Пока готовится список лучших фильмов 80-х, я хочу порадовать вас другим ретроспективным топом от Rotten Apparts. В 2015 году мы решили выяснить, что особо значимого сняли в 90-е годы прошлого века. Эта выборка основана на 23 анкетах, каждая из которых содержит по 50 фильмов. Тут, надо сказать, мы деградируем. Сотню лучших XXI века в 2014 году выбирали 27 человек. Пора расширяться. Участники разбивали свой топ-50 на три категории: топ-10 получали 2 балла, местам с 11-го по 20-е решено было отдать 1.5 балла, ну, а все остальные заслужили 1 балл.
Сразу небольшое дополнение. В нижней части топ-100 результаты получились очень плотные, пришлось делать пристрелки (дополнительные этапы голосования). После всех уточнений 2 фильма выбросили за пределы сотни. Главными неудачниками стали «Шестое чувство» и «Сонная Лощина». Наверное, стоило об этом сказать, верно? Ну, а теперь приступим к самому вкусному!
1. Криминальное чтиво | Pulp Fiction | Квентин Тарантино | 1994
2. Мертвец | Dead Man | Джим Джармуш | 1995
3. Молчание ягнят | The Silence of the Lambs | Джонатан Деме | 1990
4. С широко закрытыми глазами | Eyes Wide Shut | Стэнли Кубрик | 1999
5. Сатанинское танго | Satantango | Бела Тарр | 1994
6. Тонкая красная линия | The Thin Red Line | Терренс Малик | 1998
7. Побег из Шоушенка | The Shawshank Redemption | Фрэнк Дарабонт | 1994
8. Бешеные псы | Reservoir Dogs | Квентин Тарантино | 1991
9. Чунгкингский эспресс | Chung Hing sam lam | Вонг Кар-Вай | 1994
10. Список Шиндлера | Schindler's List | Стивен Спилберг | 1993
Когда речь заходит о 90-х, то результаты угадать относительно легко, тут уже сформировался канон. Перед голосованием давал такой прогноз: «Чтиво - безальтернативный победитель. Второе место - Сатантанго, третье - Мертвец. Или наоборот. Дальше уже, конечно, сложнее. Наверное, последний Кубрик тоже в десятке окажется, да и Бешеные псы». Я оказался недалёк от истины. Тарантино победил с разгромным результатом: 34 балла против 30 у «Мертвеца» и 23.5 у «Молчания ягнят». Пожалуй, «Криминальное чтиво» - это вообще один из самых универсальных фильмов прошлого века. Кино для всех. Аристократическим противовесом в десятке является Тарр. Венгр был отброшен на постыдное пятое место только потому, что далеко не все удосужились потратить семь часов на чёрно-белый радикальный артхаус. Лично я считаю этот фильм лучшим десятилетии, подробнее о «Satantango» читайте в моей
рецензии. Лишь эти два фильма, из числа снятых в 90-е, удостоились от меня 10/10.
Главный фильм Джармуша уникален. Стиль американца достигает высшего совершенства именно в «Мертвеце». «Dead Man», конечно, одна из визитных карточек 90-х. Разумеется, мне немного обидно, что при упоминании лучшего артхауса этого десятилетия большинство людей вспомнило именно Джармуша, а не по-настоящему хардкорного Тарра, но будем справедливы - Джим больше подходит на роль независимого автора, которого могут знать даже совершенно случайные и далёкие от кино люди. Сюрпризом стало третье место «Молчания ягнят». Впрочем, работа Джонатана Деме стоит особняком не только в его карьере, всё-таки даже для последнего десятилетия ХХ века качественный триллер - явление редкое. Конечно, в десятке не обошлось без банальностей вроде лидера топа imdb. «Побег из Шоушенка» - это ужасно компромиссное кино. Широкой аудитории нравится, а вот критики и синефилы обычно относятся к Дарабонту чуть более сдержанно. Тем не менее, этот фильм наряду со «Списком Шиндлера» - олицетворение мейнстрима своего времени. Между прочим, подобная стилистика до сих пор остаётся востребованной - достаточно пройтись по номинантам на Оскар за последние годы. На другом полюсе расположен Терренс Малик, снимающий по шедевру раз в десять лет. Однако, главным эстетом 90-х я всё же назвал бы Вона. Этого режиссёра у нас обычно называют по имени - Кар-Вай или Карвай, да и фамилию пишут чуть иначе. Лично я в свою десятку избранных включил «Падшие ангелы», но репутация лучшего фильма гонконгца закрепилась за «Чунгкингским эспрессом». Интересно, что в рейтинге TSPDT именно Вон занимает первую строчку среди режиссёров XXI века, но и для последнего десятилетия XX века он остаётся значимой фигурой. Стэнли Кубрик, один из самых влиятельных авторов в истории кино, способен примирить артхаус и мейнстрим. «С широко закрытыми глазами» - кино доступное, но изящное. Достойное завещание великого творца.
