«Blue Swan» - регулярная ежегодная премия международного синефильского сообщества «A Band Apart», которой отмечаются лучшие достижения в мире кино за календарный год. Премии вручаются с 2010 года, также сообщество проводит ретроспективные конкурсы в обратном хронологическом порядке. На этот раз выбор лучших осуществлён силами 28 участников сообщества.
Зафиксированный здесь итог предварялся несколькими этапами голосования. В первом туре каждый мог выдвинуть ограниченное число кандидатов во всех категориях, закрепив за каждым из них по одному голосу. В guilty pleasure, анимации, русскоязычном фильме и молодых актёрах допускалось выдвигать от нуля до трёх кандидатов. В большинстве других случаев работало правило «от нуля до пяти». Однако, в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший фильм» необходимо было предоставить список из пяти фамилий и десяти фильмов. На коротком втором этапе проводилась «пристрелка», то есть дополнительный тур голосования по кандидатам, набравшим одинаковое число баллов, чтобы сформировать окончательный список номинантов. Третий этап - выбор лучших из числа номинантов. В guilty pleasure, анимации, русскоязычном фильме и молодых актёрах необходимо было выбрать по одному кандидату при условии, что участник сообщества видел все работы из числа номинированных. В категориях с пятью номинантами допускалось не смотреть один из фильмов, а помимо победителя необходимо было обозначить раннера. Вторые места учитывались при равенстве первых. В главной категории присылался иерархичный список из пяти фильмов.
Пришло время подводить итоги! Долго тянули с голосованием, на то были причины. К счастью, я посмотрел почти всё, что запланировал, но обязательно упомяну ниже о фильмах, которые прошли мимо меня или были мной замечены, но оказались за бортом блюсвона.
Guilty pleasure:
Агенты А.Н.К.Л. | The Man from U.N.C.L.E.
Шпион | Spy
Багровый пик | Crimson Peak
Я обычно не голосую в этой категории, но на первом этапе решил упомянуть как раз «Агентов А.Н.К.Л.» Были споры, считать ли работу Ричи гилти. Может, это просто хороший коммерческий фильм? Судить не берусь, но в моём случае «постыдное удовольствие» можно признать относительно точным описанием испытанных эмоций.
Лучший анимационный фильм:
Головоломка | Inside Out
Аномализа | Anomalisa
Барашек Шон | Shaun the Sheep
К сожалению, в сообществе нет специалистов по анимации, поэтому в данной номинации никогда не бывает неожиданных итогов. «Головоломка» популярна у критиков, собрала в прокате $850 миллионов и объективно градус качества мультика выше средней температуры по Диснею. «Аномализа», новый режиссёрский опыт знаменитого сценариста Чарли Кауфмана, оказалась банальнее, чем мне хотелось бы. Не смог заставить себя посмотреть третьего номинанта, поэтому пропустил финальный этап голосования.
Лучший русскоязычный фильм:
Страна ОЗ | Василий Сигарёв
14+ | Андрей Зайцев
Про Любовь | Анна Меликян
Я не знаю, как так получилось, но в сообществе почти никто не успел посмотреть Сокурова и Миндадзе. Я никуда не тороплюсь, поэтому решил не расстраиваться лишний раз из-за странных номинантов и не участвовал в этой комедии. Фильм Анны Меликян и тем более «14+» смог бы осилить только при необходимости поддержать хорошее кино своим голосом. «Страна ОЗ» - явно не лучший опус Сигарева, но пусть уж лучше так. Наверное, среди всех категорий мне больше всего неловко именно за эту.
