Готовясь к поездке в Кёльн, я прочитала огромное количество восторженных отзывов о Кёльнском соборе.
Какими только словами они не были выражены. Вот некоторые из них:
Жемчужина Кельна и шедевр готической архитектуры, Кельнский собор Святых Петра и Марии
поражает своей монументальностью, величием и, одновременно, легкостью и изяществом, ажурностью
устремленных ввысь форм. Это крупнейший собор Германии и один из самых больших соборов в Европе. Готический собор своей формой и литургической функцией является отражением небесного порядка.
Своими пропорциями, в основу которых положена числовая символика, он как бы олицетворяет собой
космический миропорядок, архитектором которого является сам Бог. Но о Кёльнском соборе, как вы понимаете, я узнала не перед этой поездкой. Мне кажется, что я о нем знала
всю свою сознательную жизнь. И, что вполне естественно, очень хотела его увидеть. Когда же встал вопрос
выбора гостиницы в Кёльне, то основным условием ее местонахождения была близость к собору.
Любоваться собором можно практически с любой точки города, но самое глубокое впечатление эта потемневшая
от времени громада производит от главного железнодорожного вокзала. С этой точки шпили собора кажутся
устремленными в небеса.И вот я на этой самой площади, с которой, по описаниям, громада собора производит самое глубокое впечатление.
Слева вокзал, впереди - Кёльнский собор, увидеть который я так мечтала. Осталось всего-ничего, подняться по
ступенькам к собору.
Я вскинула фотоаппарат, нацелилась на собор, но не стала его фотографировать. Неожиданно для самой себя я
поняла, что не испытываю того восторга, который, по логике, должна была испытывать при виде собора.
Я стала лихорадочно вспоминать все то, что читала о соборе .Но и это ничего не пробудило в моей душе. Вот она -
потемневшая от времени громада, вот они шпили... Вот они леса, обрамляющие северную часть собора, только
она пострадала во время Второй мировой войны. Её восстановили на радость прихожанам и многочисленным туристам,
но реставрация продолжается по сей день. Да, я помнила, что кёльнцы даже шутят по этому поводу, что когда
завершиться реставрация собора - наступит конец света.
И я опустила фотоаппарат. Опустила я его не только потому, что не испытала должного трепета и восторга, а еще
и потому, что поняла - сфотографировать собор полностью таким, каким я его видела на многочисленных
фотографиях можно только с воздуха. Вертолета у меня под рукой, к сожалению, не было.
В дальнейшем я еще поняла, что собор можно увезти с собой домой на сувенирной тарелочке, которую мы покупаем
практически во всех городах, в которых бываем. А в больших городах, таких как Кёльн, это является частью
"обязательной программы".
Вот она - тарелочка. Собор и другие достопримечательности Кёльна на ней, как на ладони.
О других достопримечательностях Кёльна я расскажу в следующий раз. Сейчас же речь пойдет о соборе и о пользе
того, что я называю послевкусием - рассматривание фотографий, их обработка и составление таких вот отчетов...
И я стала подниматься по ступенькам к собору. На пол пути решила не только вспомнить, что пишут о соборе, но и
прочитать все это же еще раз. Кроме описания самого собора, прочитала о восторгах по поводу полета фантазии
архитектора. Чего только стоит самый гигантский в мире фасад - более 6160 квадратных метров и высота башен
157 метров.
Но, оказывается, этот полет фантазии дался архитектору собора не так то просто. Одна из легенд о создании собора
гласит, что
архитектор собора Герхард, не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь
дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт
свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и
согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания.
Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман
затем вскрылся, но было уже поздно.После этого я поднялась к собору и, как вы понимаете, начала фотографировать.
Гигантские двери кажутся маленькими на фоне громады собора. В это утро все двери с этой стороны собора были закрыты.
Поэтому мы не зашли в собор сразу, что в общем-то было бы самым правильным действием.
А так. Я была бы не я, если бы не стала фотографировать детали. Которые, несмотря на мое не очень восторженное
состояние, все же радовали глаз.
Разобравшись с тем, что вход в сокровищницу находится с этой же стороны собора, мы решили предварительно обойти
его с севера. Еще одни двери, меньше тех, что посередине, но тоже вполне себе красивые.
А вот дальше, видимо воспользовавшись тем, что с этой стороны идет вечное строительство и прикрываясь еще
несколькими легендами, деловые кёльнцы пристроили к собору ряд магазинчиков, не могу сказать, что они
добавили собору красоты. Но у кёльнцев есть на это оправдание...
Город Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться Кёльнский собор.
Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: "Да наступит конец света с
последним камнем на этом соборе!". С тех пор собор не перестают строить и достраивать: закончится строительство -
наступит Апокалипсис, обещанный дьяволом. Вот они, башни собора, вернее их верхняя часть, но уже с другой стороны.
Эти двери тоже закрыты.
По-моему, в этот момент или уже немного позже, я пожаловалась
d1se, что у меня что-то не складывается
в отношениях с собором. Она посмотрела на меня странным взглядом и стала мне, мягко говоря, объяснять что я не права.
Пошли в ход, нет, не подумайте плохого, не бранные слова, а названия знаменитых соборов мира, такие как Собор святого
Петра в Риме, Собор Парижской богоматери в Париже, Святого Витта в Праге... Была я в этих соборах, видела их. Прекрасные
соборы. В памяти о них остались самые что ни на есть приятные впечатления... Я же не только в этих соборах была. Можно
продолжить этот список еще и еще... Может быть у меня перебор с соборами? Или
эпопея с чемоданом так на меня
подействовала?
Вот, что пишет
d1se о соборе в своих
"Размышления(х) у Кельнского собора".Ее слова
"готическому красавцу нет дела до мирской суеты. Он стоит отдельно от всей этой мишуры и нужно
совсем маленькое усилие, чтобы напрочь забыть о толпе и гвалте и увидеть Храм." возможно прозвучали в тот момент
несколько иначе, но смысл был, скорее всего именно такой.
Я глубоко вздохнула и пошла "видеть Храм".
Для меня он больше всего увиделся в деталях.
Белое среди черного или серого, как кому будет угодно. Не самый лучший вариант, на мой взгляд.
Умом понимаешь, что это вовсе не новодел, но им отчаянно веет от, то тут, то там, встречающих очищенных от
векового покрытия скульптур. Это тоже вносит определенный диссонанс в восприятие увиденного.
А вот такие места, таки, радуют глаз.
В этот момент мы решили, что сначала нам стоит посмотреть старый город и более удаленные объекты, такие, как
Музей шоколада.Когда же мы вернулись к собору где-то через 3-4 часа, он уже был освещен совсем по другому.
И, при этом освещении я его намного лучше восприняла. Да и шоколад отлично выполнил акцию по поднятию моего
настроения.
В лучах солнца детали собора смотрятся совсем по-другому. Обратите внимание на темную башню.
Очень скоро мы на нее будем смотреть "на равных".
А вот с этого момента я прониклась собором глубоко и полностью. Такая вот маленькая деталь сделала свое дело.
Кёльнский собор - ты прекрасен, спору больше нет.
Еще одна деталь, закрепившая переворот в моих с соборах отношениях.
Дальше все уже стало на свои места. И все далее увиденное радовало глаз. Будь то барельеф на стене собора.
Или прекрасный фонтан. Если бы у меня было время, я бы тоже присела на этих ступенях.
Но, увы, рассмотрела фонтан по-подробнее и отправилась дальше, на крышу мира колокольню и даже выше.
Но, об этом я тоже расскажу в другой раз.
В третий раз мы оказались у собора и уже зашли в него "по-взрослому", а не мельком, как в первый день, перед
нашим отъездом из Кёльна.
Ой, еще раз - глаз не могла оторвать.
В этом месте послевкусия я задумалась. Что мне делать? Закончить здесь часть рассказа о Кёльнском соборе или,
все же, отправится внутрь собора. Надеюсь, что я вас не очень утомила. Я решила продолжить.
Это тоже я вычитала, а не сама придумала:
"В этом Храме хочется больше удивляться, нежели молиться(мне так во всех Храмах молится не хочется, а хочется
именно удивляться). Гармония стекла и металла, роскошные витражи, 80% которых - подлинники 14 века.
Чтобы витражи уцелели во время войны, их сняли и сохранили для потомков(как это можно было сделать, мне, если
честно, трудно себе представить). Отличная органная музыка погружает вас в иную волшебную атмосферу. Здесь нет
мирской суеты и на мгновение время останавливается."
К сожалению нам не довелось прослушать всю вечернюю мессу, так, как ее прослушала
d1se, но то немногое,
что мы услышали, оказавшись в конце воскресной вечерней мессы в затемненном соборе, было прекрасно.
Рассматривать витражи в это время не имело никакого смысла. Во-первых, было уже темно и у них не было внешней
подсветки, а, во-вторых, внутрь собора пускали только причастных. Можно было прикинуться причастным или, по крайней
мере, заинтересованным и тогда нестрогие стражи те, что в красном, пустили бы нас послушать мессу сидя.
