Лазенки и Петергоф

Dec 12, 2012 22:27


© И.О. Пащиннская.
ЛАЗЕНКИ И ПЕТЕРГОФ.
ДВЕ ЗАГОРОДНЫЕ РЕЗИДЕНЦИИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I в 1840-х гг. //

Россия - Польша. Два аспекта европейской культуры. Материалы XVIII Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 446 - 456.
Император Александр I в 1817 году приобрел у наследников последнего польского короля Станислава Августа Понятовского Лазенки - загородную резиденцию близ Варшавы [1]. Это случилось после того как Польша перестала существовать в качестве  самостоятельного государства, а в составе России было образовано Царство Польское и российский император возложил на себя польскую корону [2].
Станислав Август Понятовский еще в 1764 г. после избрания его королем Польши приобрел Уяздов в качестве частной резиденции [3]. Отказавшись от своего первоначального плана перестройки Уяздовского замка, он создал близ него один из выдающихся дворцово-парковых ансамблей своего времени.
В начале XX в. Ю.И.Шамурин, историк, автор книги «Старая Варшава и ея окрестности» писал: «Среди фантастических по дерзости архитектурных затей, осуществленных XVIII веком, Лазенки занимают одно из первых мест. Станиславу Августу пришла в голову мысль разбить целую усадьбу среди обширного водного пространства. На узкой полосе земли стоит дворец и от его фасадов отходят к самой воде широкие лестницы; на берегу пруда построен амфитеатр, а сцена, отделенная полосой воды от зрителей, высится среди пруда. Даже теперь, пустые и тихие, изумительно прекрасны все эти строения, словно вышедшие из воды» [4] .
Согласно замыслам короля бывший павильон-купальня несколько раз реконструировался придворным архитектором Д.Мерлини [5], а в 1788 году Мерлини капитально перестроил его в стиле классицизм [6]. Дворец на Острове стал настоящей жемчужиной и свидетельством утонченного вкуса короля. Это была вилла - музей, здесь Станислав Август разместил лучшие предметы своей замечательной художественной коллекции. Неподалеку от дворца был выстроен Белый дом [7]. Павильон Мыслевице, позже был превращенный в дворец [8], предназначался племяннику короля, князю Юзефу Понятовскому. В загородной резиденции была возведена Оранжерея - театр [9], Турецкий дом и другие постройки. Лазенки [10] стали любимой резиденцией Станислава Августа. Здесь король мог жить в «сельском уединении», согласно моде и своим личным вкусам.
Как отмечают исследователи, по своему стилю Лазенковский ансамбль связан с господствующим тогда в Европе классицизмом, и одновременно отличается от него особой живописностью форм и разнообразием архитектурных деталей, чем обязан тонкому вкусу короля-эстета. Именно поэтому по отношению к королевской архитектурной деятельности II половины XVIII столетия принято употреблять термин «стиль Станислава Августа» [11].
Над созданием парка королевской резиденции трудились И. Х. Шух [12], Я.М.Тиц, Я.Фонтана и К. Л. Агрыколя [13]. Небольшой пруд к северу от Купален в 1784 году был расширен. На мосту через него в 1788 году был установлен монумент Яну Третьему Собескому. К югу от дворца было создано два новых пруда с каскадом между ними, с живописной линией берегов [14]. Центром ансамбля стал Дворц на Острове, который возвышается над гладью озер и хорошо виден и с севера и с юга. Эту сильно подчеркнутую ось композиции оживляет остров [15]. Именно на нем в 1790-1791 гг. была создана сцена воздушного театра [16]. Заказчик-король и архитектор Я.Камзетзер вдохновлялись при создании амфитеатра на берегу изображениями античного театра, обнаруженного в ходе раскопок в Геркулануме, но не ставили своей задачей создание его точной копии [17]. Сцена на острове была создана в подражание руинам Римского Форума [18].
