Очень впечатлила статья о природе не любви к мытью головы. Мой Мишка с рождения очень чувствительный, голову до сих пор мыть не любит. Каждый раз с уговорами. Буду вниматеьнее к его "капризам".
Оригинал взят у
mexxtatty в
Практическое купательно-головомойное ребенковедениеОригинал взят у
ivolga_ в
Практическое купательно-головомойное ребенковедениеСтатья не только о тех детках, кто не любит мыть голову, но о чувствительных вообще. Мне кажется, тут она будет к месту.
ванно-мойдодырно-головомойная и не только памятка-инструкция для ребенковеда
(ссылка на авторство обязательна)
Часто, глядя на ребенка, сидящего в кабинете, я задаю взрослым вопросы, как будто бы и не по теме разговора - ваш малыш дает мыть голову? Вы уже заметили, что ему комфортнее в более прохладной воде, чем вы бы выбрали для себя? Он не переносит ветер, попадание капель дождя на личико? Плачет, когда погружается в воду и сразу после купания?
Родители спрашивают - а откуда вы знаете? И я задаю постоянный вопрос психолога-зануды - а как протекали роды вашего детенка? И тема эта серьезнее и важнее, чем может показаться на первый взгляд.
Часто родители малышни сами задают вопросы - когда закончится этот ужас с мытьем головы и купанием?!!
Те, для кого это актуально, вопрос поймут J
хорошая новость сразу - практически все детки перерастают панику во время мытья головы к 4 годам.
Но… мы можем же ж и не ждать 4 лет и что-то с этим делать…
второе НО - за страхом мытья головы может прятаться и страх высоты-глубины-замкнутых пространств и проч тревожности.
Вначале скучная теория, потом веселая практика.
Когда-то все мы - человеки, имеющие пупок, рожденные земными женщинами, были водоплавающими плодАми (оч. не люблю это слово). И первый наш «земной» опыт знакомства с водой - именно утробный. И он, как и любой другой опыт, запоминается нами на нескольких уровнях.
Итак, у каждого из нас есть несколько уровней восприятия - несколько так называемых «мОзгов», формировавшихся в процессе эволюции J
РЕПТИЛИЙНЫЙ (он отвечает за нашу безопасность). Некоторые психологи называют его «мозг - бей-беги-замри». Он призван реагировать на любую угрозу нашей безопасности - вспомните, когда человек сталкивается с реальной или мнимой опасностью, он либо цепенеет-замирает, либо начинает бежать (или суетиться), или орет (рычит, как древние животные), дерется, кусается. Если потом спросить - «а что это было»? Человек нам ответит - «а я и сам не знаю. Не ведал, что творил». Если включился в работу «рептилийный мозг» - мы не можем объяснить свои действия. СЛОВ И ОБЪЯСНЯЛОК ТУТ НЕТ. Рептилии говорить человеческим голосом не умели. J (правда, уже вспоминаются наши собственные взрослые реакции и реакции знакомых?)
МОЗГ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ - он связан с нашими переживаниями, со страхом, с болью, с радостью…и наш
НЕО-КОРТЕКС - интеллектуальный отдел мозга. Тут есть слова, объяснялки, цепочки ассоциаций, логические построения, умничание и проч. Тут появляется различение прошлого и будущего. (а Рептилийный и Эмоциональный мозг воспринимает все, как настоящее-текущий момент.)
А теперь мы опять вернемся к беременности-родам-новорожденности. (все, о чем я буду писать ниже - возможно, но совершенно не обязательно в вашем семействе. есть счастливые многочисленные исключения J) Представьте, мама-папа и малыш готовятся к рождению. При самой идеальной беременности и идеальнейшем течении родов. Начинаются схватки. Гормоны. Стресс. Отходят воды, иногда постепенно, иногда очень быстро, либо протыкается плодный пузырь и околоплодные воды стремительно истекают. Малыш внутри мамы в большинстве случаев располагается вниз головкой. Воды текут по мордочке. Гормоны. Схватки. Стресс.
ПАУЗА-ЗАПОМИНАЕМ. Рептилийный-телесный и эмоциональный мозг фиксируют - вода-течет-лицо-опасность-борьба за жизнь. Нео-кортекс еще в работу не включился. (он включится вообще много позже). Снимаем с паузы. Смотрим дальше - мама с папой готовят ванную, наливают травки, окунают малыша - он кричит и пытается вырваться. Смотрим другое видео - годовалому----трехлетнему малышу пытаются мыть голову. Как только включается душ - истерика…. Уже у всего семейства.