Лучшее музыкальное оформление (оригинальный скор):
Картер Беруэлл | Кэрол
Том Холкенборг | Безумный Макс: Дорога ярости
Джед Курзель | Макбет
Эннио Морриконе | Омерзительная восьмёрка
Йохан Йоханнссон | Убийца
Ну, конечно, это ниже моего достоинства - голосовать в музыкальной категории. Здесь следует представить, как я скорчил кислую (и немного надменную) рожу, брезгливо махнув рукой. До сих пор с восторгом вспоминаю, как Кубрик применял музыку Пендерецкого, Лигети, Бетховена, Генделя и Штраусов в своих фильмах. Однако, никакого отношения к «оригинальному скору» это не имеет. Для меня использование музыки в фильме - это лакмусовая бумажка, по которой очень часто можно понять, разбирается ли режиссёр в искусстве как таковом. Оценивать содержание CD-диска в отрыве от монтажа - какая-то бессмыслица. В любом случае, слушать полутораминутные зарисовки из «Кэрол», читая параллельно форумы, удовольствие ниже среднего. Ну, а в фильме Хейнс, я считаю, очень грамотно распорядился музыкальным материалом. В целом, работа со звуком вообще и музыкой в частности мне очень приглянулась в «Запретной комнате», но, повторюсь, к номинации это никакого отношения не имеет.
Лучшие спецэффекты:
Безумный Макс: Дорога ярости | Mad Max: Fury Road
Выживший | The Revenant
Звёздные войны: Пробуждение силы | Star Wars: Episode VII
Из машины | Ex Machina
Марсианин | The Martian
Помните, как «Оскар» вручили «Ex Machina»? У нас таких неожиданностей быть не могло, уверенно победил «Безумный Макс». И, положа руку на сердце, вряд ли голоса отдавались непосредственно техническим специалистам, наши «академики» просто топили за фильм. В «Выжившем» меня раздражает мишка, там специальные эффекты иногда чуть портят впечатление от экшена. Ну, а «Звёздные войны» вполне могли бы заслуженно победить, но, с одной стороны, вселенная SW у нас не пользуется таким авторитетом, чтобы отдавать седьмому эпизоду голоса просто так, с другой - выхода на радикально иной качественный уровень по сравнению с новой трилогии лично я не заметил. У меня победила «Запретная комната».
Лучшие костюмы:
Безумный Макс: Дорога ярости | Mad Max: Fury Road
Багровый пик | The Crimson Peak
Кэрол | Carol
Страшные сказки | Il racconto dei racconti
Убийца | Nie yin niang
Заказывали бестолковую номинацию? Держите! В хорошем фильме крайне редко костюмы играют какую бы то ни было роль. Ну, скажем, в «Кэрол» они являются частью стилизации, но что сложного в том, чтобы сшить пальто? Этого никто и не заметил. Уверен, что и в «Безумном Максе» не так просто вспомнить какой-то интересный наряд. Ну, а если получится, боюсь, что в этом немалая заслуга художника-постановщика.
Лучшая работа художника-постановщика:
Безумный Макс: Дорога ярости | Mad Max: Fury Road
Макбет | Macbeth
Багровый пик | Crimson Peak
Страшные сказки | Il racconto dei racconti
Шпионский мост | Bridge of Spies
Ни у кого не было сомнений, что и здесь «Дорога ярости» окажется впереди всех. Сам я отдал голос «The Forbidden Room». Я до сих пор не уверен в том, в какой номинации следовало бы выделить этот фильм. Лучше посмотрите в ютубе сами.