Первое представление в новом театре было дано в годовщину избрания короля Станислава Августа 7 сентября 1791 года. В этот день здесь был показан балет «Клеопатра». В 1813 году, через двадцать два года после этого торжества поэт, публицист, офицер русской армии Ф.Н. Глинка, описывая свою прогулку в Лазенках, силой воображения представил это зрелище. «Открытое небо служит сводом. Лески и рощицы, приятно освещенные,  умножают очарование декораций. Но всего необыкновеннее то, что  сцена от зрителей отделяется водою. Играют волшебную оперу: театр  представляет реку - и она льется не на кулисах, а в самом деле.  Морское сражение - два корабля, ярко освещенные радужно-цветными  огнями, каждый везя свою богиню, выплывают на бой. Лели и  Купидоны пускают тучи золотых стрел и проч., и проч.» [19].
Станислав Август страстно любил Лазенки. После отречения, живя в Петербурге, он живо интересовался ходом работ и на расстоянии руководил делами, связанными с любимой резиденцией. Но после его смерти Лазенки приходили в упадок. Ф.Глинка в 1813 году так описал увиденное: «Теперь увидите вы здесь только светлые пруды,  прекрасный дворец, развалины театра, развалины беседок, гротов и  прочие развалины, освещенные бледным лучом задумчивой луны...Унылый ветер в ущелиях развалин и в сумерках опустелых рощей в пустынной песне своей, кажется, говорит вам: "Как быстро  все проходит в мире; как скоро исчезает роскошь, величие и  блеск!" [20]
Приобретя Лазенки Александр I бывал здесь  редко и хозяином чувствовал постоянно проживающий в Варшаве великий князь Константин [21], который, однако, все свои работы в резиденции согласовывал с императором [22]. Взошедший на престол в 1825 году Николай I стал бывать в Лазенках чаще, чем его царственный брат. В 1829 году в Варшаве состоялась его коронация. В следующем году Николай Павлович посетил столицу Польши в связи с созывом первого в его правление заседания Сейма. Он предпочитал останавливаться в Лазенках, которые стали излюбленным местом пребывания членов императорской семьи во время их приездов в Польшу [23].
После подавления восстания 1830-1831 гг. и смерти великого князя Константина Павловича повседневные заботы о содержании Лазенок были поручены назначенному в 1831 году наместником Царства Польского князю И.Ф. Варшавскому, графу Паскевичу-Эриванскому. Но общее руководство всеми работами вел император. Николай I вникал в вопросы ремонтов и перестроек, выделял средства на содержание дворцов и парков. В середине 1840-х гг. по его желанию были проведены некоторые работы во Дворце на Острове. К западному павильону была пристроена церковь с плоским куполом по проекту архитектора А.Голонского [24]. В 1846 году она была освящена в честь святого Александра Невского. Восточная галерея-колоннада соединяющая главный корпус с восточным павильоном, была надстроена, что привело к некоторому изменению в облике дворца.


Одновременно с постройкой церкви была уничтожена старая королевская часовня во дворце. Появились некоторые дополнения в Столовой. Во Дворец на острове была перемещена из варшавского дворца Паца статуя Гебы Ц.Баруцци. В Оранжерейном театре старый занавес, созданный Плершем, был заменен созданным в 1839-1840 годах новым с видом Александровской колонны в Петербурге, который исполнил Антонио Сакетти [25]. Велись работы и в парке. Предположительно в середине XIX века был перестроен каскад и мост над ним, расположенный между двумя южными прудами [26]. Но в целом, как отмечают польские исследователи, в эти годы Лазенки содержались в порядке и «с большим пиететом» [27].Как и прежде, Лазенки были местом проведения самых разнообразных торжеств. В 1818 они устраивались по случаю визита в Варшаву вдовствующей императрицы Марии Федоровны [28]. В 1821 году в Варшаве у Константина Павловича гостили его младшие братья. Н.К. Шильдер пишет о том, что неделя, которую братья провели вместе, прошла очень весело, в блестящих праздниках [29]. Уже первые годы пребывания новых владельцев в Лазенках расцвела театральная жизнь. В 1822-1823 годах в Оранжерейном театре было сыграно около двадцати пьес, опер, комедий и балетов, среди последних были «Марс и Флора», «Новое поселение Терпсихоры над Вислой», «Краковская свадьба в Ойцове» К.К. Курпиньского [30]. В это время Амфитеатр был отреставрирован благодаря стараниям будущего директора Народного театра Л. Осинского [31] и здесь возобновились представления. Лазенки стали местом, где торжественно отмечались царские дни [32]. В 1829 году праздники устраивались в честь коронации Николая I. На следующий год, когда он прибыв в Варшаву в связи с созывом первого в его правления заседания Сейма, «прекрасные балы несколько раз соединяли варшавское общество в Лазенках и у председателя Сената графа Замойского» [33].
