Как ни парадоксально, для человека, с детства живущего в Узбекистане, и посетившего огромное количество городов, в Самарканде я ни разу не была. Наверное, это судьба, и суждено мне было увидеть Самарканд именно сейчас. Увидеть и за два дня влюбиться навсегда. Потому, что теперь у меня есть Мой Самарканд.
Случилась возможность целых два дня быть предоставленной самой себе в древнейшем из городов - Афросиаб, Мараканда, Самарканд - как угодно. Я серьезно готовилась к этой встрече. Скомпоновала себе на коммуникатор солидную электронную книжицу, куда собрала материал по Самарканду в истории, легендах, тайнах и лицах.
Говорят, что Ташкент - сияющий алмаз Средней Азии, Бухара - нежная жемчужина, а Самарканд - таинственный сапфир. Подпишусь.
Таким он провожал меня, Самарканд, с высоты древнего городища Афросиаб, с парящим, поражающим воображение комплексом Биби-Ханум, на фоне далеких гор, в развалинах, базарах и в бело-розовом цвете яблочных, персиковых и урючных садов. Мой Самарканд был со мной приветлив и ласков, а у меня дух перехватывало от величия, ощущения святости и красоты.
Четыре часа мы провели в дороге на трассе Ташкент-Самарканд. Дорога была до такой степени разбита после зимы, что наш терпеливый магнус крякал и хрустел, «ловя» ямки. Это сделало свое черное дело, и в районе Гулистана, мою младшую вывернуло всеми поглощенными шоколадными сырками на светлые джинсы Роббин. Что привело джинсы в негодность (к счастью временную - отстирались) Так и въехала впервые моя младшая в Самарканд - в ветровке, трусах и кроссовках.
По дороге - ни одного магазина или базарчика с одеждой. Наконец мы приметили сувенирную лавку на въезде в Самарканд под зеленым холмом. В лавке большой выбор национальной одежды. Вот там-то я и нашла целый ворох иштон - это такие штаны из хлопка или шелка, которые восточные женщины одевают под платье. Если помните «Белое солнце пусыни», то там гарем Абдуллы прикрыл лица платьями от товарища Сухова, продемонстрировав в полной красе именно такие иштон.
Младшая иштон очень сопротивлялась. Но я ее убедила, что она их временно поносит, а в Ташкенте отдаст мне и носить их буду я. Мы подвернули изящно штанины, затянули резинку на поясе и получились вполне симпатичные блестящие и полосатые штаны -бананы.
После дня ношения иштон, младшая наотрез отказалась менять их на новые джинсы - до такой степени иштон удобны. Но все же была силой извлечена из узбекских штанов и водворена в джинсу. Теперь штаны мои. Рекомендую всем дамам приобрести иштон - прекрасно смотрятся с любой туникой. До щиколоток носят молодые девушки и невестки - ¾ или 7/8 длины носят маленькие девочки и взрослые дамы.
Выйдя из лавки, я поняла, что случайно попала сразу в то место, куда я стремилась попасть в Самарканде более всего - в древнюю обсерваторию Улугбека. Мы стояли у подножия холма, на которой располагались остатки обсерватории, и потому не сразу осознали, куда попали. А старинное название холма - Кухак, позже Чупан-ота -название сыграло особую роль в поиске остатков обсерватории. Мы гордо извлекли свои зеленые узбекские паспорта и получили доступ в обсерваторию за сумму, в три раза меньшую, чем для иностранцев. Так-то! Знай наших. Стоит отметить, что такая картина в Самарканде везде, и во многих местах разница в стоимости доступа к достопримечательностям гражданам и гостям существенно разнится.
Холм Чупан-ата
Легенда о холме Чупан-ота, на котором находится обсерватория. "Легенды о Самарканде" Н. Якубов
" Более чем за тысячу лет до пророка жил жестокий царь. Собрал он 150-тысячное войско и задумал овладеть Самаркандом, жителей его старых и слабых истребить, а здоровых и красивых увести в плен. Подступило войско к Самарканду и остановилось на том месте, где теперь возвышенность Чупан-ата. Жестокий царь решился не сразу напасть на город, а подождать три дня, когда испуганные жители укроются в крепких самаркандских стенах и снесут туда свои богатства. “Тогда сделаем нападением и нам достанется больше добычи, а пока потерпим”, - сказал царь.
Увидев подступающее к городу большое неприятельское войско, жители пришли в такой ужас, что потеряли головы от страха. В то время самаркандцы ещё были язычниками. Однако, самаркандский царь осознавал, что язычество есть не истинная вера, а заблуждение. Поэтому, когда пришла беда, он приказал разбить и поломать всех идолов, а жителям обратиться с молитвою о спасении к Богу земли и неба, запада и востока. Сам царь уединился в одной тёмной комнате и, не выходя, молился трое суток. Жители по ночам выходили на крыши своих домов, обнажали головы и молились. В то время не было между ними пророков или руководителей, а пророков, бывших раньше, они считали обманщиками. В несчастье же они познали истинного Бога и молились так: “О, Бог неба и земли! Удали от наших голов эту беду, избавь нас от врага”.