Лучший независимый дебют:
Сын Саула | Saul fia | Ласло Немеш
Ведьма | The VVitch: A New-England Tale | Роберт Эггерс
Из машины | Ex Machina | Алекс Гарленд
Мустанг | Mustang | Дениз Гамзе Эргювен
Подарок | The Gift | Джоэл Эдгертон
«Сын Саула» в моём личном топе за 2015-й год занимает почётное второе место среди всех фильмов. Очень логично, что Немеш победил в дебютах. Удивительно скорее то, как первая работа режиссёра получилось настолько зрелой и целостной. Впрочем, венгру 39 лет и он работал ассистентом у Тарра. Он уже здорово владеет языком кино, но, что ещё важнее, ему есть что сказать. «Ведьма» - талантливый фильм ужасов, совершенно сатанинский. Я не шучу, то есть вещь явно программная. Эггерсу каким-то чудом удаётся избежать маргинализации, он ускользает от искушения использовать дешёвые приёмчики, не скатывается в трэш, и это при том, что некоторые моменты можно трактовать как драматичные, так и весьма ироничные. Достойный представитель жанра. Очень интересно, каким будет его второй фильм? Гарленд заслужил попадание в список, но скорее как сценарист. В «Ex Machina» мало искусства! На самом деле, это беда многих фантастов. Они концентрируются на историях и научной достоверности, то есть работают в жёстких рамках реализма, причём реализма страшно пугающегося всяких модернистских штучек. Что характерно, главные шедевры жанра, напротив, очень модерновые. Я говорю, конечно, о «Космической одиссее» и «Солярисе». «Мустанг» - проходная фестивалка, можно было без неё обойтись. Слишком сырой сценарий. И вообще турецкий фильм как раз очень похож на дебют. Ну, а Эдгертон меня порадовал: «Подарок» начинается как самый тривиальный триллер на свете, но история развивается непредсказуемо. Нет, я знал, что Джоэл неплохой актёр, но не думал, что он сможет снять крепкий жанровый фильм по своему сценарию.
Лучший молодой актер:
Джейкоб Тремблэ | Комната
Абрам Атта | Безродные звери
Глеб Калюжный | 14+
Тремблэ популярен и весьма мемичен, но лично я отдал ему свой голос до хайпа. Мне нравится и его игра, и роль Ларсон, и сама история. Приведу небольшой отрывок из своего отзыва для тех, кто не смотрел «Комнату»: «Несколько лет назад, когда Джой ещё была школьницей, её похитил извращенец. Долгие годы девушка вынуждена жить в полной изоляции в убогом сарае. Так можно и с ума сойти, но сохранить рассудок ей помогал пятилетний сын, родившийся в этой маленькой комнатушке и никогда не видевший внешнего мира. Впечатляет игра мальчика, не желающего верить в то, будто бы за пределами стен что-то существует. Комната - это целая вселенная, весь мир. Джой стоит немалых усилий уговорить сына совершить побег…» Очень неплохая мейнстримная драма, которую вполне можно посмотреть хотя бы из-за игры Тремблэ.
Лучшая молодая актриса:
Сирша Ронан | Бруклин
Бел Паули | Дневник девочки-подростка
Гюшеш Шенсой | Мустанг
Если честно, я не знаю, зачем вообще выделять молодых актёров и актрис. У нас по какой-то причине нет действительно важных номинаций - «лучший звук» и «лучший документальный фильм», а молодняку отводятся две. Условия при этом очень странные - голосовать можно за тех, кому на конец 2015-го года было не больше 25 лет. Ну, 18 - ещё туда-сюда, но 25? Я так понимаю, что подобным образом просто расширяется актёрский пул, чтобы упомянуть побольше интересных ролей. Никогда не являлся большим поклонником актёрского кино, поэтому не считаю, что так уж легко набрать пять достойных женских главных ролей и столько же мужских за календарный год, добавлять к ним ещё по три - сверх всякой меры. Сирша предсказуемо не попала в пятёрку в основной категории, хотя получила номинацию на Оскар, но то всего лишь Оскар, а это…это Blue Swan! *восхищённые крики* Я отдал голос мелкой девчонке из «Мустанга». Что касается Бел Паули, то ей на вид лет 45. Такая потрёпанная баба! Очень похожа на рандомную продавщицу из ларька.
Лучшая актриса второго плана:
Дженнифер Джейсон Ли | Омерзительная восьмёрка
Марион Котийяр | Макбет
Кейт Уинслет | Стив Джобс
Алисия Викандер | Из машины
Рэйчел Вайс | Лобстер
Снова и снова мы возвращаемся к типажному кино. Образ, создаваемый ДДЛ, карикатурен. В принципе, роль суровой бабы можно было бы отдать любой средней актрисе, но благодаря гриму и режиссёрским хитростям удалось бы добиться ровно того же эффекта. Я был бы доволен победой Котийяр, но, по справедливости, в этой номинации должна была победить Руни Мара, которую общими усилиями мы отправили в другую категорию. Наверное, актриса действительно заслуживает повышения, но без неё второй план выглядит серо и уныло.
