Инок. Легенды о черном монахе. (гл.18)

Jun 15, 2009 09:01



Глава 18. « Покаяние» - своя газета.

1

«Инженер» Жириновский экстравагантно озвучивал в телеэфире и прессе смутные ощущения некоторой части электората, пытаясь раскопать в обывательской массе новых наполеонов.

«Новый мир» напечатал для всей страны письма Владимира Соловьева с его рассуждениями « О политике и нравственности». На страницах этого журнала увидел свет и роман Александра Солженицына « В круге первом». Все жадно читали запрещенных до сего времени авторов.


 А. Солженицын - кумир 80-х 
А «Волжские новости» опубликовали интервью отца Дмитрия под заголовком «Волки» и пастырь». Батюшка - депутат стал членом президиума комиссии областного Совета по гласности и правам человека и председателем подкомиссии по защите прав верующих.

- Кто же «волки»?- спрашивает корреспондент А. Полануер у священника - неформала, председателя политсовета Волгоградской областной партийной организации Христианско-Демократического союза России.

-Те, кто довел мою страну до нищеты - духовной и моральной.

- Это камень в «огород» КПСС?

- Да, как партии, которая правила нами последние семь десятков лет. Именно под ее руководством мы дошли до того, что имеем сегодня. Это факт, от которого никуда не деться. И дело тут не в конкретных носителях власти, а в созданной ими системе.

- Говорите ли вы об этом в своих проповедях?

- Я проповедую не только с амвона, но и в церкви я тоже говорю о политике, ибо мне далеко не безразлична судьба Родины.

- Можно ли считать нравственной проповедью ваше выступление на первой сессии Волгоградского областного Совета народных депутатов нового состава?

- В депутаты облсовета я баллотировался не только как священник, но и как один из организаторов ХДС России. Поэтому часть моего выступления была посвящена общечеловеческим, нравственным проблемам (и это можно назвать проповедью), а другая - разъяснению того, что такое ХДС России как политическая организация.

-Насколько мне известно, такой организации не было в дореволюционной России…

-Самой партии, действительно, не было, однако, предпосылки христианско-демократического движения в нашей стране существовали. Достаточно вспомнить труды С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, Д. Мережковского и других философов. Многие русские интеллигенты понимали, во- первых, насущность приобщения нации к общехристианской культуре, во вторых, осознавали приоритет интересов личности над интересами государства. Другими словами, отдельное дерево в лесу дороже самого дерева, ибо последнего без деревьев не бывает. Коммунистов всегда беспокоил лес, о нуждах отдельных деревьев они забывали.

-Февраль этого года запомнился волгоградцам как месяц, насыщенный бурными событиями в общественной жизни города. Каковы, по-вашему, результаты, в чем вы видите на данный момент свои задачи?

-Говорить о каких - либо изменениях, мне, кажется, трудно. Я возмущен, что новые руководители областной организации КПСС не поняли сути происшедшего и, естественно, не собираются передавать власть в руки Советов. Неужели нужна еще одна волна митингов, чтобы помочь им осознать необходимость перемен?

Другие статьи газеты « Волжские новости» того же выпуска:

«Удушающая хватка бюрократов»

Советская экономика скатывается вниз настолько быстро, что Горбачев вынужден отказаться от постепенных реформ в пользу радикальных перемен. Этот шаг будет болезненным для советских трудящихся. Это, в свою очередь, повлечет за собой политические издержки. И даже в этом случае политический результат будет неясным…..

6 политических ошибок Литвы

…Реальность состоит в том, что Советскому Союзу и сейчас, и впредь будут нужны такие решения по Прибалтике, которые обеспечат ему выход к Балтийскому морю.