Прошло три дня, и наступила ночь, в которую неприятель хотел взять город. В эту ночь из Сирии явилась гора и накрыла всё неприятельское войско - не осталось ни одного человека, ни одного верблюда, ни одной лошади, ни одной неприятельской вещи - всё поглотила гора, все погибли, и ничто не спаслось.
На утро удивлённые самаркандцы увидели гору там, где была ровная местность и расположен был неприятельский лагерь, от которого и следа не осталось. Более смелые отправились осматривать гору, за ними высыпал и весь город, побуждённый любопытством. Но ещё в большее удивление пришёл народ, когда увидел на склоне горы пожилого пастуха, окружённого стадом баранов. Он с удивлением смотрел на них и спросил: “Где я, какое это место?” Ему отвечали, что это место Самарканд и спросили его, кто он и откуда? Тогда он рассказал, что он пастух из Сирии. Тогда самаркандцы поняли, что Господь перенёс эту гору из Сирии и похоронил под ней жестокого царя со всем войском. Позднее гору так и назвали - “Чупан-ата” - отец пастух.
Здесь и теперь выкапывают разные воинские принадлежности - кольчуги, латы, пики, стрелы и прочее. Что гора эта действительно перенесена из Сирии, в том всякий может убедиться, если сравнить породы, из которых состоят горы Сирии с породами Чупан-ата - они совершенно одинаковы.
Самарканд называют “Махфуза” (Хранимый). Почему он так называется, - об этом можно судить из рассказанного."
При раскопках обсерватории в 1931 году было найдено странное захоронение - воина вместе с конем, совершенно не характерное для этих мест в любом периоде. Загадка этого воина до сих пор не разгадана. Может он принесен вместе с холмом?
«…К северу от Самарканда с отклонением к востоку, было назначено подходящее место.
По выбору прославленных астрологов, была определена счастливая звезда, соответствующая этому делу.
Здание было заложено так прочно, как основы могущества и базис величия.
Укрепление фундамента и воздвигание опор было уподоблено основанию гор, которые до обусловленного дня страшного суда обеспечены от падения и предохранены от смещения. Образ девяти небес и изображение семи небесных кругов с градусами , минутами, секундами и десятыми долями секунд, небесный свод с кругами семи подвижных светил, изображения подвижных звёзд, климаты, горы, моря, пустыни и всё, что к этому относится, было изображено в рисунках восхитительных и начертаниях несравненных внутри помещений возвышенного здания высоко воздвигнутого…»
(Абд-ар Раззак, историк, современник Улугбека)
Взлетев по ступеням наверх, я сразу увидела вход в подвал, где находился знаменитый секстант Улугбека. Здесь нам предложили экскурсовода, я за всех отказалась, и сказала, что экскурсоводом буду я. И правильно сделала. Большинство самаркандских экскурсоводов долго рассказывают об Амире Тимуре, его достижениях и потомках, и лишь потом вкратце, о данном, конкретном памятнике, вымывая лица, тайны и загадки. Официальные версии в рамках «Идеи национальной независимости и основ духовности» - что тут поделаешь! Об Амире Тимуре мы будем говорить в Гур-Эмире, решила я. Хотя случилось по другому, и имя Тамерлана оказалось слишком тесно связано с Самаркандом, и я значительно поменяла здесь свое представление о нем. Но о Тимуре позже. Сейчас только Улугбек.
"Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина и мусульманки" : Надпись на дверях медресе Улугбека в Бухаре
Султан Мухаммед Тарагай Улугбек, сын Шахруха, внук Амира Тимура родился 22 марта 1394 года в военном обозе своего знаменитого деда Амира Темура во время стоянки в городе Султании (ныне это территория Ирана). Рождение Улугбека ознаменовалось актом милосердия: в честь рождения внука Тимур, воевавший тогда в Месопотамии, объявил пощаду жителям покорённого накануне города Мардина и отменил уже назначенную дань.
Ещё совсем ребёнком Улугбек сопровождал своего знаменитого деда Тимура в его завоевательных, опустошительных походах. К любимому внуку Тимур относился с большой внимательностью и заботой. В детские годы Улугбек был отдан дедом на воспитание своей главной жене Сарай-Мульк-ханум. Улугбек побывал в Армении, Афганистане, сопровождал Тимура в походе на Индию. Улугбек находился при войске деда в его последнем походе на Китай и был свидетелем смерти Тимура 18 февраля 1405 года в Отраре.
После смерти Тимура, созданная военной силой огромная держава стала ареной междоусобных войн и феодальных распрей. Пять лет длилась ожесточенная борьба за власть между потомками великого эмира. Она завершилась победой сына Тимура - Шахруха, который своей резиденцией избрал не Самарканд, а Герат. Весь Мавераннахр он отдал в удел своему старшему сыну Мухаммед Тарагаю Улугбеку (1394-1449 гг.).
