Лаура, из которой сделали Лавры.

Sep 30, 2016 19:39



На фото перед Вами - прекрасный образец готической лютеранской кирхи. Построена она из красного глиняного кирпича (в т.н. "кирпичном стиле") местной латышской лютеранской общиной. Так кирха выглядела с 1930-го по 1944 годы. Находится этот памятник архитектуры на территории России - в поселке Лавры Печорского района Псковской области. Годы строительства - с 1925-го по 1930-й.
Архитектор - А.А. Подчекаев (Подчекаев Анатолий Алексеевич, 13 января 1879 года - 7 мая 1938 года. Архитектор. Родился в Опочке. В 1899 году окончил Псковское реальное училище, в 1910 году - Рижский политехнический институт. До 1919 года работал в Пскове. Участвовал в реставрации Поганкиных палат. По его проектам построены здания Мариинской женской гимназии (ныне Технический лицей), лечебницы Алексеевской общины сестёр милосердия на Кузнецкой улице (ныне детская больница), окружного суда на Кахановском бульваре, старообрядческого молельного дома на Лесной улице (ныне улица Волкова), двухэтажного магазина на Торговой площади для своего тестя - купца М. А. Александрова (строения не сохранились). В Острове по проектам архитектора были построены три земские школы, отремонтирован барский дом близ Черской. Одновременно с 1910 года исполнял по контракту обязанности епархиального архитектора, ремонтировал и проектировал многие храмы губернии, в том числе построил монастырский доходный дом в Печорах. С 1919 года работал в Тарту (Эстония). Строительная контора «А. Подчекаев и П. Зубченков» построила в Печорах кирху святого Петра, общеобразовательную школу, административный центр для банка, здания суда, почты и типографии, гимназии, а в Тарту - приют для престарелых, среднюю школу, ряд частных особняков. Источник: Псковская энциклопедия. Псков, 2007).


Сейчас латышская кирха выглядит вот так...
Как получилось, что латыши построили на территории России такую красоту? Немного истории. Нынешний волостной центр поселок Лавры (а тогда он назывался Лаура (LAURA)) вырос вокруг имения помещика-лютеранина Петера Зарри. В середине XIX века он заложил усадебный парк на берегу местной речки Лидва и построил запруду.


Большинство латышей появились здесь чуть позднее - в 60-х годах XIX века. После отмены в русских губерниях крепостного права (1861 год) они стали достаточно массово приезжать из Лифляндской губернии (нынешней Латвии) в соседнюю Псковскую, покупали землю (здесь она была значительно дешевле и ее было больше, чем в самой Лифляндии), селились, обустраивались, начинали вести хозяйство. Сам Петер Зарри был эстонцем по национальности. Но именно он стал лидером местной латышской колонии. Он разделил землю вокруг усадьбы LAURA на участки и начал продавать ее всем желающим. Этими желающими в большинстве своем и оказались приехавшие из Лифляндской губернии латыши. Постепенно несколько окрестных деревень слились в один большой поселок - вот так и появились Лавры (LAURA), а в Лаврах - многочисленная латышская лютеранская община. В основном это были не сильно богатые, но очень упорные, мудрые и трудолюбивые люди. Они занимались сельским хозяйством, ремеслами, торговлей, учили детей, благоустраивали свою землю. Жили зажиточно. Очень развито было тогда в Печорском крае льноводство.


Далеко за пределами Печорского края славился местный лён - основной источник дохода местных жителей. Дважды в месяц в Лаврах проходили ярмарки - 10-го и 25-го числа. Старожилы вспоминают, что ещё в 1940 году на ярмарки в Лавры приезжали коммерсанты из Швеции и Англии закупать местный лён. Платили за лен золотом.

В конце Гражданской войны, 1920 году, по Тартускому мирному договору, который был заключен между Эстонской Республикой с одной стороны и Советской Россией (правительством Ленина) с другой, часть территории дореволюционной Псковской губернии - Печорский край - входит в состав Эстонии. Появляется Петсерский уезд (Petserimaa) Эстонской Республики с центром в городе Петсери (Petseri) - это эстонское название города Печоры. В 20-е-30-е гг. ХХ века (до 1940 года) на эстонской территории оказались поселки LAURA (Лавры), VANA IRBOSKA (Старый Изборск), Залесье, Тайлово, Паниковичи, Печки, Лисье, Кулье и другие. Это было очень интересное время, своеобразный "золотой век" в истории Печорского края.

И вот в 1925 году - в эстонский период - латышкая община, председателем которой был избран Артур Зарри, сын тогда уже покойного Петера Зарри, начинает долгожданное строительство кирхи. Строительные работы продолжались 6 лет. Новая церковь поражала своими размерами. Внутреннее убранство было скромным. Большую часть помещения кирхи занимал орган и скамейки для прихожан.


