Глава 17. Наталья Петровна.
Штаб-квартира на Ткачева.
Н.П. Константинова
Часть обкомовской квартиры занимал Владимир Байбаков. Наталья Петровна, хозяйка квартиры, сдавала ее, чтобы как-то сводить концы с концами, после того, как внезапно овдовела. Активистка христианско демократического движения Волгограда, она работала в библиотеке Медицинского института и перед выборами агитировала студентов голосовать за отца Дмитрия. Все его предвыборные встречи со студентами института проходили именно благодаря ее стараниям по их организации.
- Очень энергичная женщина, - всегда отмечал священник-депутат,
Квартира ему понравилась: просторная, респектабельная, но главное - в центре города.
- Да, здесь можно работать. Кое-что подремонтируем. Мебель поменяем. Будет настоящий офис, а точнее - штаб.
- И командовать парадом, конечно, будешь ты, - пошутил Владимир.
- Конечно!
Наталья Петровна овдовела недавно. Повзрослевшие дети учились в Ленинграде. Ее покойный муж, Вилен Константинов, был в свое время не только главным режиссером драматического театра, но и начальником областного Управления культуры. Он режиссировал все официальные праздничные массовые мероприятия. Самым грандиозным из всех праздников, которые он подготовил, был в честь открытия памятника « Родина - Мать» на Мамаевом Кургане. В тот памятный день Наталья Петровна была среди тех немногих, кого лично Леонид Ильич, лично приветствовал традиционными поцелуями.
В то время в квартире на Ткачева бывало многолюдно: бесконечным хороводом являлись актеры и режиссеры, бойкая театральная общественность, богемная и околобогемная публика, молодые дарования, спортсмены и функционеры от культуры. Каждый день, точнее, вечер приносил ей новые встречи с интересными или просто заметными в культурной жизни города людьми. Число всех этих разнообразных деятелей на каждый квадратный метр их гостиной было так велико, что, пожалуй, больше, чем плотность населения Парижа. Наталья Петровна всегда была не только хозяйкой этих приемов, но и очаровательной собеседницей: чувствовала себя хранительницей этого, клокочущего прямо от порога очага культуры и очага собственного, домашнего.
Сколько бы лет она ни работала в библиотеке мединститута, никогда не относилась к тому привычному типу библиотекарей, дни которых проходят исключительно среди книжных полок с бесконечным заполнением формуляров.
Наталья Петровна всегда была очень деятельной общественницей: подготовка студенческих диспутов, научных конференций - студенческих и преподавательских - вот ее стихия. Ее активно продвигали, да и сама она уверено шагала «по профсоюзной линии». Видной общественнице даже предлагали вступить в ряды КПСС, но муж не посоветовал, дальновидно предостерег от этого шага.
Подрастали дети. Старший сын Андрей поражал всех своей музыкальной одаренностью. Наталья Петровна по-матерински чувствовала его дремлющий талант, хотя понимала, что свои дети - всегда самые лучшие. Андрей с детства обладал добродушным нравом, каким-то глубоким внутренним обаянием, и чем старше становился, тем ярче проявлялось это свойство его натуры. Одноклассницы неизменно ему доверяли свои проблемы, даже тайны. Он примирял ссорившихся друзей, разъяснял недоразумения. Но при всем своем добродушие и дипломатичности, умел быть упорным, даже упрямым в том, что касалось выбора и достижения собственной цели. Он твердо решил стать профессиональным музыкантом, Много и серьезно стал заниматься музыкой лет с двенадцати, и с каждым годом не только сам Андрей, но и родители стали воспринимать это занятие как единственное и настоящее призвание.
После окончания Волгоградского музыкального училища сын Константиновых «вдруг» решил поступать в Ленинградскую консерваторию, хотя отец советовал: - В Ростов! В руках уже было направление в филиал института имени Гнесиных, и чемоданы собраны, и билеты куплены на вечерний поезд, даже о месте сбора абитуриентов на перроне договорились, но в самый последний момент Андрей отказался от Ростова и… отправился в Ленинград утром следующего дня. Он, действительно, оказался очень талантливым юношей, выдержал « сумасшедший» конкурс и поступил один из сорока, стал студентом консерватории. Младшая дочь - Татьяна - тоже ленинградская студентка, будущий искусствовед.