Надо отдать должное деду Улугбека - Амиру Тимуру, который собрал при своем дворе множество ученых, философов и поэтов, оказывал им всяческое покровительство - они-то, во главе с Руми стали учителями маленького Улугбека. А из своих многочисленных завоевательных походов, Тимур привозил не только злато-самоцветы и рабов, но и бесчисленное количество книг и рукописей. В этой библиотеке рос, а затем и хранил, и пополнял многие годы Улугбек. После гибели Улугбека, библиотека бесследно исчезла.
Здесь всплывает имя еще одного человека , слуги, ученика, друга, единомышленника Улугбека - Аль-Кушчи (Али Кушчи, Аль-Каши). О нем известно очень мало, сведения разрозненные и отрывчатые. Однако факт, что он первым ввел в среднеазиатскую математику понятия положительных и отрицательных чисел, исследовал этот вопрос, будучи послом Улугбека в Китае, уже позже, европейцы, переведя его трактат по математике на латынь, перевели понятия, как pozitive и negative. А еще Аль-Кушчи вычислил число Пи с такой точностью, что точнее его пересчитали европейцы аж через 250 лет.
Согласно одной из гипотез, именно Али Кушчи вывез библиотеку из Самарканда на следующий день после убийства Улугбека и спрятал ее где-то в подземельях своего родного города.
Однако, описанный современниками объем библиотеки, ставит под сомнение эту гипотезу - вряд ли такое количество сундуков с книгами можно было быстро упаковать и вывезти незаметно. Тем более, что в тот день перед Кушчи стояла более сложная задача - вынести из обсерватории и спасти еще неопубликованные рукописи Улугбека по астрономии.
По другой гипотезе, библиотека сокрыта в подземелье, под одним из разрушенных минаретов Самарканда, собственно легенда гласит, что библиотека хранилась все время в этой башне. И по указу Амира Тимура, книги можно было читать только в ней. Выносить их из башни запрещалось. И после убийства Улугбека, книги были перенесены глубоко в подземелья под Самаркандом, а ходы в него завалены.
«Хотя эти подземные ходы еще плохо изучены, но нельзя исключать и такую возможность, тем более если учесть, что Улугбек перед отъездом в Мекку находился в дворце Кок-сарай (до недавнего времени еще существовали стены этого дворца). Еще в детстве мне рассказывали старожилы, что от дворца идут подземные ходы протяженностью 2-3 км: Историк А. Кузьмичев показал мне входы двух таких подземных ходов, ведущих к дворцу Тимура. Правда, входы в подземелье сильно завалены и попасть туда пока невозможно.!» Артур Самари
По другой версии, принадлежавшей исследователю Маруфи, Али Кушчи не успел далеко отъехать с грузом и спрятал библиотеку где-то в окрестностях Самарканда или Шахризябса.
«Вот одна из версий, предложенная краеведом В. Рацеком в его книге. Предание рассказывает, что Али Кушчи вместе с караваном ценных книг, под видом дервиша, скрывался в кишлаке Башары (из этого кишлака поступило немало ценных рукописей к Маруфи). В этом кишлаке на холме Нияз-тепе имеется кладбище. Один из стариков рассказал Рацеку, что, когда ему было 12 лет, там раскапывали участок под сарай. На глубине двух метров они наткнулись на большой плоский камень и, когда его подняли, там оказался подземный ход, где были сундуки, худжумы (большие сумки) и какие-то рулоны. Суеверные старики, боясь навлечь на селение беду, положили камень на прежнее место и закопали. Но в указанном месте экспедиции не удалось найти подземный ход.» Артур Самари
Существует еще одно предположение, что библиотека была банально разграблена местными жителями и растащена по домам. Но тогда в самаркандских семьях должны были всплыть хоть какие-то древние книги на халдейском, арамейском, древнегреческом и других мертвых языках. Этого не случилось. Не появлялись эти книги ни в частных коллекциях, ни в музеях, ни на аукционах.
Так что лежат где-то в лессовых или скалистых породах древнего Мавероунахра бесчисленные сундуки и хурджумы с бесценными книгами. Что и говорить, под каждым квадратным метром земли Самарканда легенды и тайны. И от того даже желтая самаркандская пыль под ногами кажется какой-то особенной. Ну так вокруг, из этой глины, - сплошные дворцы, руины и могилы. И кто знает, чей в этой пыли древний прах?
Самарканд. Весна. Канун Навруза. 21-е тысячелетие. Мы продолжаем бродить по остаткам великого сооружения, построенного шесть столетий назад. 2008-1429. С вершины холма открывается удивительной красоты панорама Самарканда, города, которым долгие 40 лет мудро и справедливо правил великий астроном, математик, историк, философ и поэт - Улугбек, внук Тимура.
Продолжение >>