Да, и, конечно, расставим сразу все точки над i: присутствие в итоговом топ-10 «Бешенных псов» делает Тарантино главным режиссёром 90-х. У моей личной десятки с финальной версией имеется аж четыре пересечения. Несложно догадаться, что одно из них - «Сатанинское танго», ещё один слот был забронирован за «Мертвецом», ну, а два других, как вы уже, наверное, догадались - «Криминальное чтиво» и «Бешенные псы». На этом можно было бы поставить точку, но список из оставшихся 90 фильмов я не могу не прокомментировать. Давайте для начала закроем тему пятидесяти лучших.
11. Леон | Leon | Люк Бессон | 1994
12. Три цвета: Синий | Trois couleurs: Bleu | Кшиштоф Кесьлёвский | 1993
13. Хрусталёв, машину! | Алексей Герман | 1998
14. Двойная жизнь Вероники | La double vie de Veronique | Кшиштоф Кесьлёвский | 1991
15. Забавные игры | Funny Games | Михаэль Ханеке | 1997
16. Семь | Se7en | Дэвид Финчер | 1995
17. Схватка | Heat | Майкл Манн | 1995
18. Терминатор 2: Судный день | Terminator 2: Judgment Day | Джеймс Кэмерон | 1991
19. Непрощенный | Unforgiven | Клинт Иствуд | 1992
20. Пес-призрак: Путь самурая | Ghost Dog: The Way of the Samurai | Джим Джармуш | 1999
21. Славное будущее | The Sweet Hereafter | Атом Эгоян | 1997
22. Шоссе в никуда | Lost Highway | Дэвид Линч | 1996
23. Славные парни | Goodfellas | Мартин Скорсезе | 1990
24. Форрест Гамп | Forrest Gump | Роберт Земекис | 1994
25. Бартон Финк | Barton Fink | Джоэл Коэн, Итан Коэн | 1991
26. Вкус вишни | Ta'm e guilass | Аббас Киаростами | 1997
27. День сурка | Groundhog Day | Харольд Рэмис | 1993
28. Ночи в стиле буги | Boogie Nights | Пол Томас Андерсон | 1997
29. Блю | Blue | Дерек Джармен | 1993
30. Идиоты | Idioterne | Ларс фон Триер | 1998
31. Падшие ангелы | Do lok tin si | Вонг Кар-Вай | 1995
32. Рассекая волны | Breaking the Waves | Ларс фон Триер | 1996
33. Европа | Europa | Ларс фон Триер | 1991
34. Пианино | The Piano | Джейн Кэмпион | 1993
35. Бойцовский клуб | Fight Club | Дэвид Финчер | 1999
36. Андеграунд | Underground | Эмир Кустурица | 1995
37. Жизнь прекрасна | La vita e bella | Роберто Бенини | 1997
38. Аризонская мечта | Arizona Dream | Эмир Кустурица | 1991
39. Мой личный штат Айдахо | My Own Private Idaho | Гас Ван Сент | 1991
40. Секреты Лос-Анджелеса | L.A. Confidential | Кертис Хенсон | 1997
41. Красота по-американски | American Beauty | Сэм Мендес | 1999
42. Человечность | L'Humanité | Брюно Дюмон | 1999
43. Казино | Casino | Мартин Скорсезе | 1995
44. Фарго | Fargo | Итан Коэн, Джоэл Коэн | 1995
45. Обнаженная | Naked | Майк Ли | 1993
46. Шоу Трумана | The Truman Show | Питер Уир | 1998
47. Брат | Алексей Балабанов | 1997
48. Подними красный фонарь | Da hong deng long gao gao gua | Чжан Имоу | 1991
49. Три цвета: Красный | Trois couleurs: Rouge | Кшиштоф Кесьлёвский | 1994
50. Магнолия | Magnolia | Пол Томас Андерсон | 1999
К счастью на пороге попадания в десятку завис «Леон». Бессон никогда звёзд с неба не хватал, но тут почему-то забрался абсурдно высоко. Не нахожу этому факту объяснения. Обратные эмоции испытываю, обнаружив на 12 и 14 месте фильмы Кшиштофа Кесьлёвского. Жаль, что поляку не удалось выбить попсовый «Список Шиндлера». Когда я составлял свой личный топ-50, то трижды упомянул только одного режиссёра. Им оказался как раз Кесьлёвский. Интересно, что и в итоговый протокол попало три фильма этого замечательного автора. Показательно, что главные свои шедевры поляк оставил восьмидесятым. Рядом можно обнаружить главный русский фильм своего времени. «Хрусталёв, машину!» - прекрасный образец лютого арта: большую часть времени не слышно диалогов, в сюжете разобраться без пол-литры невозможно, зато фильм укомплектован всякими ништяками типа изнасилования черенком от лопаты. Признаться честно, даже я не с первого раза раскусил шедевр Германа, но сегодня в моём личном топе 90-х «Хрусталёв…» обосновался на пятом месте.