Что толку взывать к помощи Запада, если СССР изначально поставлен в безвыходное положение…

Елена Боннэр

ПОСТСКРИПТУМ

( Из «Книги о горьковской ссылке»)

«…Они знали, что по поручению посла США в каждый мой приезд из Горького - до апреля 1984 года, пока я еще не имела возможности приезжать,- сотрудники посольства безуспешно пытались пройти ко мне. Я рассказывала им, что вначале пост был только днем, но потом стал круглосуточным, что и в долгие месяцы моего отсутствия они продолжали нести свое дежурство и даже поставили на площадке раскладушку, чтобы по очереди спать…»

А. Анипкин стал первым секретарем обкома КПСС вместо смещенного народом В. Калашникова и претерпел метаморфозу. До того, как занять освободившееся обкомовское кресло, он ходил в кожухе, треухе и говорил:
-Нам такая власть не нужна!
Приняв обкомовские дела, стал выглядеть вполне «цивильно», и повадки перенял, соответствующие занимаемой должности.

Рухнула Берлинская стена, и европейцы сказали: - Нет больше социалистического эксперимента! Восточная Европа осуществила демократическую революцию. В Германии, например, в результате выборов в Палату депутатов блестящую победу одержал председатель ХДС Восточной Германии пастор Лотар де Мезиер, получив в общей сумме сорок восемь процентов голосов и мест. В Советском Союзе христианские демократы так и оставались на «птичьих» правах.


В одном из первых выпусков газеты «Покаяние» (№ 3,1990) напечатали обращение Интернационала христианской демократии к Михаилу Горбачеву от имени его Генерального секретаря Андрэ Луи и президента Эдуардо Фернандеса с просьбой к главе советского государства легализовать ХДС России - полноценного члена Интернационала, действовавшего в 54 странах мира. Руководство Интернационала ХДС считало, что у христианских демократов в нашей стране благоприятные перспективы, поэтому и ходатайствовало перед М. Горбачевым о скорейшей регистрации ХДСР. В штаб- квартире в Брюсселе 8 февраля 1990 года было принято решение о необходимости создания на   базе

ХДСР ( лидер А. Огородников) политической партии. Но она таковой себя не считала :

« Мы - объединение христиан всех конфессий - православных, католиков, протестантов, региональных политических групп, философских обществ, редакций газет. («Вестник христианской демократии» и «Собор»(Москва), «Воскресение» ( Ленинград)

Первые листовки ХДС наводнили город уже вскоре после февральских событий. Владимир Байбаков готовил тексты для первых выпусков «Покаяния». Рулоны тонкой, почти папиросной бумаги - готовый тираж - стояли наготове. Их раскатывали на полу, как обои, и разрезали на отдельные экземпляры. Из газеты, изготовленной таким диким кустарным способом, читатели узнавали о политических событиях в городе, о работе и задачах партии ХДС. Становились достоянием гласности ее цели и задачи в то время, когда КПСС еще готовила свой XXVlll съезд. В официальной коммунистической и прокоммунистической прессе старательно замалчивались исключительно мирные способы политической борьбы христианских демократов.

Номенклатуре КПСС в принципе не нравилось лицо набиравших силу демократических движений. Благодаря своей газете политсовет ХДС Волгоградской области мог рассказать своим читателям о действительном положении вещей. Именно через свою газету «Покаяние»…

….ХДС России декларировала себя

1…политической организацией, опирающейся в свое деятельности на мировоззренческий и нравственно- этический фундамент, заложенный в Евангелие, данном Господом нашим Иисусом Христом.

Во главе политики ХДС России стоит политсовет. Мы обращаемся к достоинству человека, его свободе и суверенитету личности как Образу и Подобию Божию.

2. ХДС России ставит своей целью духовное возрождение России, выражение интересов христиан. Независимо от их конфессии, защиту их образа жизни и гражданских прав, построение демократического государства, исходя из принципов христианской демократии, что включает в себя:

- деидеологизацию государства, равноправие всех идеологий, кроме призывающих к насилию, религиозной и национальной вражде или оправдывающих их,

- парламентскую демократию, многопартийную систему, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, свободные выборы,

-приоритет прав личности перед интересами государства как основной принцип правовой системы,

- безусловное обеспечение гражданских прав: слова, печати, организаций, собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, паломничества, эмиграции, выбора места

жительства, движений людей и идей,

- обеспечение прав наций на самоопределение, включает отделение и создание суверенной парламентской России,

- свободу вероисповеданий миссионерства, религиозного образования и воспитания, доступа и обладания верующимисредствами массовой информации,

-в соответствии с Божественным принципом многообразия мира, создание многоукладной рыночной экономики, базирующейся на различных видах и формах собственности (частная, кооперативная, коллективная, государственная) при их равноправии,

- приведение социального уровня жизни общества в соответствие с возможностью сохранить гражданское достоинство каждого человека,

- отказ от военной и политической экспансии и насильственной идеологизации как основополагающий принцип внешней политики.