До 1945 года в кирхе регулярно проходили богослужения. Были и органные концерты.
Что касается самого поселка Лавры, то в 20-е-30-е годы ХХ века он процветал. Известно, что в это время в Лаврах было 2 крупных магазина, принадлежавших местным коммерсантам Безе и Аугсткальну, 6 мелких магазинов, 1 книжный, 1 парфюмерный, больница с акушерским пунктом, аптека, 2 чайных (кафе), 3 ресторана, почта, 2 оркестра - духовой и народных инструментов, любительский театр. Театр репетировал и ставил спектакли под открытым небом в местном парке, где стояли скамейки, были клумбы и дорожки. Там же проходили танцы, концерты, балы и вечера, выступали оркестры.


В 20-х - 30-х годах ХХ века в Лаврах функционировало общество "Просвещение и культура", инициаторами создания которого были местные предприниматели-латыши Безе и Аугсткальн. По инициативе общества создавались школы, библиотеки, проводились различные культурные мероприятия. Стоит отметить, что такие общества, в том числе русские, функционировали в то время по всей Эстонии. В каждом более-менее большом поселке были такие объединения людей по интересам - литературные, театральные, певческие, музыкальные, спортивные, сельскохозяйственные и т.д. Работали библиотеки, создавались музыкальные коллективы - хоры и оркестры. Проходили различные мероприятия - встречи, концерты, ставились спектакли. В Печорах (Petseri) ежегодно, начиная с 1924 года проходили Дни Русского Просвещения. Это были праздники русской культуры, на которые приезжали деятели русского зарубежья, такие, как Федер Шаляпин, поэт Игорь Северянин, писатель Иван Шмелев, русские философы Иван Ильин, Николай Бердяев, отец Сергий Булгаков и др.


Все это кончилось в 1940 году после присоединения Эстонии, а с ней и Печорского края, к СССР. Ярмарки больше не проводились, парки постепенно заросли, культурно-просветительные общества, в том числе русские, были закрыты, их активисты арестованы. Многие из них были расстреляны или умерли в сталинских лагерях.


В 1945 году закрыли и кирху в Лаврах. Богослужения и органные концерты прекратились. До 1980-х помещение лютеранской церкви использовалось местным совхозом под склад, зернохранилище, гараж. Были разрушены шпиль и верхний ярус башни, сняты двери, потолочные покрытия, пол, дверные рамы. В конце 80-х годов ХХ века совхоз «Лавровский» решил восстановить здание. Директором совхоза тогда работал Курпниекс В.А. (латыш по национальности). Была заменена крыша, сделали её из листов нержавеющей стали. В начале 90-х годов Советский Союз распался, многие колхозы и совхозы в Псковской области приказали долго жить, сельское хозяйство пришло в упадок, на реставрацию денег не стало.












Да, печальное наследие советской эпохи...
А это латышское кладбище в Лаврах:


Здесь Вы можете видеть родовой некрополь семейства Зарри. Выглядит очень трогательно. Надпись на надгробии основателя латышской общины поселка Лавры Петера Зарри сделана на немецком языке. Это цитата из Ветхого Завета, глава 19 Книги Иова, в переводе на русский она гласит: "...Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию..."


Это часовня на латышском кладбище.
Место и правда необычно красивое и тихое. Очень атмосферное место.




К сожалению, из-за снега не видно, но поражает большое количество кованых крестов. Изготовлены они на необычайно высоком профессиональном уровне, очень изящные и представляют из себя переплетение роз, листьев и ветвей деревьев. Настоящие шедевры кузнечного ремесла!


Был в Лаврах и деревянный православный храм (построен в 1790 году на средства помещика из соседней деревни Залесье - Василия Степановича Плещеева), который сгорел в 1944 году во время боевых действий. Нынешняя Николо-Трифоновская церковь - перестроенная в 60-е годы ХХ века церковная сторожка. В престоле храма - частица мощей святого мученика Трифона.


Симпатичные старинные ворота рядом с церковью и традиционная для этих мест ограда из камней-валунов.


Также недалеко от Лавров, в деревне Паниковичи, почти на границе с Эстонией, чудом сохранился каменный остов ветряной мельницы XIX века. На Псковской земле таких мельниц сохранилось немного. В интернете мне удалось найти информацию о пяти, это как раз одна из них.


Год строительства мельницы - 1879. Именно эта дата выбита на камне слева от входа. По словам местных жителей, последним хозяином мельницы был эстонец-сету Василий Айда. Ее деревянные конструкции сгорели совсем недавно - то ли в конце 80-х, то ли в начале 90-х годов ХХ века.
На территории Эстонии такие каменные остовы также встречаются, но в гораздо большем количестве и, конечно же, в более ухоженном состоянии. Эстонцы приспосабливают эти уникальные в своем роде сооружения под музеи, кафе, гостиницы и т.д., то есть создают объекты туристической инфраструктуры. У нас же все это, как правило, заброшено и разрушается.


Мы в шутку прозвали эту мельницу "Сторожевой башней Изборской крепости". Согласитесь, похожа?








Ах, древние стены, лесные просторы и снег по колено, а иногда и по пояс - Псковская земля, Печорский край, Petserimaa... 8)

Псков, Лавры, Паниковичи

Previous post Next post
Up