Праздники устраивались постоянно, но особую пышность они приобретали, когда император и члены его семьи жили в Лазенках, когда они принимали здесь высоких гостей. Резиденция близ Варшавы активно использовались владельцами и из-за своего нахождение у западной границы империи, а также той важности, который имел польский вопрос в политике России первой половины XIX века. Здесь император проводил встречи и переговоры с посланцами европейских дворов, решая сложные дипломатические вопросы. В сентябре 1841 император принимал в Лазенках Фридриха Вильгельма IV. Это был первый визит в Россию Фридриха Вильгельма в качестве короля Пруссии [34]. В мае 1846 г. Николай Павлович прибыл в Варшаву для встречи возвращавшихся из путешествия в Италию супруги Александры Федоровны и дочери Ольги Николаевны [35]. В мае 1849 года Лазенках состоялась встреча Николая I и императора Франца Иосифа. Именно тогда было принято решение о помощи Австро-Венгрии в борьбе с восстанием в Венгрии [36]. В 1850 году в Польше состоялись еще две важные дипломатические встречи, проведение которых было связано с острыми противоречиями между Австрией и Пруссией. На встречу с императором в мае в Лазенки прибыли министр иностранных дел Австрии князь Ф.Шварценберг [37]и прусский кронпринц Вильгельм [38]. Еще одна встреча представителей этих трех государств состоялась в Лазенках в октябре того же года [39]. Осенью же 1850 г. в Лазенках была и императрица, и именно у нее родилась идея провести здесь в мае следующего 1851 г. семейную встречу-примирение между членами родственных европейских монархий, отношения между которыми стали весьма напряженными в бурные для европейской политики 1840-е [40]
.

ПРОДОЛЖЕНИЕ....

[1] После смерти С.-А. Понятовского Лазенки, расположенные в окрестностях Варшавы, по праву наследования перешли в собственность его племянника - князя Иосифа Понятовского, а от него - его сестре Терезе Тышкевич
[2] Согласно решениям Венского конгресса, Польша оказалась связанной с Россией династической унией, предусматривающей общность правящего дома и единство внешней политики, но при этом обладала значительной автономией в составе империи и собственной Конституцией, подписанной Александром I в 1815 г.
[3] За сто лет до этого, во второй половине XVII века хозяином древнего Уяздова и тогда болотистой лесистной местности будущего парка Лазенки рядом был покровитель искусств, философ и писатель, коронный маршал Станислав Гераклиус Любомирский. Он выстроил два павильона у подножия Уяздовского замка: сохранившийся до наших дней Эрмитаж и павильон-купальню на острове - Лазенку. Купальня и сад рядом с ней в итальянском стиле были сооружена по проекту архитектора Т. Гамерского (Тильман ван Гамерен, 1632 - 1706) - выдающегося польского архитектора голландского происхождения.
[4] Шамурин Ю.И. Старая Варшава и ея окрестности. М.1915. С.25.
[5] Доменико Мерлини (1730-1797) - итальянский архитектор, с 1750 г. работал в Польше, в 1773 г. стал придворным архитектором короля Станислава Августа Понятовского.