Живой классик, Михаэль Ханеке, мог бы оказаться и повыше, всё-таки «Забавные игры» - один из лучших фильмов о насилии. Впрочем, лично я всё же отдаю предпочтению «Видео Бенни» того же автора, но так уж сложилось, что фильм этот не обрёл популярности «Funny Games». «Видео…» я поставил на ступеньку выше «Хрусталёва…», но в общем списке ему досталось только 76 место. Из других грандов отмечу Линча - этот замечательный сюрреалист даже не попал в топ-20, но в сотне набралось аж четыре его фильма. Рекордная результативность! Американца чаще вспоминают в связи с «Mulholland Dr.» (один из лучших фильмов XXI века), «Blue Velvet» (по-настоящему топовая работа для 80-х) или сериалом «Twin Peaks» (полнометражное кино по мотивам не так успешно). Трижды в топ попали Джармуш и Триер, подтвердив тем самым статус культовых артхаусных режиссёров. Если к ним добавить ещё два фильма Кустурицы, то получится законченный портрет авторского кинематографа десятилетия.
Из мейнстримщиков выделяются Коэны. Они повторяют результат Линча! В полтос попали так же два фильма Пола Томас Андерсона. В нулевые им предстоит выбиться в высшую лигу. Если же вы, услышав эти две фамилии и слово «мейнстрим» рядом, крутите пальцем у виска, то вынужден вас разочаровать, из всего многообразия настоящей попсы, которую вы заездили до дыр на своих видеомагнитофонах, до нашего полтинника добрался только «Терминатор 2». Финчер удачно вписывается в этот ряд: в его активе сразу два приличных триллера. Неожиданно возродил жанр вестерна Клинт Иствуд. Скажу по секрету, что я фанат «Непрощённого». Обратите внимание и на самый крутой крайм эпохи - «Секреты Лос-Анджелеса». Да, кстати, а ведь ещё и старая гвардия не дремлет! В списке TSPDT среди всех фильмов 90-х выше всего стоят «Славные парни» Скорсезе, но у нас «Goodfellas» и «Casino» только в полтиннике, что, на мой взгляд, лучше отражает реальное положение вещей.
Ну, и в завершении обзора пятидесяти лучших упомяну важные для меня киноленты. Самый необычный фильм топа - это, конечно, «Блю» Дерека Джармена. Многие спорят, утверждая, что Джармен снял радиопостановку, хотя звучит это всё же как фильм. Синий экран и восьмидесятиминутный монолог под шум улиц и звуки музыки - таково кинозавещание слепого умирающего от СПИДа художника. Гнетущее чувство необратимости процесса увядания, близости смерти не покидает после финальных титров. «Человечность» Брюно Дюмона, наверное, самый новаторский фильм из списка. Француз предвосхищает революцию нулевых в мире артхауса. Ещё хочу обратить ваше внимание на «Обнаженную», подробнее о работе Майка Ли можно прочесть в моей
рецензии.
