков и подвод; составления чертежей; устройства засек и оборонительных линий.
Назначенный в 1710 году, он стал первым петербургским комендантом, а в январе 1716 года Нарышкин был назначен губернатором Москвы.
Живя в Москве, Нарышкин энергично приступил к обустройству нового имения. Он перестроил старые палаты, воздвиг в 1708 г. каменную церковь Живоначальной Троицы, а годом позже - колокольню.
Как уже было сказано выше, Нарышкин был участником Северной войны (война, длившаяся с 1700 по 1721 гг. между Шведским королевством и коалицией государств Северной Европы (Саксония, Российское царство, Датско-норвежское королевство, Речь Посполитая и др.) за обладание прибалтийскими землями и господство на Балтийском море и его побережье, закончившаяся поражением Швеции, навсегда утратившей статус великой державы).
После победы Петра I под Полтавой Нарышкин поселил в Свиблове пленных шведских мастеровых людей, а на колокольне установил трофейный шведский колокол. По свидетельству современника "разукрашенные оконные рамы его свибловского дома сохраняли имена и гербы тех немецких баронов, из чьих замков были взяты".
В 1721 г. Петр I начал кампанию по проведению в жизнь строгого соблюдения законов: по решению Юстиц-коллегии Свиблово было возвращено роду Плещеевых.
C 1745 г. владелицей усадьбы была Мария Семеновна Плещеева, которая вышла замуж за князя Петра Яковлевича Голицына, после чего Свиблово перешло к роду Голицыных.
С первой четверти XVIII в. Свиблово становится популярной дачной местностью. В 1801-1803 гг. здесь в летнее время жил на даче историк Карамзин, именно в Свиблове он задумал создание своего знаменитого труда "История государства Российского".
В 1823 г. имение приобрел богатый купец И. П. Кожевников, построивший в усадьбе крупную суконную фабрику. Кожевников был любителем искусства: при нем в Свиблове в специально выстроенном помещении проводились концерты, в которых принимали выдающиеся исполнители: великий трагик П. С. Мочалов, знаменитая цыганская певица Стеша и другие. Эти вечера пользовались большой популярностью среди москвичей, также как и гуляния в Свибловском парке.
Свибловская Суконная фабрика:
Однако со временем благосостояние купца пошатнулось, от концертов и гуляний пришлось отказаться. В 1833 г. поэт Александр Сергеевич Пушкин писал об оскудении знаменитых московских усадеб: “Роговая музыка не звенит в рощах Свиблова и Останкина, плошки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травою…”
В 1867 г. имение Свиблово купил горный инженер Б. К. Халатов, в 1874 г. усадьба перешла к его сыну, который и владел ею до революции.
В послереволюционные годы постройки усадьбы стали использоваться как хозяйственные: здание господского дома не использовалось вовсе, а пристройки были отданы под ремесленные мастерские. В 1938 г. была закрыта для посещения церковь.
Вот что о последующем периоде существования усадьбы говорится на сайте Храма Живоначальной Троицы: “После октябрьского переворота 1917 года храм был закрыт, обезглавлен и претерпел значительное разрушение, территория Усадьбы превратилась в свалку строительного мусора северо-востока Москвы.
В 1994 году церковь усадьбы, которая к тому моменту находилась в полуразрушенном и очень плачевном состоянии, и четыре исторических здания Усадебного комплекса были переданы Русской Православной Церкви.
День за днём Усадьба приобретала былой облик, былое величие - свидетельство веры и любви русского народа к Небесному и Земному Отечеству.
Сейчас храм Троицы Живоначальной имеет статус Патриаршего Подворья. В 2008 году храм отметил 300-летний юбилей со дня освящения.”
История восстановления церкви и усадьбы удивляет, поэтому мы подробнее расскажем о ней далее, в контексте рассказа о приусадебной церкви.
Церковь Живоначальной Троицы в Свиблово
Церковь Живоначальной Троицы была построена в 1708 г., придел святого великомученика Георгия Победоносца пристроен к ней в 1709 г. По мнению искусствоведов в облике этой церкви соединились черты двух архитектурных стилей: нижний объем отличается затейливым декором в стиле "Нарышкинского барокко", более строгое и сдержанное убранство верхних ярусов характерно для архитектуры Петровского времени. А колокольня и вовсе была построена в конце XVIII в. в стиле классицизма.
Тем не менее, церковь представляет собой очень гармоничный единый архитектурный ансамбль: иными словами, если бы не авторитетные мнения искусствоведов, мы бы различий в стилях даже не заметили, так органично соединились они в этой постройке.
Здесь коротко стоит сказать о "Нарышкинском барокко", о котором мы уже упоминали. Вот что сообщает нам о нем Большая Российская Энциклопедия (текст адаптирован):
"Нарышкинское барокко (а также названия стиля - Нарышкинский стиль, Московское барокко) - условное название стилевого направления русской архитектуры конца XVII - начала XVIII вв. Его предпосылки появились в 1670-80-е гг., связаны с проникновением "украинизмов" и "голландизмов". Некоторые характерные сооружения Нарышкинского барокко были построены по заказу семьи Нарышкиных, от фамилии которых это стилевое направление и получило свое название.
Нарышкинское барокко первоначально развивалось преимущественно в Москве и Подмосковье. Главные примеры - нарядные многоярусные церкви:
Знамения на Нарышкинском (Шереметевом) дворе,
Покрова в Филях,
Успения на Покровке,
Троицы в Троице-Лыкове - все в Москве;
Смоленская церковь в поселке Софрино;
Спасская церковь в селе Уборы;
Успенский собор в Рязани.
Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношения масс и размещение пышного белокаменного декора, в котором ордер, заимствованный из западно-европейского зодчества, зрительно связывает все части постройки.
Соединение средневековой архитектурной системы и нового европейского архитектурно-мышления, проникавшего на Русь через Украину, Белоруссию, Польшу, создало своеобразный сплав традиционных и непривычных форм. Богатое рельефное убранство, пластичность декора, многообразные орнаменты, двухцветность (кирпич и белый камень) ... характерны для этой стиля.
Контрасты большого и малого, целого и деталей, гладких стен и пятен декора, устремление построек ступенями вверх, многообразие фантастических и реальных мотивов в декоре (раковины, виноградные лозы и гроздья, головки подсолнухов, цветы, "петушьи гребешки") создают сложное впечатление праздничности и драматизма.
В некоторых церквях нарышкинского барокко сохранились высокие ступенчатые иконостасы.
Черты нарышкинского барокко присущи также некоторым моcковским светским постройкам (Сухарева башня, фото №4 на коллаже ниже). Декоративными формами Нарышкинского барокко украшались и жилые дома (палаты боярина И. Б. Троекурова в Охотном ряду, фото №2), церкви более традиционных типов (ц. Воскресения в Кадашах, фото №3), монастырские трапезные и башни (Утичья башня Троице-Сергиева монастыря, фото №1). ”
На коллаже примеры зданий, построенных в стиле Нарышкинского барокко:
Нужно отдать должное реставраторам храма - декор и убранство церкви прекрасно сочетаются с общим стилем постройки.
Богатый, покрытый позолотой девятиярусный алтарь, выполненный в стиле барокко, был создан уже в 2000-х годах, однако о современном происхождении алтаря можно догадаться, лишь когда разглядывашь фотографии восстановления усадьбы: все здания были в настолько обветшалом и удручающем состоянии, что о сохранности алтаря речи, конечно же, не шло.
Верхняя часть алтаря:
Нижняя часть алтаря:
Левая нижняя часть алтаря:
Центральная нижняя часть алтаря:
Как мы уже сказали, церковь и прилегающая к ней усадьба были переданы Русской Православной Церкви в 1994 г., но службы в храме начались лишь в 2000 г. В самом начале службы велись в приделе храма Георгия Победоносца - там к тому времени была готова кровля, в то время как в остальных частях храма условий для проведения служб совсем еще не было.
Очевидцы рассказывали о том, что бумажные иконы, которые первые прихожане расставили в приделе, вскоре начали мироточить. Да, и сейчас многие иконы храма считаются чудотворными - помолиться к некоторым из них приезжают со всей Москвы (о них мы расскажем во второй части поста).
Вид храма в начале 20-го века:
Вид зданий усадьбы до восстановительно-реставрационных работ:
Временный алтарь в период восстановления храма:
Иконы и детали внутреннего убранства церкви:
Усадьба Свиблово в наши дни
В наши дни усадьба Свиблово - это культурный и одновременно просветительский центр. Здесь открыт и работает Музей колоколов, также можно посетить усадьбу в сопровождении профессионального экскурсовода.
На приходе работает Воскресная школа для детей и взрослых (курс введения в православие), Родительский клуб - досуговый клуб для воцерковленных семей, существует Волонтерское сообщество, которое в основном нацелено на помощь пожилым жителям района.
На базе основного здания усадьбы существует Православная Общеобразовательная Школа Свиблово, где обучение детей ведется с 1-го по 11-й класс. Кроме обычных школьных дисциплин ребята изучают основы Православной веры и церковно-славянского языка, несколько иностранных языков, закон Божий.
Ученики также могут заниматься хоровым пением, ритмикой, танцами, лепкой, макраме. Для мальчиков организованы дополнительные занятия по шахматам, вольной борьбе.
Кроме прочего, приусадебная территория, которая плавно перетекает в парковую зону, - это любимое место отдыха жителей ближайших районов: здесь и летом, и зимой можно гулять среди многовековых лип, вдоль набережной реки Яузы и вокруг Свибловских прудов.
Раскинулся ухоженный и очень живописный розарий, который цветет до октября. А если прогулка утомила, можно зайти в небольшое кафе, столики которого разместились прямо на зеленом газоне, и выпить чашку гречишного чая с монастырским постным медовым печеньем. А что еще уставшему горожанину нужно: глоток чистого воздуха и немного покоя.
Усадьба в разное время года:
___________________
Полезная информация
На территорию усадьбы можно добраться общественным транспортом: метро Свиблово, далее пешком до Лазоревого проезда, 15. Вход на территорию комплекса свободный.
По вопросам организации экскурсий обращаться по телефону:
8-(915)-390-40-74. Официальный сайт:
http://troitsasviblovo.ru Официальный сайт "Православной школы имени преподобного Сергия Радонежского в усадьбе Свиблово":
https://sviblovoprav.mskobr.ru При написании поста использованы источники:
1. Книга Муравьевой Т. В.: "Венок московских усадеб", исторический путеводитель, Москва, 2016 г..
2. Периодическое издание "Дилетант", специальная серия "Мой район", №21, "Свиблово", 2019 г.
3. Статья, посвященная стилю Нарышкинского барокко, Большая Российская Энциклопедия:
https://bigenc.ru/fine_art/text/22503454. История восстановления храма в фотографиях:
http://sviblovoprav.ru/hram.php _______________________________
Вторая часть поста уже вышла здесь:
https://irina-co.livejournal.com/815366.html