Лучший актер второго плана:
Марк Райлэнс | Шпионский мост
Уолтон Гоггинс | Омерзительная восьмёрка
Кристиан Бэйл | Игра на понижении
Бенисио дель Торо | Убийца
Марк Руффало | В центре внимания
Никак не могу сказать, что доволен результатами голосования. Райлэнс - это настолько компромиссный выбор, что всерьёз о нём я даже как-то не думал. Нет, мне понятно, почему академики ему вручили Оскар, но до последнего надеялся, что нам удастся такого исхода избежать. Голосовал за Бэйла и был уверен, что серьёзных конкурентов у него нет. Ну, может, Бенисио дель Торо? Оказалось, что у Гоггинса полно фанатов. Впрочем, нет, повторюсь, что большинство голосов любого актёра «Омерзительной восьмёрки» отданы непосредственно самому Тарантино. Или его стилю.
Лучшая актриса первого плана:
Руни Мара | Кэрол
Шарлотта Рэмплинг | 45 лет
Бри Ларсон | Комната
Кейт Бланшетт | Кэрол
Лайа Коста | Виктория
Я был бы рад победе Рэмплинг или Бланшетт. Не могу, однако, сказать, что Мара мне не понравилась. Может, это вообще её лучшая роль? Удачный актёрский дуэт получился. Про Ларсон сложно что-то добавить, столько всего было уже о ней написано по ходу наградного сезона. Считаю, что она заслужила Оскар, по крайне мере хорошо смотрится на фоне грандов. Все как-то привыкли считать Лоуренс самой яркой молодой звездой (хотя она слишком часто снимается в подростковом трэше), но ведь Ларсон всего на год её старше! Из приятных неожиданностей - номинация актрисы из «Виктории». Обязательно обратите внимание на эту молодёжную криминальную драму, если являетесь поклонником жанра. Забавно, но 4 из 5 моих номинанток оказались в итоговом списке. Вместо Мары в моей пятёрке была Ким Мин Хи, снявшаяся в южнокорейской драме «Прямо сейчас, а не после». Кого ещё выделяли аппартовцы? Например, Элизабет Мосс. «Королева земли» входит в мой личный топ-10 фильмов года, но сама Мосс мне не нравится, особенно в амплуа, где слишком очевидна разница между её умеренным талантом и гениальностью Джины Роулендс. Несколько человек выделили Чжао Тао, однако «И горы сдвигаются с места» Цзя Чжанке мало кто видел. Как только появятся русские субтитры, конечно, восполню этот пробел. Шарлиз Терон тоже оказалась на грани попадания в число лучших, в «Безумном Максе» именно она многими считается центральной фигурой.
Лучший актёр первого плана:
Майкл Фассбендер | Стив Джобс
Колин Фаррелл | Лобстер
Геза Рёриг | Сын Саула
Джейкоб Тремблэ | Комната
Майкл Кейн | Молодость
Том Кортни | 45 лет
По-моему, предсказуемый результат. Фассбендер многим нравится сам по себе, а тут ещё и роль удачную ему дали. Несколько удивлён тем, что в роли раннера оказался Фаррелл. Я немного недолюбливаю этого актёра, но в «Лобстере» он совершенно не раздражал. Наверное, это хороший признак. Геза Рёриг - мой личный фаворит, единственный из списка, чьей победой я был бы удовлетворён. Забавно, что Сирша в основную номинацию не пробилась, а вот Джейкобу это оказалось под силу. А вы знали, что Майкл Кейн старше на четыре года дряхлого старика из «45 лет»? Черт побери, ему уже 83! Немного недотянули до попадания в топ Сэмюэл Л. Джексон (и снова «Омерзительная восьмёрка»), Брайан Крэнстон («Трамбо») и даже Леонардо ДиКаприо («Выживший»). На самом деле, Лео получил свою статуэтку по сумме заслуг, а роль ничем особо не примечательна.
