Популярный гностицизм

Oct 20, 2012 00:53

Друзья, давайте все умрем!
Б.Гребенщиков

Мы живем для того, чтобы завтра сдохнуть.
А.Григорян

Всякий частый посетитель магазинов эзотерической литературы сталкивался, конечно, со словом "гностицизм". Об этой философии пишут много и сложно, с ореолом романтики и каких-то тайн.
Гностицизм в той или иной форме послужил основой для ряда религий и ересей, в т.ч., учений манихеев, а в более позднее время, катаров (они же - альбигойцы). Гностическим учением увлекались многие ранние христиане, пока оно не было запрещено на Никейском соборе в 325 г.
Пишут, что возможно - хотя это не подтверждено - гностическое учение разделяла какая-то часть тамплиеров.
Гностицизм иногда смешивают с гнозисом (по-гречески, знание) - любым мистическим знанием. Поэтому "гностиками" (в широком смысле, т.е., носителями мистического знания) часто называют алхимиков, масонов, розенкрейцеров, что к нашей теме прямого отношения не имеет.
Гностицизмом интересовались некоторые русские поэты времен Серебряного века, в частности, Соловьев, Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. В "Мастере и Маргарите" Булгакова тоже присутствуют гностические идеи.
Непросто коротко и понятно рассказать для всех, чему учит эта философия, за что ее запрещали и преследовали и почему она интересна столь многим людям до нашего времени. Но я попытаюсь, хотя это неблагодарный труд. Гностические учения имеют множество версий и так изобилуют деталями, что на всякий подобный рассказ, очень вероятно, найдутся критики, которые скажут, что я упростил или вовсе переврал. а настоящий гностицизм - не такой.
Я буду тут не первым: коротко останавливался на гностицизме и подобных ему учениях Лев Гумилев в своих трудах.Он называет такие учения "антисистемами" и высказывается о них резко отрицательно. По Гумилеву, смысл их примерно такой. Духовный, невидимый мир сотворен Богом, а весь материальный - творение дьявола и является злом. А коль скоро оно так, любое безнравственное поведение, вплоть до преступлений, можно считать нормой. Душа человека возвращается к Богу только после смерти, и чем раньше это произойдет, тем лучше. Гумилев сообщает о сектантах времен упадка Рима, которые подходили к прохожему и предлагали ему всех их убить, угрожая в противном случае убить его самого.

Предельно простое изложение Гумилева - прямо-таки ужастик - оставляет нас в недоумении, почему подобное учение занимает кого-то до сих пор и при чем тут русские поэты. Поэтому я здесь в качестве продолжения перескажу на очень вольный (зато понятный) лад одну распространенную версию гностического мифа. Это вроде бы версия Птолемея, которую пересказал Альфред Риби (1994), а я воспроизвел по-своему, добавив свои оценки.
Итак, был непознаваемый Бог-Отец и созданный им из ничего совершенный духовный мир. Какую-то часть этого невидимого мира занимала Плерома (полнота, по-гречески) - царство света, первичная сущность, в которой все едино. За пределами Плеромы находилась бездна (Бифос); возможно, в параллельном мире. Между Плеромой и Бифосом была некая граница (Хорос).
Бог-Отец, сотворив духовный мир, судя по всему, перестал во что-либо вмешиваться. А в Плероме находилась София (ее еще называют - Божественная Мудрость или Мировая Душа) - некое женское божество, возможно, женская ипостась какой-то части Бога-Отца - и ее супруг Сигизос.
Сигизос - персонаж, видимо, крайне безразличный ко всему, и в дальнейших событиях он не участвовал.
Как мы увидим далее, София была не очень-то мудрой. Она жила себе без забот, но в один прекрасный день решилась на довольно безумное и невозможное дело - узнать все о своем божественном Отце. Главное, что ей удалось узнать - что Отец сотворил духовный мир из ничего. И она сразу решила тоже что-то сотворить. Вероятно, во время своих поисков она отчасти приобрела такую способность.
Чтобы получить нужные знания и умения, София на время покинула Плерому и окунулась в бездну, где ей было очень плохо. Там она, находясь в тревоге, печали и страхе, попыталась что-то создать.
У Аллы Пугачевой есть песенка про волшебника-недоучку: "Сделать хотел грозу, а получил козу". То же случилось и с Софией: она создала крайне негативное существо - Демиурга. Этот персонаж немедленно восстал против Бога-Отца, объявил себя единственным Богом и создал весь материальный мир - злую и неудачную пародию на мир духовный. При этом в тело человека, созданное Демиургом, попала частица Софии, как Мировой Души. Из этой частицы получилась человеческая душа, ей плохо в плену у тела и материального мира, она томится там, как в тюрьме.
(Наверное, чтобы ощутить такое, нужно страдать хронической депрессией. Подобные люди, вероятно, и создали гностицизм.)
Демиург очень похож на известного из христианства Люцифера, падшего ангела. Сходство усугубляется тем, что Демиург понаделал себе слуг - архонтов (надо полагать, бесов). Они резвятся в материальном мире и мучают людские души.
Какой же способ для души выйти из плена и вернуться к Софии и к Богу? Смерть, конечно. Жить - плохо, умереть - хорошо. (Точно, депрессарики придумали).
Итак, с легкой руки капризной и глуповатой особы случилось это великое мировое безобразие. После этого Хорос - который был не просто границей, а неким могущественным, но несколько тормозным существом - запихал Софию обратно в Плерому и каким-то образом внушил ей, что она неправа.
Кроме Демиурга, София успела сотворить какую-то непонятную подругу - Ахамот. Та пошла искать божественный Свет (по мысли некоторых ранних христиан-гностиков, этот Свет и есть Христос) и была Им отвергнута. Видимо, Ахамот тоже очень плохо получилась у Софии.
Оставим всех их разбираться. Мы уже поняли, что умереть, и побыстрее - это очень хорошо. Но ведь не все на это способны. Поэтому можно попытаться убить себя медленно и с удовольствием - путем пьянства, наркомании, пиров с оргиями и т.п. Все эти вещи вызовут эйфорию, а это тоже временный побег из плена тела и материи.
А еще можно делать, что хочешь: даже преступление должно быть вполне обычной вещью. Так как зло везде в этом мире: и наше тело, и деревца, травка и цветочки, и птички с бабочками... И любое доброе дело - это тоже зло, т.к. оно совершается на этом свете.
Правда, для людей, от природы приличных, есть вариант - можно просто медитировать и побольше отключаться. Поэтому среди гностиков было довольно много людей, вполне себе безвредных.
Вернемся к нашим поэтам. Я думаю, у них у всех была депрессия в той или иной форме, а еще склонность к измененным состояниям сознания. Отсюда и их интерес к гностицизму. Они же создали тогда, в Серебряном веке, культ Прекрасной Дамы - Софии, женского божества.
В наше время всевозможного реконструкторства вновь появились и последователи гностицизма. Если, к примеру, сатанисты поклоняются исключительно злу и возводят его в принцип, то гностики, скажем так, предлагают и Богу свечку, и бесу кочергу. Я думаю, что по своим нравам и жизни они не отличаются от обычных материалистов, нередко бессовестных и любящих удовольствия, в т.ч. эротические. Но они подводят под все это древнюю философскую мысль, и потому выглядят умными и романтичными.

гностицизм, религия. философия

Previous post Next post
Up