Тревога за детей, почти взрослых, но еще не вполне самостоятельных, не покидала Наталью Петровну. Жить становилось все труднее, Она даже мысли не допускала, что им что - либо может помешать закончить образование. Просто необходимо было, чтобы они спокойно доучились, встали на ноги. Сын и дочь были далеко от нее, но, работая среди студентов, зная их повседневные заботы, Наталья Петровна невольно чувствовала себя чуть ближе к собственным детям.
Не стало мужа Вилена, и что-то неуловимо стало меняться в их доме, хотя часто приходили прежние друзья и знакомые, но домашний интерьер, не то чтобы потускнел, но неотвратимо превращался в иную оболочку, которая заполнялась новым, совсем другим содержанием.
Когда новые христианско-демократические идеи захватили умы студенчества, ей очень пригодился опыт работы с молодежью, и она сумела его применить. Все в институте очень хорошо знали Владимира Байбакова и отца Дмитрия. В городе все чаще проводились митинги, но она в них никогда не участвовала. Почти интуитивно сторонилась экзальтированных масс. Конечно, и митинги кто-то режиссировал по незнакомым ей правилам, но все равно, «не верила толпе - пустой и лживой», стихийной в своих проявлениях. Может, просто боялась болезненных ассоциаций.
Между тем, вузовская интеллигенция, студенты активно вступали в городскую организацию ХДС, которую возглавлял Владимир Байбаков, Обосновавшись со своим офисом на улице Ткачева, он занял удобную дислокацию - в непосредственной близости к нескольким вузам. Но через неделю после гостевого визита отца Дмитрия ему пришлось перебраться в другое место - офис поменьше, но тоже в центре города.
Деятельная энергия отца Дмитрия быстро заполнила пространство, отведенное под штаб партии. Он работал депутатом и продолжал служить в Свято - Никольском приходе в Сарепте. Пример его кипучей деятельности заставлял и других быть максимально полезными, в том числе и свою кузину, Наталью Петровну. Практически сразу у нее значительно прибавилось работы. Она стала просто незаменимым ответственным секретарем. Теперь нужно было успевать вести деловую переписку, отслеживать корреспонденцию и прессу, при необходимости, давать опровержения. При этом, Наталья Петровна продолжала оставаться библиотечным работником, вела партийную работу среди студентов. А если отцу Дмитрию случалось приболеть, находила лучших врачей, хотя он терпеть их не мог. Однако, против личного врача - главного терапевта города, педиатра и доктора наук в одном лице - лидер партии возражать не стал.
Любой известный политик вообще, а тем более политик в рясе, неизбежно привлекает к себе повышенное внимание. Он всегда на виду, как рыба в аквариуме.
Изменение географических координат Приемной отца Дмитрия сразу же было примечено общественностью города и журналистами. Депутат-священник дал интервью газете «Пангея»(№2, 1990), чтобы сразу ответить на все возможные вопросы. Впрочем, эпатировать публику он всегда любил.
Митинг. Лето 90-го года
Газета опубликовала интервью. Вместо заголовка - его фотография в рясе, на втором плане этой фотографии - лозунг «Глас», оказавшийся над самой головой отца Дмитрия, а за его спиной - транспарант: «Выгоним ото всюду парткомы КПСС!»
«…Самые закостеневшие наши сограждане осознают, что в смутные времена разброда и шатаний церковь, с ее человечными идеями и моралью, с ее незыблемыми заповедями может сыграть роль… и более значимую. Чем иные политические партии. Нам симпатичны ее служители - не чопорные, но степенные, с их умиротворяющей манерой уговаривать, а не пропагандировать, - обозначили свою позицию корреспонденты Л. Хон и М. Соколков. - Дмитрий Дмитриевич интересовал нас как личность.
-…чего в Вас больше - от политика или от священника?
- Я - прежде всего священник, служу Богу. Но в отличие от многих священнослужителей, считаю, что политическая деятельность нужна. Проповедуя с амвона, я не могу упустить возможность проповедовать, говорить об общечеловеческих ценностях перед такой аудиторией, какую представляют средства массовой информации: телевидение, радиовещание, газеты.
- Можно сказать, что сегодня Вам представляется еще одна такая возможность, но поговорим прежде о Вас. Какие ваши жилищные условия?