Лучший актерский ансамбль:
В центре внимания | Spotlight
Омерзительная восьмёрка | The Hateful Eight
Лобстер | The Lobster
Игра на понижение | The Big Short
Стив Джобс | Steve Jobs
Убийца | Sicario
В пристрелке здесь, как и в номинации «лучший актёр первого плана», мы не смогли сократить число номинантов до пяти, поэтому по правилам в финал прошли шесть ансамблей. На первом этапе я выделил четыре коллектива, все они оказались в числе номинантов. «Лишними» стали дамы и господа из «Омерзительной восьмёрки» и «Стива Джобса». Сначала моим фаворитом был «Лобстер». В нём, однако, я не могу смело выделить каких-то отдельных актёров. В «Игре на понижение», например, мне очень симпатичен Бэйл. Полагаю, это лучший его перформанс после роли стрёмного наркомана Дикки Эклунда в «Бойце». В «Sicario» блистал Бенисио Дель Торо, многие закономерно видят именно его центральной фигурой фильма. Про «Омерзительную восьмёрку» ничего принципиально нового не скажу: очевидно, что в мейнстриме «типажи» чаще запоминаются, чем глубокие и продуманные характеры. Думаю, что раннером этот фильм стал из-за многочисленной фанбазы Тарантино. Это ясно по некоторым другим номинациям. Ну, а «Spotlight» - подлинно коллективная работа, там невозможно выделить главные и второстепенные роли. В двух шагах от номинации остановились «Мустанг» и «Молодость».
Лучший монтаж:
Безумный Макс: Дорога ярости | Mad Max: Fury Road
Игра на понижение | The Big Short
Убийца | Sicario
Сын Саула | Saul fia
Стив Джобс | Steve Jobs
Считаю, что на первом этапе голосования совершил ошибку, добавив в числе претеднентов «Сына Саула». Строго говоря, внутрикадровый монтаж - заслуга оператора, а не монтажёра. Потом, имея в виду «Игру на понижение», проголосовал почему-то за «Spotlight». Глупо получилось, я знаю, но в своё оправдание могу сказать, что на финальном голосовании это не сказалось - там я уже правильно распределил любимчиков. Лучший монтаж скрыт за дверью, ведущей в «Запретную комнату», но оценить этого - увы! - сообщество не смогло. Не смогло по самой банальной причине: экспериментальное кино мало кто искренне ценит, большинство даже не начинали смотреть новую работу Мэддина. Из числа номинантов в победители я продвигал «Sicario», оставив «серебро» для «The Big Short». Как и везде «Безумный Макс», однако, должен был победить. Объективно в мэйнстриме такого рода достаточно редко бывает удачный монтаж. Понятно желание зафиксировать позитивный тренд. Среди фильмов, отсеявшихся после первого этапа голосования, я бы выделил «Любовь» Гаспара Ноэ. Некоторой популярностью среди голосующих пользовался ещё «Рыцарь кубков».
Лучший оператор:
Эдвард Лахман | Кэрол
Джон Сил | Безумный Макс: Дорога ярости
Роджер Дикинс | Убийца
Стурла Брандт Гревлен | Виктория
Эммануэль Любецки | Выживший
Меня очень порадовала операторка Лахмана, но я никак не думал, что ему удастся выбиться в лидеры. Если бы мне пришлось отвечать за свои прогнозы деньгами, то мой выбор пал бы на Джона Сила. Мои симпатии ещё более банальны - я отдал свои голоса Любецки и Дикинсу. Они объективно очень хороши, даже слишком хороши для этих фильмов. Однако, надо понимать, что Любецки уже всем надоел, а у Дикинса был серьёзный конкурент в лице фанатов «Безумного Макса». Нестандартным итогом можно считать прохождение Гревлена в финальную пятёрку, но достаточно сказать, что «Виктория» была снята одним планом. Так-то! Это техническое решение, между прочим, здорово укладывалось в концепт фильма, то есть не является глупой прихотью режиссёра-тирана. Всё очень к месту. Ещё более концептуальную работу можно встретить в «Сыне Саула». Матьяш Эрдей не попал здесь в пятёрку только по чистой случайности. Всё-таки фильм появился слишком поздно и к первому этапу голосования его далеко не все успели посмотреть. Для меня, однако, он остаётся лучшим оператором 2015-го года. Кого же ещё стоит упомянуть? Часть голосов отошла Бигацци («Молодость»), ещё одной работе Любецки («Рыцарь кубков»), Ричардсону («Омерзительная восьмёрка») и Деби («Любовь»). Отдельно хочу выделить Ли Пиньбиня, оператора «Убийцы» («Nie yin niang», а не «Sicario») - удивлён, что его эстетский подход не нашёл должного отклика в сообществе.