[6] Интерьеры были созданы Я. К. Камзетцером (1753-1795) -саксонским архитектором и декоратором, ведущим представителем классицизма в Польше, скульптуру для загородного дворца исполнили А. Ле Брун (1737-1811), французский скульптор, работавший в Риме и Варшаве), и Дж. Мональди (1730-после 1797), римский скульптор, с 1768 года работавший в Польше, при дворе Станислава Августа Понятовского, стенные росписи были выполнены М. Баккарелли (1731 - 1818), итальянским живописцем, придворным художником при дворе Станислава Августа Понятовского, генеральным директором королевских дворцов и художественных коллекций, и Я. Б. Плершем (1732 - 1817), художником немецкого происхождения, придворным художником Станислава Августа Понятовского.
[7] 1774 г., по проекту архитектора Д.Мерлини.
[8] Первоначальное здание был возведено в 1774 году по проекту Д.Мерлини.
[9] 1788 г., по проекту архитектора Д.Мерлини.
[10] Именно при Станиславе Августе название Лазенка трансформировалось в Лазенки.
[11] См.: Kaczkowski A. Gzy drzewa predko obiecuja liscie w Lazienkach… Warszawa. 1979. S. 109; Квятковский М. Варшавские Лазенки. Варшава. 1978. С.7.
[12] Иоганн Христиан Шух (1752 - 1813) - садовый мастер и архитектор, родился в Дрездене, учился садовому искусству у своего отца, садового мастера дома Веттинов. Изучал живопись и гражданское строительство в Дрезденской Академии изобразительных искусств. По окончании обучения путешествовал, посетив Англию и Францию. В 1775 году Шух начал работать в Польше, а в 1781 года он стал управляющим королевских садов в Варшаве.
[13] Людвиг Кароль Агриколя - военный инженер и придворный архитектор Станислава Августа Понятовского.
[14] См. подробнее: Ciolek G. Ogrody Polskie I przemiany tresci I formy. 1954.S.567. Огромное влияние на все, связанное с устройством королевского парка, оказывал автор первого польского сочинения об английских парках,  знаток искусства, пропагандист английского стиля в устройстве садов Август Фридрих Мошиньский (1731 - 1786) - масон, розенкреец, экономист, теоретик садового-паркового искусств, покровитель польского театра.- И.И. Свирида. Метаморфозы в пространстве культуры. М. «Индрик». 2009. С.377.
[15] Квятковский М. Варшавские Лазенки. Варшава. 1978. С.7.
[16] На берегу напротив острова еще в 1785 году существовал небольшой зрительный зал. В 1788 году на этом месте был создан амфитеатр, с местами для зрителей из дерна. Через два года здесь начались работы по устройству каменных амфитеатра и сцены на острове. - См. Kwiatkowski W. Wiela ksiega Lazienek. Warszawa. 2000. S.123.
[17] Театр Геркуланума был декорирован стоявшими полукругом на верхнем ярусе бронзовыми статуями, изображающими знатных горожан и членов семьи императора. Аттик амфитеатра в Лазенках был декорирован в соответствии с желаниями короля шестнадцатью статуями выдающихся драматургов - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Менандра, Плавта, Теренция, Сенеки, Шекспира, Кальдерона, Расина, Мольера, Метастазио и Лессинга, а также С. Трембецкого (1739-1812) - поэта, драматурга, переводчика, представителя полькой национальной поэтической школы, личного секретаря короля Станислава Августа Понятовского и Адама Станислава Нарушевича (1733-1796) - поэта, историка, драматурга, переводчика и публициста. Один из ведущих представителей эпохи просвещения в Польше. Статуи были выполнени скульптором Т. Риги согласно замыслу короля и А.Ле Бруна. В период между двумя мировыми войнами статуи были заменены на восемь каменных, которые, однако, не являются копиями первоначальных. Статуи умирающего гладиатора и умирающей Клеопатры, которые сейчас размещаются по сторонам нижней части зала, раньше украшали террасу перед дворцом.
[18] Некоторые авторы указывают, что сцена на острове создавалась по образцу руин храма Юпитера в Баальбеке.- Квятковский М. Варшавские Лазенки. Варшава. 1978. С.52.
[19] Глинка Ф.Н. Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год. М. 1870.