Объясняем: Представьте - ванная - замкнутое водное пространство = матка. Рядом - мама и папа (мама, тот человек, кот гарантированно участвовал в рождении J. Вода попадает на лицо - кнопка «рептилийного мозга» нажимается. Обнажается телесная и эмоциональная память ….а интеллектуальная… дремлет…. И сколько бы мы ребенку не рассказывали, объясняя рептилийному и эмоциональному мозгу, что все это действо безопасно, сколько бы мы не упрекали в том, что он нам не доверяет…. Сколько бы мы не загоняли ребенка в бассейн, на горки на детских-песочных площадках, на водные горки… результат пока один - истерика, агрессия, паника.
Запоминаем - страх воды, мытья головы, глубины, высоты, замкнутых пространств - это проекция родового стресса. Ребенок и взрослый не управляет своим состоянием. И он НЕ ПЛОХОЙ, НЕ КАПРИЗНЫЙ и НЕ БОЛЕН, но… с этим можно и нужно что-то делать.
Если доктора произносили при вас слова - гипоксия, асфиксия, повышенное внутричерепное давление, если у вашего малыша выраженный носогубный треугольник (более темная часть кожи от носа до подбородка), для него комфортнее будет вода, прохладней, чем вы привыкли. Пожалуйста, помните - он не вредничает, не пьет из вас кровь, не балуется, когда вы загоняете его в ванную, на лестницу, на башню, в бассейн, в море, когда боится ехать в лифте. И даже 2-4 летний ребенок может бояться новых поверхностей - с опаской становиться на траву, песок, даже отражающие плиты в супермаркетах. Его паника не объяснима ему самому. Но мы уже с вами понимаем - его рептилийный мозг пытается уберечь от неведанной нам, но зафиксированной им, опасности.
Если безводный период при рождении был больше 2 часов: кожа малыша во время прохождения по родовым путям подвергалась бОльшему трению. Такой малыш изначально телесно-гиперчувствителен. Его кожа может быть суховатой, он чуть больше подвержен аллергиям, он резко реагирует на смену среды - реагирует на любой «переход» состояний - из теплого помещения в прохладу улицы, из воды в сухость воздуха, из маминых рук и пеленочки в воду, ветер, дождь, сухой воздух в квартире - у них действительно БОЛИТ КОЖА. Такой младенец может долго плакать, пока его не возьмут на руки. Маме может казаться - каприз, а ему складочка в простынке или ползунках натирала кожицу. Такие уже выросшие детки 5-7-12-15-25-30 и т.д. летки не переносят влажных поцелуев, неожиданных объятий, прикосновений к голове, обтягивающей-тугой одежды (или только обтягивающую одежду и носят, по парадоксальной компенсации), они будут вредничать, одевая колготки, или просто будут их стаскивать. Им действительно нужна одежка, не стягивающая кожу. ПОЧЕМУ? Вы уже знаете - Когда-то им было тесно и больно в родовых путях. Любая обтягивающая одежда (как и, кстати, возможное замкнутое пространство) - вызывает реакцию рептилийного мозга - ОПАСНО - бей-беги-замри. Реакцию «эмоционального мозга» - паника-истерика….НЕО-КОРТЕКС… все так же молчит и ничего не может объяснить. А что видно родителям снаружи? - очередной тайм игры - достань маму! - со всеми вытекающими последствиями J
и чего нам со всем этим делать?
НАБИРАЕМСЯ ТЕРПЕНИЯ.у каждого детки скорость всех процессов своя. Постараемся уважать и принимать ее. Давать ребенку и себе время на изменения и привыкания.
Дети, с подобными реакциями, изначально гипер-чувствительны. И к нашим эмоциям в том числе. Представьте, родитель, готовя ребенка к водным процедурам, прокручивает в голове все, что уже было пройдено - сопротивление ребенка, крики взрослых друг на друга, трясущиеся руки и проч. Малыш это все ловит своими эмоциональными антеннами. И сам еще больше напрягается. Ну просто какой-то замкнутый круг J давайте попробуем представить максимально спокойную картинку купания. И только после того, как удастся, идем готовить ванную.
Купать такого чуйствительного чижика на первых порах лучше тому, кто гарантированно может сохранить спокойствие
Если у ребенка повышено внутричерепное давление, пожалуйста, помните, что он может не любить нырять (не заставляйте его, пож-та, - в этом случае у него могут болеть ушки)
Для того, чтобы не провоцировать ПРИОБРИТЕННЫЙ СТРАХ КУПАНИЯ, проверяйте температуру воды, убедитесь в том, что вам удобно и устойчиво, что из рук детку вы не выпустите и не уроните. На себе, пожалуйста, проверяйте крем, молочко и проч.
Совсем кроху можно окунать в ванную в пеленке и медленно уже в воде пеленку снимать. Так переход из воздушной среды в водную смягчается.
