Псков - это не только мой любимый, но и уникальный город. Уникален он в том числе и тем, что здесь сохранились каменные гражданские постройки XVII века. Всего таковых насчитывается более 30 объектов. В других старинных русских городах невозможно почувствовать ту атмосферу, в которой жили простые и знатные люди во времена царя Алексея Михайловича, а вот в Пскове ее пока еще вполне можно ощутить.
Во время страшного городского пожара 1682 года Псков выгорел дотла. Возможно поэтому богатые псковичи и начали строить каменные палаты взамен деревянных.
Дома того времени похожи друг на друга. Они обычно имеют два этажа, большой подвал. Свод в подвале, как правило, раза в два выше, чем в жилых комнатах на первом и втором этажах. Много внутристенных переходов с этажа на этаж. Ходы достаточно тесные, но, согласитесь, чтобы сделать ход в стене, она должна быть очень толстой. Окна не всегда имеют одинаковый размер. Стены снаружи и внутри оштукатурены и побелены.
Без картинок не понять устройство этих древних крепышей, поэтому выкладываю фотографии некоторых из них.
1. Палаты Постниковых (XVII век). В конце XVII века владельцы - богатые псковские купцы Постниковы. Они - заказчики строительства каменных палат.
Это первый этаж. Еще одно название палат - "Мешок", т.к. в них какое-то время в конце XVIII- начале XIX веков находился Ордонанс-гауз - военная тюрьма.
Внутристенная лестница, ведущая в подвал. Хозяева - псковские купцы Постниковы - проживали в этом доме до конца XVIII века, а затем продали его в казенное ведомство. Сохранившиеся документы говорят, что в дальнейшем здания палат в основном использовались для казенных целей.
Это подвал. В центре - толстый каменный столб, сооружен в XIX веке. Назначение его неизвестно. В подвале этого дома недавно снимался исторический художественный фильм "Стена". Киношники оставили после себя некоторые артефакты, декорации, а еще попортили каменную кладку, вбив в нее огромные винты!
В стенах имеются ниши (внутристенные шкафчики) для хранения всяческой утвари.
Вход в подвал с улицы. Все фото сделаны со вспышкой, поэтому кажется, что в подвале светло. На самом деле - темень кромешная!
В советское время в помещениях первого этажа все старые печи были демонтированы, дымоходы заложены кирпичом. Тогда же установлены круглые уродливые печи-буржуйки, некоторые из которых стоят до сих пор. В Совдепии экономия на дровах ценилась выше, чем архитектурно-историческая ценность.
При советской власти несчастный дом Постниковых использовался под коммунальные квартиры. Куда люди в туалет ходили - непонятно. Где умывались - тем более.
Затем "Мешок" был отдан под библиотеку для слепых.
После нескольких лет запустения - после того, как съехала библиотека, "Мешок" наконец-то был передан Псковскому музею-заповеднику. Со временем здесь планируется разместить экспозиции.
Интерьеры второго этажа.
Печально видеть, как памятник архитектуры, переживший революции и войны, разрушается в мирное время.
Уважаемые патриоты России, пишущие "Спасибо деду за победу" на своих автомобилях-иномарках, не разрушайте понапрасну старинные постройки - памятники истории и культуры. Относитесь к ним бережно, требуйте от властей их сохранения и реставрации, ведь скоро, увы, нечего будет потомству показать.
История у нас одна, другой не будет.
Чердак неинтересен, но на него ведет еще одна внутристенная лесенка с первого этажа.
Здание напротив "Мешка" - это бывшая казарма. Когда-то оба здания соединялись между собой воротами, которые образовывали между ними внутренний дворик.
Фото из интернета.
В казарме тоже есть внутристенная лестница, ведущая в подвал.
Подвал здесь намного меньше, чем в "Мешке".
В дальнем помещении подвала - горы строительного мусора и какая-то штуковина.
Помещение первого этажа. Обожаю этот сводчатый потолок!
Вид казармы снаружи.
2. Палаты на Романовой горке (конец XVII века) (т. н. "Дом предводителя дворянства").
Заказчик и строители здания неизвестны. В XIX веке использовалось как дом Дворянского собрания, в ХХ веке - народный суд, общежитие культпросветучилища, филармония. До недавнего времени сохранялся первоначальный нижний этаж здания с трехчастной планировкой, сводчатыми перекрытиями помещений и крыльцом на южном фасаде. Верхний этаж был сильно перестроен в XIX веке.
