Лазенки и Петергоф (продолжение)

Dec 12, 2012 22:24


© И.О. Пащиннская
ЛАЗЕНКИ И ПЕТЕРГОФ.
ДВЕ ЗАГОРОДНЫЕ РЕЗИДЕНЦИИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I в 1840-х гг. //
Россия - Польша. Два аспекта европейской культуры. Материалы XVIII Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 446 - 456.
(продолжение)

Лазенки нравились императору и императрице и не случайно в любимый ими Петергоф  «переносятся» элементы лазенковских праздников. Так, в мае 1846 г., еще находясь в Варшаве, император распорядился устроить в Петергофе в дни торжеств, посвященных бракосочетанию дочери Ольги Николаевны и принца Карла Вюртемберского, иллюминацию подобную лазенковской [1]. В течение трех дней, с первого по третье июля 1846 г «варшавскими» фонарями был освещен Верхний сад Петергофа. Эта иллюминация вызвала вострог у многих зрителей и один из них  писал: «Гуляя по этому саду, я вспомнил известную итальянскую поговорку: «Видеть Неаполь, а потом умереть!» и переменил ее по своему: «Видеть эту иллюминацию - и умереть» [2]. ]Подобным способом в том же 1846 году был оформлен праздник, прошедший через три недели в Колонистском парке, а в следующем году «варшавская» иллюминация на Ольгином пруду заменила собой традиционную в Нижнем парке [4].
И это заимствование было не единственным. В 1849 году летом император пребывал в Варшаве, дабы быть ближе к театру военных действий в Венгрии. Вернувшись в конце августа в Петергоф, он продолжил, прерванные этой поездкой, свои занятия по по планированию территории около нового павильона Озерки [5]. Император, решая вопрос о создании нового пруда к северо-востоку от павильона, на представленном ему плане местности карандашом провел новую линию берега, расширив пруд и другой линией превратив полуостров в остров [6]. Управляющий Петергофским дворцовым правлением генерал-лейтенант С.М. Лихардов доносил министру двора князю П.М. Волконскому, что император распорядился «находящийся перед павильоном Озерки пруд продолжить и по другую сторону водопровода» и собственноручно «очертил» линию берега пруда и острова [7]. Согласно пометам заказчика был исполнен новый план местности с приложением сметы [8]. Согласно этим документам были выполнены работы, в результате которых к северу от павильона был сформирован пруд с островом, смещенным к западу относительно главной видовой линии из гостиной павильона, что необыкновенно напоминало Лазенки. Из окон гостиной павильона открывался вид на террасу [9] с гальванопластической скульптурной композицией «Нил» [10] на мощном пьедестале, и этот вид перекликается с видом из северных окон Лазенковского дворца на мост с памятником Яну Собескому.
В Лазенках мосты-перголы связывают остров с берегами пруда. Мост-пергола был переброшен через протоку между Мельничным и Круглым прудом в непосредственной близости от павильона Озерки.
Если в Лазенках обитатели дворца видели в южные окна вдалеке мост и каскад под ним, то в Озерках небольшой каскад шумел у самого павильона с восточной стороны здания, а дальше к югу виднелся мост, перекинутый через Самсоньевский бассейн у Царской мельницы.
Таким образом, виды из окон павильона Озерки на водную гладь прудов, канала и остров, на мосты и террасу, монумент на мощном пьедестале, водопад - все это прямые цитаты образов резиденции близ Варшавы. Возможно, даже название нового павильона - Озерки стало не случайным, перекликаясь с названием Лазенки.
В 1850 году, когда были завершено благоустройство местности у нового павильона, император Николай I устроил здесь праздник в честь дня рождение императрицы. У павильона Озерки был показан фрагмент балета «Наяда и рыбак» в исполнении артистов императорского балета. Сцена была устроена на воде, артисты доставлялись на нее на плотах-паромах, а гости располагались на устроенных для них местах у южного фасада павильона. Декорацией спектакля был вид на иллюминированный парк [11]. Обстановка, в которой был представлен балет походила на ту, которая сопровождала балеты в Лазенковском амфитеатре.


В августе этого года императорская семья часто приезжала на полдники и «вечерние столы» в новый павильон [12]. Возможно, именно здесь родилась еще одна идея. В августе 1850 года император приказал составить смету на устройство в Петергофе воздушного театра, «наподобие лазенковского». Быстро выполненная архитектором Н.Л.Бенуа она составила 165 тысяч рублей и была отложена «до востребования» [13]. Таким образом, мы видим идею еще одного заимстования образа Лазенок для петергофского ансамбля. И хотя театр, подобный лазенковскому не был создан в Петергофе, неким «отзвуком» этого замысла стало сооружение два года спустя Руины на острове в Луговом парке.
Дальним «отзвуком» варшавских заимствований николаевского времени были и праздничные балетные спектакли на Ольгином острове во второй половине XIX века. Для их проведения сооружались временные воздушные театры. Созданный в 1897 году театральными художниками, декораторами и бутафорами театр-руина отдаленно напоминал Лазенковский амфитеатр. В 1897 году, как и в резиденции под Варшавой, сцена, устроенная над гладью пруда, была отделена от зрительного зала полосой воды, а в ходе представления зрителям являлись украшенные суда, скользящие по воде [14].
За сто лет до этого, в 1797 году, после своего отречения от престола, в приморской резиденции жил король Польши Станислав Август Понятовский [15]. В конце XVIII - начале XIX в. участвовали в парадных церемониях и танцевали полонез на праздниках во дворце польские вельможи, страстно мечтавшие о возрождении независимого польского государства - князь А. Чарторыжский и граф М. Огинский [16]. На придворных балах в эти годы звучала музыка «директора музыки императорских театров» польского дворянина О. А.Козловского [17]. Позже, уже в царствование Николая I в Петергоф поступали предметы искусства, вывозимые из дворцов польской знати после подавления восстания 1830-1831 гг. [18] В конце 1840-х гг. на работах по устройству местности около нового павильона трудился тогда инженер-поручик корпуса путей сообщения, представитель старинного польского дворянского рода М.И.Пилсудский. Он работал в Петергофе многие годы, с 1857 по 1874 гг. занимая ответственную должность управляющего петергофскими фонтанами.