Лучший адаптированный сценарий:
Кэрол | Carol
Стив Джобс | Steve Jobs
45 лет | 45 Years
Игра на понижение | The Big Short
Комната | Room
Одна из моих любимейших номинаций на этот раз прихворала. Я не против победы «Кэрол», но не считаю сценарий сильной стороной фильма. Сам же на первом этапе смог отметить только «Стива Джобса» - это единственный сценарий, имеющий стройную оригинальную структуру. Четыре других слота я не задействовал, что самым ясным образом выражает моё отношение к номинантам и тем, кто остался за пределами нашего внимания.
Лучший оригинальный сценарий:
Лобстер | The Lobster
В центре внимания | Spotlight
Прямо сейчас, а не после | Ji-geum-eun-mat-go-geu-ddae-neun-teul-li-da
Омерзительная восьмёрка | The Hateful Eight
Из машины | Ex Machina
Давайте сразу внесём ясность: лично я считаю, что лучший сценарий (лучший с большим отрывом) был написан Апитчатпоном Вирасетакулом. «Кладбище блеска» - подлинно авторское кино с прекрасной режиссурой и безупречным сценарием. Проблема в том, что лютый арт у некоторых участников «A Band Apart» вызывает аллергию. Если, однако, человек хотя бы иногда читает книги (желательно что-нибудь серьёзнее детективов или биографий футболистов), при этом смотрит кино и ходит в театр, то крайне сложно после просмотра просто пожать плечами и сказать, что ничего особенного в фильме Джо нет. Филигранная работа! На второе место я бы поставил «Прямо сейчас, а не после» - это очень лёгкий разговорный текст и, что ещё важнее, классное воплощение одной из излюбленных задумок корейца. Процитирую себя: «Хон Сан Су затевает игру контрастов, разделяя свою работу на две части: он берёт одинаковую завязку, одинаковых актёров, но первый раз делает своих ключевых героев интровертами, а второй раз экстравертами. К излюбленной теме вариаций режиссёр добавляет и другие легко узнаваемые приёмы. Первая часть полна лёгких бесед, состоящих из ничего не значащих фраз. Умолчание и бездействие - боги, которым поклоняются скромные люди, пусть на невербальном уровне и бушует шторм. «Почему люди ищут слова, будто в них есть что-то особенное? Слова - лишь помеха». Иначе взаимодействуют друг с другом герои второй части: они смелые, практичные, гораздо более открытые и прямолинейные, но вместе с тем немного грубые. Корейского автора отличает тонкое понимание взаимоотношений между мужчиной и женщиной, он пишет отличные сценарии». Третий слот на первом этапе я отдал «Лобстеру», другие два оставил пустыми. Это лучшая комедия года и один из самых привлекательных абсурдистских сценариев последних лет. В принципе, неплохой исход, когда из трёх любимых скриптов года два попадают в топ-3. Основа «Spotlight» - газетные статьи, они хорошо скомпонованы, получился бы хороший документальный спектакль. В фильме, на мой взгляд, стоит действовать не так прямолинейно. Жёсткая привязка к сценарию мне не нравится. Можно ли считать это претензией к тексту? Не знаю. «Омерзительная восьмёрка» - доступная штучка, понятно, почему фильмы Тарантино легко собирают голоса. Уверен, если бы мы опрашивали школьников, то история Квентина победила бы с огромным отрывом. «Из машины», как я уже и говорил, редкий пример продуманной научной фантастики. Однако, я не являюсь большим поклонником жанра и уж тем более традиций, отрицающих значение эстетической составляющей в тексте. Ещё можно сказать, что сообщники чуть было не добавили в пятёрку «Головоломку». Идея у мультика очень хорошая, но, на мой взгляд, она не находит никакого внятного развития. Многие отдали свои голоса за «Браво!», я хотел было добавить румынов четвёртым слотом, но то ли упустил фильм из виду, то ли испугался конкуренции данного сценария с моими любимчиками. Уже толком не помню, но именно для «Aferim!» были написаны самые остроумные диалоги прошлого года. Ну, чистая поэзия! А вот сама история, на мой взгляд, чересчур кислая и банальная.