Этот памятник мы, по всей видимости, уже потеряли, однако двери до сих пор на замке.
3. Третьи палаты Меншиковых (вторая половина XVII века) («Дом Марины Мнишек»).
Марина Мнишек никогда в Пскове не бывала. Скорее всего дом был назван так, потому что некоторые псковские и новгородские земли были обещаны невесте самозванца Лжедмитрия I после того, как она станет русской царицей.
Предположительно, заказчик строительства - один из членов семьи Меншиковых. В XIX веке здание долгое время не использовалось, было заброшено и сильно разрушено. В начале ХХ века отремонтировано тогдашним владельцем А.Н.Хитровым. Тогда было сделано новое крыльцо, растесаны окна, фасады украшены лепным декором. Сейчас это каменное двухэтажное здание с деревянной мансардой. На северном фасаде видны следы древнего каменного крыльца.
Во время Второй Мировой войны в "Доме Марины Мнишек" была немецкая казарма. До конца 80-х гг. ХХ века на первом этаже здания сохранялся немецкий пол, сделанный из бетона.
4. Четвертые палаты Меншиковых (конец XVII века) (2-й дом Сутоцкого) и Первые палаты Меншиковых (первая половина XVII века) (1-й дом Сутоцкого)
2-й дом Сутоцкого находится слева, 1-й - справа. Первоначальная история этих зданий и их владельцев не установлена. Правомочно предположение о принадлежности их купеческой фамилии Меншиковых. Их принято называть либо именами последнего владельца - Сутоцкого, либо условными наименованиями - Четвертые и Первые палаты Меншиковых.
Дом Сутоцкого назван по имени местного купца - Ильи Ивановича Сутоцкого. Он проживал в верхнем этаже здания. Это стало известно из документов от 1909 года.
Здание сильно перестроено в XIX веке. Тогда древний плитяной второй этаж был разобран и сделан заново из кирпича.
5. Дом Карамышева (60-е-80-е гг. XVII века).
От него остался только шикарный подвал! Он трехчастный в плане, помещения имеют сводчатые перекрытия с распалубками над проемами. Верхний этаж и свод восточного помещения разрушены в 20-е-30-е гг. ХХ века.
История и владельцы здания неизвестны. Карамышев - последний владелец.
6. Дом П.Д. Батова.
В конце XVII века здесь было несколько каменных построек: каменные одноэтажные палаты, каменный погреб с выходом и деревянным амбаром на нем и еще погреб с палаткой. Владельцами этих построек в начале XVIII века были псковские купцы Трубинские. Позднее палаты и погреб были объединены в один объем, надстроен второй этаж.
В начале ХХ века владелец - псковский купец П.Д. Батов - значительно перестроил существующее здание и пристроил к нему новый двухэтажный объем, при этом обе постройки XVII века сохранились в объеме здания. Оба корпуса примыкают друг к другу под тупым углом. Северный корпус, выходящий на Рижский проспект, имеет в плане Г-образную форму, южный - прямоугольный в плане.
В декоре северного крыла здания преобладают признаки, свойственные модерну в его позднем провинциальном варианте (живописное панно). декор фасадов южного корпуса свидетельствует об ориентации архитектора на классицизм и ранний итальянский ренессанс.
Сейчас государство выделило деньги на консервацию объекта. Обратите внимание - никак не на реставрацию.
Дом знаменит майоликой на фасаде, изображающей Псковский Кром.
7. Дом Печенко и Солодежня.
В доме Печенко (вторая половина XVII века) сохранилась внутристенная лесенка и подвал. В.А.Печенко - последняя владелица дома.
Пока еще живо крыльцо.
Пока еще стоят стены...
Все остальное рухнуло к чертям собачьим!
Солодежня (здание второй половины XVII века) оказалась покрепче. Она видна в окошечке.
Второе название Солодежни - Дом Лапина.
С 1840 года им владел псковский купец С.Д.Воронин. И с этого времени до начала ХХ века оно использовалось для варки солода (солодежня). В 1914 году последний владелец - И.И.Лапин - продал здание Псковскому Археологическому обществу, в нем разместили фонды музея. Здание имеет два каменных этажа со сводчатыми помещениями и каменным пристенным крыльцом.
История Дома Печенко и Солодежни прослеживается только с середины XIX - начала XX веков. Никаких письменных или графических материалов, позволяющих судить о первоначальном виде зданий, их строителях и об их первых хозяевах, не обнаружено. Хорошо бы сохранить их хотя бы в том виде, в котором они дошли до наших дней.