51. Большой Лебовски | The Big Lebowski | Итан Коэн, Джоэл Коэн | 1998
52. На игле | Trainspotting | Дэнни Бойл | 1996
53. Миг невинности | Nun va Goldoon | Мохсен Махмальбаф | 1996
54. Перед рассветом | Before Sunrise | Ричард Линклейтер | 1995
55. Ночь на Земле | Night on Earth | Джим Джармуш | 1991
56. Быть Джоном Малковичем | Being John Malkovich | Спайк Джонз | 1999
57. Короткий монтаж | Short Cuts | Роберт Олтмен | 1993
58. Принцесса Мононоке | Mononoke-hime | Хаяо Миядзаки | 1997
59. Что гложет Гилберта Грейпа? | What's Eating Gilbert Grape | Лассе Халльстрём | 1993
60. Эд Вуд | Ed Wood | Тим Бёртон | 1994
61. Матрица | The Matrix | Вачовски | 1999
62. Титаник | Titanic | Джеймс Кэмерон | 1997
63. Игрок | The Player | Роберт Олтмен | 1992
64. Настоящая любовь | True Romance | Тони Скотт | 1993
65. Истинная грусть | Pafekuto buru | Сатоси Кон | 1998
66. Народ против Ларри Флинта | The People vs. Larry Flynt | Милош Форман | 1996
67. Страх и ненависть в Лас-Вегасе | Fear and Loathing in Las Vegas | Терри Гиллиам | 1998
68. Зеленая миля | The Green Mile | Фрэнк Дарабонт | 1999
69. Американская история Х | American History X | Тони Кэй | 1998
70. Под покровом небес | The Sheltering Sky | Бернардо Бертолуччи | 1990
71. Пи | Pi | Даррен Аронофски | 1997
72. Отточенное лезвие | Sling Blade | Билли Боб Торнтон | 1995
73. Автокатастрофа | Crash | Дэвид Кроненберг | 1996
74. Достучаться до небес | Knockin' on Heaven's Door | Томас Ян | 1997
75. Твин Пикс: Сквозь огонь | Twin Peaks: Fire Walk with Me | Дэвид Линч | 1992
76. Видео Бенни | Benny's Video | Михаэль Ханеке | 1992
77. Всё о моей матери | Todo sobre mi madre | Педро Альмодовар | 1999
78. Карты, деньги, два ствола | Lock, Stock and Two Smoking Barrels | Гай Ричи | 1998
79. Дикие сердцем | Wild at Heart | Дэвид Линч
80. Про уродов и людей | Алексей Балабанов | 1998
81. Тайны и ложь | Secrets & Lies | Майк Ли | 1996
82. Путь Карлито | Carlito's Way | Брайан Де Пальма | 1993
83. История игрушек | Toy Story | Джон Лассетер | 1995
84. Простые люди | Simple Men | Хэл Хартли | 1992
85. Танцующий с волками | Dances with Wolves | Кевин Костнер | 1990
86. Простая история | The Straight Story | Дэвид Линч | 1999
87. Розенкранц и Гильденстерн мертвы | Rosencrantz & Guildenstern Are Dead | Том Стоппард | 1990
88. Спасение | Safe | Тодд Хейнс | 1995
89. Прирожденные убийцы | Natural Born Killers | Оливер Стоун | 1994
90. Солнце в листве айвового дерева | El sol del membrillo | Виктор Эрисе | 1992
91. Крик | Scream | Уэс Крейвен | 1996
92. Салям, синема! | Salaam Cinema | Мохсен Махмальбаф | 1995
93. Основной инстинкт | Basic Instinct | Пол Верховен | 1992
94. Генри Фул | Henry Fool | Хэл Хартли | 1997
95. Девственницы-самоубийцы | The Virgin Suicides | София Коппола | 1999
96. Плохой лейтенант | Bad Lieutenant | Эйбл Феррара | 1992
97. Беги, Лола, беги | Lola rennt | Том Тыквер | 1998
98. Фейерверк | Hana-bi | Такеши Китано | 1997
99. Клерки | Clerks | Кевин Смит | 1994
100. Перекресток Миллера | Miller's Crossing | Джоэл Коэн, Итан Коэн | 1990
Конечно, этот список избыточен. За десять лет сотню отличных фильмов сняли, разве что, в шестидесятые и семидесятые. Однако, вполне разумно расширить рамки банального полтинника. Так можно найти хоть что-то, выпавшее из зоны нашего внимания.
Во второй половине списка обнаруживаются два фильма Махмальбафа. Иранцы долгое время будоражили сообщество кинокритиков. Обратите внимание ещё и на 26 место Аббаса Киаростами. Однако, за долгие годы подобные фильмы с нулевым бюджетом на стыке постановки и документалистики не смогли выбраться за пределы фестивального гетто. Золотой Медведь для Панахи в 2015 году только подтверждает этот вывод. Стоит, однако, сказать, что на сегодняшний день многие переняли такой подход к съёмочному процессу, и в творческом отношении оставили иранских грандов девяностых далеко позади. Дважды засветился во втором полтише старик Олтмен. «Короткий монтаж» я даже поставил во вторую десятку. Выше всех из аниматоров забрался Хаяо Миядзаки. Впрочем, ваш покорный слуга больше ценит Сатоси Кона. По-моему, «Истинная грусть» - один из лучших анимационных фильмов ХХ века.
В целом, нижняя половина топа пестрит мейнстримом самого разного качества: от «Матрицы» и «Титаника» до «Зелёной мили» и, прости господи, «Достучаться до небес». Однако, здесь нашлось место и независимому кино, например, сразу двум работам Хэла Хартли.
Не буду больше утомлять вас своей болтовнёй, только скажу напоследок, что даже такая небогатая на шедевры эпоха оставила после себя несколько настоящих жемчужин. Ну, а если все хиты позапрошлого десятилетия уже давно пересмотрены, то хочется верить, что некоторые киноманы смогут из нашего списка найти для себя хоть что-то интересное.