Лучший режиссер:
Джордж Миллер | Безумный Макс: Дорога Ярости
Тодд Хейнс | Кэрол
Апичатпон Вирасетакун | Кладбище блеска
Йоргос Лантимос | Лобстер
Квентин Тарантино | Омерзительная восьмёрка
Лучший фильм:
1) Кэрол | Carol | Тодд Хейнс
2) Безумный Макс: Дорога ярости | Mad Max: Fury Road | Джордж Миллер
3) Лобстер | The Lobster | Йоргос Лантимос
4) Омерзительная восьмёрка | The Hateful Eight | Квентин Тарантино
5) Кладбище блеска | Rak ti Khon Kaen | Апичатпон Вирасетакун
6) Убийца | Sicario | Дени Вильнёв
7) Виктория | Victoria | Себастьян Шиппер
8) В центре внимания | Spotlight | Том МакКарти
9) 45 лет | 45 years | Эндрю Хэй
10) Комната | Room | Леонард Абрахамсон
Наверное, справедливо оценивать две главные категории вместе. Перед началом голосования я был убеждён в том, что «Безумный Макс» и Миллер добудут лёгкую победу. В итоге получился сплит, причём такой, которому я очень рад! Стоит сказать, что мне нравится идея «авторского» мейнстрима, я доволен тем, что «Безумный Макс» - это чистый, ничем не замутнённый экшен. Однако, «Кэрол» по итогам года в моём списке лучших фильмов оказалась на четвёртом месте, а «Безумный Макс» находится где-то за пределами топ-25, с учётом того, что я выставил около 60 оценок фильмам 2015-го года производства. На большее я не мог и надеяться! Очень высоко оказался Джо, пятое место - это максимум, который мы можем получить в текущем составе сообщества. Однако, каждый фильм тайца попадает в итоговую десятку и это приятно. Причёсанному абсурду в лице «Лобстера» удалось обогнать синефильский мейнстрим Тарантино. Замечу, что пятёрка режиссёров соответствует пятёрке в «лучшем фильме», пусть и в ином порядке. Лучшим среди остальных оказался Вильнёв. Именно «Убийце» я отдал свой третий слот в последнем этапе голосовании за «лучший фильм» (первый был зарезервирован для «Кладбища блеска», второй отошёл «Кэрол»). Изюминкой нашего топа стали высокие позиции «Виктории». Мне не попадались другие списки, где Шиппера ставили бы столь же высоко. О победителе Оскара в номинации «лучший фильм» я уже говорил, как и о «Комнате», а вот «45 лет» обошёл вниманием. Процитирую кусочек своего отзыва на эту крепкую фестивальную драму: «Это удивительно, но почему-то я всегда отлично представлял себя семидесятилетним. Не знаю, чем это можно объяснить. Нередко приходилось задумываться о том, что молодёжь и люди среднего возраста не очень хорошо понимают детей и стариков. На деле, крайние этапы нашей жизни полны ярчайших конфликтов, переносить которые особенно сложно - в юности нам не хватает опыта, а в старости душевных сил. Есть ли что-то странное в ревности к мёртвой девушке, с которой твой муж встречался полвека назад? Глупо накануне празднования сорокапятилетнего юбилея свадьбы столь остро ощущать себя «вторым номером», но возможна ли другая реакция? Сообщение о найденном в горах теле Кати, сохранившей навсегда образ двадцатисемилетней девушки, волнует не только Джеффа, но и Кейт, которая начинает чувствовать себя тенью бездыханной соперницы».