Как сложно переплетены российская и польская история, так многими нитями связаны приморская резиденция и польская культура.

[1] Газета «Варшавский курьер» об иллюминации в Лазенках в мае 1846 года сообщала, что дворец и памятник Яну Собескому были иллюминированы «в средневековом духе стрельчатыми окнами», дорога до Мышлевицкого дворца с обоих сторон была декорирована иллюминированными постаментами, на которых были укреплены группы цветных ламп, здесь же располагались «корзины с цветами», декорации в форме «огромных ананасов». Берега озера и острова были украшены иллюминированными столбами с цветами и соединенными друг с другом «фестонами», цветные фонари украшали мосты, дорога у амфитеатра освещалась «колоннами с вазами»//Kurier Warszawski. 1846.7 июня.
[2] Дружеское письмо в Москву// Северная пчела. 1846. 29 июля. Там же были напечатаны и стихи, посвященные этой иллюминации «В сад подземный Алладина,//В сад, где духи обитают,//Где из крупного рубина, //Пышный розан взор пленяет, //Где фиалка расцветает,//Если помнишь, аметистом, //Незабудка - бирюзою, //И опалом серебристым//Скромный ландыш над рекою».
[4] См. подробнее: Пащинская И. О. Праздники в Луговом и Колонистском парках Петергофа. // История Петербурга. 2003. № 3. С. 56-64.
[5] Павильон был построен в 1845-1848 годах по проекту архитектора А.И.Штакеншнейдера. См. подробнее: А.Ф.Гейрот. Описание Петергофа. СПб. 1868.С.100-102.; Т.А. Петрова. Андрей Штакеншнейдер. Л.1978. С.63-67. О создании Лугового парка см.: Новиков И.В. История развития и анализ композиции Лугового парка в г.Петродворце. Автореферат на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Л., 1955.
[6] План местности близ павильона Озерки. Надпись на нем «Высочайше утверждено 11 сентября 1849 г. Министр князь Волконский».- Архив ГМЗ «Петергоф» ПДМП 626ар.
[7] РГИА. Ф.490. Оп.2. Д.2190. Л.1.
[8] «План павильона Озерки». Архив ГМЗ «Петергоф» ПДМП 629ар.; РГИА. Ф.490. Оп.2. Д.2190. Л.5об.
[9] Проект террасы согласно указанию императора исполнил А.И. Штакеншнейдер в 1849. - РГИА. Ф.490. Оп.2. Д.2190. Л.5.; «Проект террасы против павильона Озерки в Петергофе». На чертеже надпись: «Высочайше утверждено 10 сентября 1849 г. Князь Волконский» - Архив ГМЗ «Петергоф» ПДПМ 633ар.
[10] Выполнена в мастерской Я. И. Гамбургера. Копия скульптурной группы «Нил» (вторая половина I в.н.э), которая стояла перед храмом Сераписа и Изиды в Риме.
[11] На следующий год праздник у Озерков был повторен. См. подробнее: Пащинская И. О. Праздники в Луговом и Колонистском парках Петергофа. // История Петербурга. 2003. № 3. С. 56-64.
[12] Камер-фурьерский журнал. Август 1850 г. - РГИА. Ф. 516. Оп.1(120/2322). Д.292.
[13] О неосуществленном замысле императора Николая I по созданию театра наподобие лазенковского в Петергофе см. подробнее: Г.К. Старицына. Ольгин павильона на Ольгином острове в Петродворце. Историческая справка. 1986. Рукопись.- Архив проектно-сметной документации ГМЗ «Петергоф». Л.51-54.
[14] См. подробнее: Пащинская И.О. Петергофские праздники на островах (вторая половина XIX в.)//История Петербурга. 2007. №4. С. 72-83.
[15] Гейрот А.Ф. Описание Петергофа. СПб. 1868. С.43.
[16] Михаил Огинский (1765 - 1833)- композитор и политический деятель, в 1810-1812 гг.- доверенное лицо императора Александра I.
[17] Осип (Юзеф) Антонович Козловский (1757 - 1831) - композитор, с 1803 «директор музыки императорских театров».
[18] РГИА. Ф.490. Оп.2. Д.2370. Л.101-102.

Николай I, Лазенки, сады и парки, Петергоф

Previous post Next post
Up