Но мы спешили попасть в Сокровищницу, которая должна была закрыться в 17:00.
Сокровищница прекрасна, жаль, что у нас на нее было мало времени. Я успела посмотреть все залы, но, законопослушно,
не фотографировала. Увы, изумительной красоты предметы культа, которые в ней собраны, остались только в моей памяти.
Сокровищница Кёльнского собора - самая значительная в Европе, превосходящая по значимости даже сокровищницу
Ватикана. Особенно знаменит крест Геро, раскрашенное деревянное распятие, сделанное по заказу кельнского архиепископа
Геро приблизительно в 975 году. Смерть на кресте передана очень реалистично, что явилось настоящим откровение для того
времени. Наш жж неисчерпаем. Вот сейчас нашла потрясающий рассказ о соборе и его сокровищах. Кто хочет узнать подробности
и посмотреть прекрасные фотографии, очень рекомендую.
Прекрасный Кельнский соборЭто я тоже называю послевкусием.
Причем, таким послевкусием, от которого срочно захотелось опять попасть в Кёльн и рассматривать собор с чувством, с толком,
с расстановкой. Пока что, я сама рассмотрела и вам предлагаю...
Все фотографии взяты отсюда
Прекрасный Кельнский соборВот уж, действительно, такой полет фантазии, что от него просто крыша едет. Медленно, но верно.
А я вас приглашаю в собор.
А это святой Христофор. Он изображен на руках с с мальчиком, которого он спас из реки. У немцев существует
поверье, что человек, увидевший святого Христофора не умрет от внезапной смерти, святой его спасет.
Страховые компании Германии даже сделали святого Христофора своим символом.
Можете не сомневаться в том, что я, как и вы, видела и вижу эту статую только на фотографии.
Мне ее подарила моя сотрудница, которая была в Кёльне в июле этого года.
Так что, будем надеяться, что мы все видели святого Христофора и внезапная смерть нам не грозит.
Это изображение явно современное, но мне оно понравилось. А м.б. и нет. Я не очень в этом разбираюсь.
О! Вот и витражи подоспели!
Когда я на них посмотрела с утренней подсветкой, то поняла почему и зачем их сняли во время войны.
Было бы очень обидно не увидеть такую красоту. Вглядитесь внимательно в те, что лучше получились.
Это того стоит. А еще лучше - отправляйтесь в Кёльн и посмотрите на них "в живую".
Следующие три витража особенно прекрасны. Они находятся с южной стороны собора.
Надеюсь, что я не ошиблась.
В соборе еще много есть на что смотреть, но так я никогда не закончу свой рассказ о нем, да и по ссылкам, которые
я дала в своем о нем рассказе, можно дополнить мой рассказ.
Мне же еще понравилось отношение кёльнцев к русскоязычным гостям города.
И сама копия крестоцвета на фоне детского поезда, на котором мы совершили экскурсию по старому городу.
Внизу, на площади возле собора, своего рода культурный цент Кёльна. Толпы туристов, молодежь летающая на роликах,
Вокруг музыка, громкие детские голоса. Всех сюда словно притягивает энергетика собора. Неизменные живые скульптуры.
Их мне искренне жаль. Тяжело же им достается их хлеб. Я то хорошо знаю, что такое долгое время простоять на ногах,
а они, бедные, еще и стоят неподвижно, пока кто-то не бросит им монетку. И стоят они, бедолаги, в гриме и в жару, и в холод.
Но, что поделаешь, каждый выбирает для себя свой хлеб насущный.
Фотографировать их у меня не было ни малейшего желания.
А вот этого художника я все же "щелкнула" напоследок. Не знаю как вам, а мне нравится эта фотография.
Художник, люди спешащие по свои делам и молчаливый собор за ними...
А мы, тем временем, отправились смотреть то, что недосмотрели в Кёльне. Я помню, за мной еще подъем на 509 ступеней.
Об этом - в следующий раз.
Спасибо всем, кто досмотрел до конца фотографии, а тем, кто прочитал весь текст - отдельное спасибо!
Внимание! Вопрос!
Были ли у вас такие случаи в жизни - разочарование от того, что на вас не произвело впечатление что-то, что входит в список
мирового культурного наследия? И вы ждали встречи с этим "чем-то" и мечтали его увидеть?
Будь то собор, памятник, картина, скульптура или еще что-то, что должно было вызвать восхищение, а вы остались равнодушны?
У меня это второй раз в жизни. Первый - Джоконда. И можете мне не напоминать, что по этому поводу говорила Фаина Георгиевна
Раневская. Я это прекрасно помню.