Малыши странным образом воспринимают быстрее информацию, которую мы им передаем образами. Своими мыслеформами-картинками. Мы не всегда считаем нужным предупредить ребенка о том, что будет происходить. А вы попробуйте поиграть в телепатов - и мысленно прокручивать ребенку последовательность своих действий (вы увидите, что даже окунание детки в купель во время крещения, может пройти спокойно, если его-ребенка мысленно предупредить - показать действие, которое его ждет)
Если мы с вами вспомним, что наш страх связан с рептилийным мозгом, и с ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ мозгом (по-умному-по-научному это будет называться лимбическая система мозга) - мы вспомним, что в этой же системе находится ТВОРЧЕСКОЕ и ИГРОВОЕ восприятие. А значит, если мы начнем ИГРАТЬ, мы сможем трансформировать страх.
А. Игра в прятки - самая простая игра, которую я задаю, как домашнее задание. Мы помним, любое место, куда ребенок прячется - проекция матки. Любому человечку очень важно, чтобы его нашли и прижали к себе. И чаще говорили - Я С ТОБОЙ. И это уже трансформация родового стресса.
Б. сухие бассейны с шариками. Во многих торговых и развлекательных центрах такие имеются. Только важно, чтобы вы были рядом (или договориться, чтобы вас пустили в детскую игровую зону, или быть в поле видимости)
В. Устраиваем баню для кукол, машин, медвежат и проч игрушек.
Г. Рисуем на ладошке, а еще лучше на пальчике - человечка (глазки, носик, ротик) - и ведем его под кран мыться, приговаривая всяческие стишки.
Д. помните - наша задача переместить доминанту Страха в Игру. Сделать из страшного купания - забавное развлечение.
В «между-ванное» время можно и нужно играть водяными пистолетами, брызгаться взрослым и детям водой из пульверизаторов для глажки белья, брызгать друг на друга, как брызгают на листья растений (помним, что очень аккуратно попадаем на головку и личико)
Во время самого купания, можно художественно разбросать игрушки по дну ванной и играть в подводника, который их достает. В подводный подъемный кран, в искателя сокровищ, бегемотика, который погружает головку в воду, а потом кряхтит и отдувается.
Е. если вы к этому готовы - можно разрешить ребенку залезть в ванную в трусиках и маечке. Мы помним, одежда - дополнительная защита, вторая кожа малыша. У ребенка остается хоть какой-то контроль над ситуацией. И рептилийность может отдохнуть J
Ж. можно с барышней и юношей поиграть в принцев-принцесс или парикмахерскую. Все «понарошковые» уважающие себя царственные особы моют голову, сидя на на троне J поставьте стул, который не жалко намочить, за ванную или в саму ванную. Пусть детка сядет, наклонив голову назад. Ваша задача так лить воду, чтобы она не попала на лицо. Можно лицо накрыть полотенцем (обеспечив возможность дыхания J), можно при этом проговаривать какие-нибудь важные волшебные слова - трах-тибидох-тибидох. можно купить водолазные очки и купаться в них.
З. можно попробовать купить промышленный обруч на головку, который не дает воде стекать на личико. Но это все равно не освобождает вас от игры. J
И. Если ваш ребенок находится в ведении Эмоционального мозга, а вы все время бродите под действием Нео-кортекса, вам сложно будет понять друг друга. Игра и эмоциональное общение делает мир ребенка более безопасным. А мир взрослого более радостным, живым. Каждый раз, когда ребенок находится свами в одном пространстве чувств, эмоций, игры - он именно тогда яснее слышит эти вошлебные слова - Я С ТОБОЙ.
К. когда-то для своего сынишки собирала купательные стихи
Э. Мошковская:
Кран, откройся! Нос, умойся! Мойтесь сразу, оба глаза! Мойтесь, уши! Мойся, шейка! Шейка, мойся хорошенько! Мойся, мойся, обливайся! Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!
потешки: Потягунушки-потягунушки! Попрек толстунушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку розумок. Вода текучая, Дитя растучее. С гуся вода, С дитя худоба! Вода книзу, А дите кверху!
Или:
Водичка, водичка, умой (Мишке, Тане, Саше) личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Это в вашу купательную копилку.
Л. Наша задача переместить фокус внимания с самого действия и его результата - на радость процесса. И иногда хватает 2-3 таких веселых купаний, чтобы трансформировать страх и напряжение детки и его купателей и воспитателей.
С ЛЕГКИМ ПАРОМ! Вам и вашим деткам.
Светлана Ройз, детский-семейный психолог, руководитель проекта Психологическая студия www.royz.kiev.ua, автор книг «Волшебная палочка для родителей», «Где живет Ангел», мама, купающая, играющая… любящая.