Легко вычислить по сценарным номинациям, какие достойные фильмы были оставлены за бортом итоговой десятки. Однако, моим личным номером два, как я уже говорил ранее, стал «Сын Саула», взявший на Blue Swan лишь утешительный приз в виде «лучшего независимого дебюта». Мой третий номер - это «Прямо сейчас, а не после». На пятое место в своём личном списке я поставил «Королеву земли», ещё одна цитата: «Перри провёл тонкую работу по оформлению своей незаурядной драмы, больше похожей то ли на триллер, то ли на фильм ужасов. Крупные планы, загадочно-тревожная музыка, умный монтаж, обрывочная манера повествования - кажется, будто бы всё способствует созданию уникального настроения, характерного для старых фильмов Полански. Беседы женщин местами здорово напоминают Бергмана, разве что они не отличаются глубиной, присущей шведу…Да, и нельзя не упомянуть, что «Королева Земли» похожа на вольную экранизацию пьесы Теннесси Уильямса». Моё шестое место отдано «Запретной комнате», которую я уже неоднократно называл выше: «"Сны! Видения! Безумие!" и не только. "Запретная комната" - не просто сюр, а скорее уж кино в жанре отчёта о наркотическом трипе, одна из самых последовательных экранизаций кислотного опыта. Изображение, звук и киномышление подчинены единому концепту воздействия на мозг галлюциногенов. Безумные сюжеты один за другим всплывают в воспалённом сознании авторов. Порой они сменяют друг друга без какой-либо видимой причины, иногда заманчиво переплетаются через спекулятивные логические построения. К финалу, однако, совершенно очевидно, что «The Forbidden Room» - причёсанный авангард, достаточно разумно склеенный. Режиссёры используют в качестве основного своего приёма рекурсивную технику (принцип матрёшки): центральный персонаж рассказывает историю, в которой кто-то тоже рассказывает историю о рассказывании ещё одной истории. Получается так, что абсурдизм отдельных сцен объединяется в ироническую структуру. Разумеется, это выглядит дико, а иногда даже глупо, но, приняв правила игры, от происходящего на экране можно получать удовольствие».
Остальные фильмы оказались за пределами моей личной и аппартовской десятки. Однако, что именно не было упомянуто до сих пор ни разу? Например, типично иранское «Такси» Джафара Панахи. Обладатель Золотого Медведя стилистически близок к языку своих товарищей по работе (Махмальбаф, Киаростами), но если вы не сталкивались с их фильмами, то лучше начать с какой-нибудь классической работы. Подойдёт «Вкус вишни» или синефильский «Салям, Синема!» Наверное, стоит сказать, что «Дипан» был не лучшим выбором каннского жюри, раз он не попал на Blue Swan или хотя бы Оскар. Победитель другого фестиваля большой тройки, «Издалека» (Desde allá), не добрался до проката, субтитры мне тоже не попадались. Мы предсказуемо продинамили проходной мейнстрим в духе «Марсианина» или «Крида», но, к сожалению, каких-то удивительных находок в мире артхауса никто из участников коммьюнити не продвигал.
Что ещё стоит ждать от 2015-го года производства помимо Цзя, Сокурова и Миндадзе? Недавно начали переводить трилогию Мигеля Гомиша «Тысяча и одна ночь». Первая часть меня разочаровала, но напомню, что «Табу» этого португальского режиссёра выиграл Blue Swan 2012. Другой фильм, оставшийся за пределами внимания русскоязычных синефилов, «Мандарин» Шона Бейкера. Возможно, заслуживает некоторого внимание последний фильм Шанталь Акерман «No Home Movie». Наверняка, мною были забыты ещё какие-то любопытные релизы, но вряд ли они значительно изменят общую картину 2015-го года. В любом случае, если у вас будут какие-то комментарии и замечания или появится желание поспорить - пишите. На этом 2015-й год кинопроизводства объявляется закрытым!