4.ХДС в духу христианского отношения к Божьему творению выступает против безрассудной промышленной эксплуатации природы, борется за устранение кризиса, за установление гармоничных отношений между человеком и природой.

5.ХДС России безоговорочно отрицает террористические и любые другие насильственные методы политической борьбы как несовместимые с идеалами христианства, свободы и демократии.

6.ХДС России выступает за конструктивное сотрудничество со всеми христианскими и демократическими силами как внутри страны, так и за рубежом, используя в своей деятельности опыт мирового христианско-демократического движения, воплощенный Интернационалом Христианской Демократии. ( Учредительная конференция ХДС России, 5 августа 1989 года)

Христианско-демократический союз Волгограда и области, продолжая оставаться на полулегальном положении, играл заметную роль в общественной жизни Поволжья. Распространялась газета - листовка из рук в руки, поскольку не была еще официально зарегистрирована. Программа ХДС и Устав областной организации обсуждались здесь, в штаб- квартире на Ткачева. Профессор математики Волгоградского университета Владимир Миклюков - философ мыслитель, генератор идей, а за ним и вместе с ним профессора других вузов, практичный и обязательный Владимир Байбаков, редактор газеты «Покаяние» - составили ядро Политсовета.

Христианско-демократический союз России

Областная организация. Председатель - НЕСТЕРОВ Дмитрий Дмитриевич (о.Дмитрий), священник Свято-Никольской церкви, депутат облсовета, капеллан Покровской казачьей станицы, член комиссии по законности, гласности и защите прав граждан. Заместитель - КРИЦКИЙ Вадим Георгиевич, ассистент кафедры философии пединститута,   Организация зарегистрирована в Волгограде в   1991 году.

Организация создала благотворительный фонд ВОЗРОЖДЕНИЕ, зарегистрированный президиумом облсовета 12 октября 1990 года, председатель - МИКЛЮКОВ Владимир Михайлович, профессор ВолГУ.

Печатный орган - журнал «Покаяние» .

Интеллектуальная элита Поволжья работала в партии, но бесспорным лидером был, конечно, отец Дмитрий. Все отдавали должное его личным качествам: безоглядно смелый аналитик, организатор, прекрасный оратор и при этом беззаветный романтик. И дело было не только в том, что он - священник. В городском Совете народных депутатов попытался работать и избранный туда отец Виктор из Михайловки, и отец Анатолий - единственный в епархии доктор богословия на тот момент. Они не смогли работать. Нужен был такой «таран», каким оказался отец Дмитрий. Все члены политсовета неоднократно печатали свои статьи в журнале Интернационала ХДС, издаваемом в Брюсселе, а отец Дмитрий был его собственным корреспондентом по Волгоградской области, поэтому значимые события христианско-демократического движения в мире, в нашей стране быстро находили отражение в собственной газете «Покаяние».

Политическая и экономическая части программы, над которыми работал политсовет, стали предвыборной платформой для членов ХДС на предстоящих выборах. Партия была заинтересована в объединении всех христианских и демократических сил в единый блок. Поэтому велся широкий диалог со всеми демократическими организациями и партиями, для создания единого предвыборный списка демократических кандидатов. Защита прав и интересов верующих, принятие нового закона о свободе совести, соответствующего международным правовым нормам, ХДС России считало одной из своих основных задач, так же как и скорейшее изменение Конституции СССР и России, приведение ее в соответствие со всеобщей Декларацией прав человека.