[20] Глинка Ф.Н. Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях, Пруссии и Франции, с подробным описанием отечественной и заграничной войны с 1812 по 1814 год. М. 1870.
[21] Расположенный рядом Бельведер, еще при Станиславе Августе присоединенный к Лазенкам, превратился в личную резиденцию главнокомандующего армией Царства Польского великого князя Константина Павловича. Официальной резиденцией главнокомандующего был дворец Брюля в Варшаве.
[22] См. подробнее: Kwiatkowski W. Wiela ksiega Lazienek. Warszawa. 2000. S.143.
[23] Квятковский М. Лазенки-Бельведер. Варшава. 1986. С.33.
[24] Анджей Голонский (1799-1854) - польский архитектор, ученик и помощник архитектора Кубицкого.
[25] Антонио Сакетти (1730-1870) - итальянский художник и ландшафтный мастер. См. подробнеее: Kwiatkowski W. Wiela ksiega Lazienek. Warszawa. 2000. S.157.
[26] Kwiatkowski . Wiela ksiega Lazienek. Warszawa. 2000. S.158.
[27] Квятковский М. Лазенки-Бельведер. Варшава. 1986. С.35.
[28] Kwiatkowski W. Wiela ksiega Lazienek. Warszawa. 2000. S.143.
[29] Великий князь Михаил останавился в Бельведере, а когда после курса лечения с Эмских вод прибыли в Варшаву Николай Павлович с супругой, Константин приготовил для них комнаты в Лазенковском дворце.- Шильдер К.Н. Император Николай I. Его жизнь и царствование. М. 2010. С.105, 106.
[30] Кароль Кажимер Курпиньский (1785-1857) - польский композитор, музыкально-общественный деятель, дирижер.
[31] Людвиг Осинский (1775-1838) - профессор польской литературы, поэт, критик, переводчик, директор Народного театра.
[32] Царские дни - важнейшие государственные праздники Российской империи. Их разделяли на высокоторжественные и торжественные. К первым относили: день восшествия на престол царствующего монарха и день его коронации; дни тезоименинства и рождения императора; дни тезоименинства и дни рождения царствующей и вдовствующей императриц; дни рождения и тезоименинства цесаревича и цесаревны. Торжественными «царскими днями» считали дни рождения и тезоименинств всех остальных членов императорской фамилии.
[33] К.Н. Шильдер. Император Николай I. Его жизнь и царствование. М. 2010. С. 603.
[34] M.Kwiatkowski. Wiela ksiega Lazienek. Warszawa. 2000. S.160.
[35] Kurier Warszawski.- 1846.- 29 мая.
[36] См. подробнее: Тарле Е.В. Крымская война. В 2 т.. Т. 1. М. 2009. С. 110-112.
[37] Шварценберг Феликс, князь (1800-1852), австрийский государственный деятель и дипломат. протеже Меттерниха, сменивший его на посту министра иностранных дел.
[38] Kurier Warszawski. 1850. 29 мая.
[39] Это было свидание представителей России, Пруссии и Австрии. На нем Николая I поддержал Австрию, что повлекло за собой подписание Ольмюцского соглашения, по которому Пруссия капитулировала перед Австрией по всем спорным вопросам, касающимся германских дел.
[40]В мае 1851 года в Лазенки к императорской чете прибыли сестры и братья Александры Федоровны - великая герцогиня Александрина Мекленбург-Шверинская, принцесса Луиза Нидерландская, прусские принцы Вильгельм, Карл, Альберт, кузины императрицы принцесса Агнесса Ангальт-Дессаугская и Мария Ангальт Дассаугская, племянники Александры Федоровны принц Фридрих Прусский , старший сын принца Карла Прусского и герцог Вильгельм Мекленбургский, младшие сыновья императорской четы Михаил и Николай Николаевичи.- См.: РГИА. Ф. 516, Оп.1 (120/2322). Д. 301. Оттуда все вместе переехали в Скерневице. См. также: С.С. Татищев. Император Николай I и иностранные дворы. СПб. 1882. С .279.

Николай I, Лазенки, сады и парки, Петергоф

Previous post Next post
Up