- Я холостяк, и мне хватает комнаты с телефоном, которую я снимаю. В доме бесконечные гости, звонки, но хозяйка не жалуется, она - вдова партработника, теперь - член ХДС.
- Это Ваша заслуга?
- Нет, не моя - все в руках Господа нашего.
- Кто Вы по типу характера, флегматик, сангвиник, меланхолик?
-По типу характера? Вообще - то я эмоционален, общителен, иногда бываю несдержан, подавляю это в себе. Очень люблю людей, животных, все, что окружает его.
- Кто из политиков Вам наиболее импонирует?
- Из ныне здравствующих Ельцин - за мужество, за предвидение…
-Как вы относитесь к таланту как к таковому?
- Талант только от Бога…
-Как Вы относитесь к публикациям в массовых изданиях статей интимными подробностями - к примеру, о технике секса?
-Недавно я побывал на выставке эротической фотографии и пришел к выводу, что из того, что создал Бог, нет ничего прекрасней, чем женское тело. Ну, а секс - это интим, а интим - это для двоих. Бог создал нас добрыми и разумными, и определять, что ему нужно, человек должен сам, но помня о Боге.
- Как вы сделали свой выбор, став священником?
- Вы же как - то пришли к необходимости этого?
- Когда служил в армии…я увидел страшный взрыв…Я взмолился Богу сохранить мне жизнь. Умирать было не страшно, но я помнил о матери. После этого случая стал посещать церковь, молился, как умел. И снова я обратился к Богу, проводя время в молитвах, когда мне поставили диагноз,… что болен я безнадежно, и жить мне осталось всего ничего…Некоторое время спустя выяснилось, что я здоров. Бог располагает.»
3
Священник - депутат был явно не равнодушен к оружию. Это было очевидно всем, кто переступал порог его кабинета. По стенам развешаны шашки и сабли, клинки старинной работы и, конечно, иконы, старинные и современные. Там же красовался дворянский герб - два скрещенных меча, крест, а в центре - герб России с двуглавым орлом, украшен драгоценными камнями старой огранки. По поводу этого герба у всех возникали вопросы, им восхищались. Такой колорит вносил непринужденность в любую деловую беседу, располагал к доверию.
Ящики массивного письменного стола хранили не только документы, но и солидный арсенал: браунинг, кольт, Вальтер, гранаты разных государств. Иногда отец Дмитрий не мог отказать себе в удовольствии - поразить воображение собеседника - и приоткрывал « нечаянно» ящики стола, как бы в поисках нужной бумаги. Иногда собеседник терял нить разговора минуты на две, цепенел на полуслове, потом возвращался к теме невпопад. Для отца Дмитрия такие паузы были наивысшей похвалой коллекции. Наталью Петровну такие «вернисажи» выводили из равновесия, и она пыталась предостеречь отца Дмитрия от мальчишества: и так в газетах его обзывают, чуть ли не террористом, а он только масла в огонь подливает. Но все напрасно. Какой коллекционер упустит возможность продемонстрировать такие сокровища «тонким ценителям».
Отчаянный батюшка не боялся ничего и никого, кроме Бога. У него было свое, выстраданное чувство, или понятие о Боге и о предназначении человека, и он всегда следовал этим понятиям с юношеским максимализмом. Облаченный в рясу священника, Дмитрий не сделался ни постным фарисеем, ни ханжой. Никогда не страдал приступами лицемерия: свою точку зрения всегда высказывал открыто. Глубоко верующий человек, он весь был открыт для всех - для друзей и врагов, и очень часто - для нападок со всех сторон. Иногда Наталье Петровне казалось, что отец Дмитрий специально всех дразнит, как ребенок - взрослых дядей, провоцирует, издевается, рискуя получить все новые неприятности. Но тот был всегда готов к удару противника и умел держать этот удар. Риск для отца Дмитрия был сродни спорту: тот же азарт и спортивный интерес. Такая вот игра с судьбой. Он всегда предпочитал рисковать только собой - жизнью, духовной карьерой, репутацией. « Выигрывал» чаще. Человек открытого темперамента, он жил по принципу « неглиже с отвагой» Но все его «отвлекающие маневры» были лишь средством для достижения однажды выбранной цели. Сам он чувствовал себя иноком, воином на пути к возрождению России, своей православной Отчизны.
Дальше гл. 18
irenol-5-5.livejournal.com/14767.html