Дореволюционный парламентский опыт показывал, что церковь не препятствовала клирикам баллотироваться в Думу, а правительство и монарх даже поощряли. В1936 году Сталин лишил духовенство избирательных прав.

В перестроечное время вернуло это право. Практически все местные советы обзавелись депутатами в рясах. Депутатом местных Советов стал и епископ Суздальский Валентин. Видные иерархи Российской Православной Церкви: Патриарх Алексий, митрополит Волоколамский Питирим, архиепископ Ярославский Платон стали депутатами СССР и России.


 отец Глеб Якунин

Российская ХДС, тактически разбежавшаяся на время выборов по двум противоборствующим блокам («Выбор России» и «Яблоко») имела в своих рядах двух священников: Глеба Якунина и Дмитрия Нестерова. Отец Дмитрий проходил по списку «Выбора России». Глеб Якунин стал депутатом парламента, а волгоградский священник остался депутатом регионального уровня, приходским священником, носил депутатский значок и сочетал государственную службу с церковной. Судьба России вершилась не только в Москве. Перед отцом Дмитрием стояли свои задачи.

Христианские демократы в России не отличались единством позиций. Александр Огородников , например, занимался, в основном, благотворительностью, религиозно- просветительской деятельностью, его организация, созданная первоначально и при материальной поддержке из Волгограда, существовала на добровольные пожертвования из России и западных стран. Христианским демократам России жертвовали свои средства и Фонды русских эмигрантов, особенно «третьей волны», оказывая материальную поддержку благотворительным акциям ХДС России. Одним из учредителей такого Фонда в Париже, например, был Никита Струве.

В марте 1990 года в ХДСР произошел раскол. Ленинградское отделение

(лидер В. Савицкий) стало действовать самостоятельно, с апреля вступил о в права двойного членства в РХДД. Второй конфликт внутри ХДСР - группа А. Чуева, одного из лидеров Совета выказала недоверие А. Огородникову, в последствии из нее была организована партия - РХДП, ставившая своей целью построение « народного капитализма», являлась коллективным членом « ДемРоссии»

Отец Дмитрий наиболее активно в это время работал с Глебом Якуниным и В. Савицким - народными депутатами, с Аксючицем, с А. Чуевым.  Отца Глеба считал своим духовным отцом, Аксючиц, по его мнению,- « публицист, атеист. Не верил ни в бога, ни в черта, материалист. Понимал, что лучшей идеологии, чем христианство, нет. Без идеологии человека нет. Пытался объединить христианские движения в России».

Священник принимал участие во всех конференциях христианских демократов и всегда отличался бескомпромиссной позицией в отношении коммунистов и эмоциональностью своих выступлений:

- Меня часто спрашивают: почему так медленно растет организация? Странный, а, скорее всего, совдеповский вопрос! Завтра я на своем приходе организую вступление прихожан, и через месяц организация будет насчитывать двадцать тысяч человек. Но кому нужны такие члены партии? Разве что коммунистам и товарищу Травкину! Я считаю, что сила партии - в поддержке избирателей, а нашу партию поддерживают и народ, и прогрессивное духовенство, которое несмотря ни на что есть! О планах на будущее. Как и везде в России, советы в Волгограде - большевистские. Я считаю, что эти советы, состоящие из большевичков, пора разгонять! Именно разгонять! Вот наша главная задача.

В Волгограде отец Дмитрий не был «кабинетным» лидером, Он использовал любую возможность, чтобы обратиться к людям с проповедью. Не удивительно, что независимая российская газета «Волжские новости» (лето 1990) опубликовала репортаж Игоря Фомина «У руля партии - священнослужитель» с фотографией:

«…его можно часто можно видеть на многочисленных митингах. В рясе, с большим серебряным крестом, он, как правило, в первых рядах выступающих. И, словно итог популярности отца Дмитрия среди жителей города,- постоянное пополнение рядов ХДС».

Священник - депутат искал средства для восстановления церквей, общаясь и с отечественными предпринимателями. Так он познакомился с частным владельцем магазинов и киосков Сафроновым. Спасаясь от налогов, он оформил свои дела как благотворительные в отношении церкви, стал спонсором

Не всегда попытки отца Дмитрия в поисках новых спонсоров заканчивались успешно. Так обратившись к одному из руководителей известного холдинга МММ (с его незабвенной рекламой Леней Голубковым), получил отказ. Руководитель этот жил по соседству, в одном доме со священником. Отец Дмитрий выразил свое удивление: - Почему тогда на поддержку ХДС не хотите выделить средства, ведь   поддержка демократических партий - это ваша завтрашняя стабильность.

- А мы за границу уйдем, - простенько, по-соседски ответил предприниматель.

В любых ситуациях отец Дмитрий прежде всего оставался священником и через свою газету, через городскую прессу обращался к российским гражданам с призывом начать сбор средств на восстановление разрушенных храмов, на оказание помощи пострадавшим в годы репрессий, многодетным семьям.

В качестве депутата отец Дмитрий встречался и с ветеранами войны. Во время одной из таких встреч дважды герой Советского Союза, летчик - истребитель сказал ему:- Хороший вы человек, но только вот с коммунистами воюете.

- Никогда не воевал с рядовыми коммунистами. Они воевали, стояли у станков и трудились неплохо. Я воюю с партократией, - ответил священник - депутат, - кстати, рекомендацию в духовную семинарию мне дал коммунист Володько. Старик - ветеран обнял его со слезами на глазах.

Идея покаяния, всеобщего общественного прозрения жила в общественном сознании. Отец Дмитрий много думал на эту тему:

- Перестройка прошла весело, но не коснулась почти РПЦ. Как сидели у власти пердуны таки и правили. Никаких новшеств. Что же, неужели и здесь мне начинать? Что ж я имею под церковными реформами?

Покаяние должно свершиться. Должны старцы во главе с Патриархом покаяться не только перед Богом, а и перед своим народом. Не надо бояться людей. Вот пример Патриарха Украины - Филарета. Он покаялся, хотя Московская Патриархия обошлась с ним несправедливо: отлучили его от церкви наши старцы по приказу из ГБ, а Украина избрала его митрополитом. Народ поверил ему и простил, и избрал своим Архипастырем. Но этот пример Вас ничему не научил. Люди - они добрые и понимающие. Они простят. И после прощения народом - уйти на покой замаливать грехи. Вот я ломаю голову, кто заменит Вас, Архиереи? Ведь батюшки - они такие же, как Вы. Есть и хороших немало. Вот Вы и выдвинете их на Ваши посты. Пусть это будет искуплением. Соберите настоящий Собор, где большинство - прихожане. Старцы, они в Бога верят, но так засосала неограниченная власть, что расстаться с ней - для них хуже, чем покаяться и уйти с чистой душой на покой.

У нас, христиан, хорошее правило: покаялся чистосердечно - и тебе Господь прощает. В других религиях этого нет. И тем более счастливы должны быть старые люди, что Господь наш дает им и возможность покаяться, и время на замаливание грехов.

Хорошо бы убрать мертвый церковно-славянский язык из церковных служб. Человек, придя в церковь, должен участвовать в службе, а славянского языка он не знает. И стоит прихожанин, как истукан, озираясь по сторонам. Человек в Храме чувствует Бога, а как было бы хорошо, если бы принимал участие в службе и прихожанин.

И не пора ли возродить старую традицию: рукополагать только сыновей священников. Иной грезит о нашей церковной жизни, как о рае, а станет священником, так только и думает, как мошну набить.

Народ переживал пору безвременья. Человек «застоя» толком не знал ни истории своей страны, ни истории своего рода. Он пытался что-то вспомнить, но в голове ничего не было, кроме суррогатных штампов советской эпохи. Куда двигаться, к чему стремиться? Кто подскажет, во что верить, когда во всем разуверились?

дальше гл. 19 irenol-5-5.livejournal.com/14893.html

Ирен Беляева, Инок. Легенды о черном монахе, проза, книга гл 18, книга

Previous post Next post
Up