100 лучших фильмов XXI века

Jan 11, 2015 15:10

Отправил для Rotten Aparts новый список. На этот раз голосование посвящено лучшим полнометражным фильмам XXI века. Итоговый рейтинг, который будет здесь опубликован позже, основан на суммировании анкет участников сообщества. Похожая акция у нас уже проводилась, «50 лучших фильмов XXI века», но один из печальных итогов «выборки 2012» - полное отсутствие в итоговом зачёте хоть чего-нибудь, не отсмотренного лично мной. В этот раз решено было расширить число лучших в два раза, что повлекло за собой необходимость их разделения на категории: топ-10, 11-50, 51-100. Кино, угодившее в десятку, получает два балла. Фильмы, занявшие места с 11-го по 50-е, полтора балла. Ну, и остальные, довольствуются одним баллом.

Я не старался сделать  свою сотню объективной, она отражает только мои личные пристрастия на текущий момент времени. Внутри категорий фильмы расставлены в алфавитном порядке. У Ханеке 6 работ в сотне. У Рейгадаса, Цзя, Джейлана, Вирасетакуна и Кроненберга по 3.

1-10

Безмолвный свет | Stellet Licht | Карлос Рейгадас | 2007
Белая лента | Das weiße Band - Eine deutsche Kindergeschichte | Михаэль Ханеке | 2009
Догвилль | Dogville | Ларс фон Триер | 2003
Малхолланд Драйв | Mulholland Dr. | Дэвид Линч | 2001
Нефть | There Will Be Blood | Пол Томас Андерсон | 2007
Платформа | Zhantai | Цзя Чжанкэ | 2000
Развод Надера и Симин | Jodaeiye Nader az Simin | Асгар Фархади | 2011
Сарабанда | Saraband | Ингмар Бергман | 2003
Синдромы и столетие | Sang sattawat | Апичатпон Вирасетакун | 2006
Советник | The Counselor | Ридли Скотт | 2013

Не знаю, откуда пошла традиция включать 2000-й год в XXI век у синефильских изданий. Может, всё держится на желании отметить три-четыре важных вехи? «Любовное настроение», «Один и два» как раз вышли в 2000-м. В мою десятку попал только один такой фильм.

При необходимости ранжирования внутри категории на первое место я поставил бы «Малхолланд Драйв». Почти уверен, что именно фильм Линча снова окажется на вершине совокупного рейтинга. За последние два года ничего не изменилось. Это было бы справедливо, пусть и слишком предсказуемо. Отсутствие других работ Триера и Линча в топе очень показательно. В итоговой сотне неизбежно окажется ещё новаторская «Внутренняя империя», достаточно смелый «Антихрист» и утомительная «Меланхолия», но, строго говоря, разве что экспериментальный линчевский кошмар можно назвать каким-то важным событием в мире кино. На сегодняшний день главные новаторы - это Апичатпон Вирасетакун, Цзя Чжанкэ и Карлос Рейгадас. Конечно, их имена не известны широкой публики, но кино не обязано быть понятным массовому зрителю. Маленькое фестивальное гетто определяет кино как искусство. Такова реальность. То же самое касается, кстати, и классической музыки. В этом нет ничего странного - просто тенденция времени. Неким противовесом может здесь быть иранец Фархади, снявший очень универсальную и понятную всем социально-психологическую драму; «Развод» до сих пор достаточно высоко держится в топе imdb.

Конечно, не азиатами едиными. Фильмы Ханеке и последняя работа Бергмана - это настоящее европейское экранное искусство, близкое мне по духу. Ну, а ПТА можно по праву считать главным режиссёром, работающим на стыке мейнстрима и авторского кино. Этим славились Кубрик, Коппола и Скорсезе. Именно от молодого американца, наверное, стоит ждать чего-то знакового в будущем.

Десятка у меня, конечно, это яркий пример «мейнстрима в кинокритике». Все перечисленные выше фильмы неизменно включают в число главных за последние годы. Исключение - достаточно свежий «Советник». О нём я подробно писал, не хочу повторяться. До сих пор считаю, что совместный проект Скотта и МакКарти сильно недооценён. И что очень печально: для Скотта, кажется, такая неожиданная удача была случайностью.

11-50

4 месяца, 3 недели и 2 дня | 4 luni, 3 saptamani si 2 zile | Кристиан Мунджиу | 2007
Акт убийства | The Act of Killing | Джошуа Оппенхаймер | 2012
Боулинг для Колумбины | Bowling for Columbine| Майкл Мур | 2002
Великая красота | La grande bellezza | Паоло Соррентино | 2013
Вера Дрейк | Vera Drake | Майк Ли | 2004
Весна, лето, осень, зима... и снова весна | Bom yeoreum gaeul gyeoul geurigo bom | Ким Ки Дук | 2003
Возвращение | Андрей Звягинцев | 2003
Враг | Enemy | Дени Вильнёв | 2013
Гармонии Веркмейстера | Werckmeister harmoniak | Бела Тарр | 2000
Герой | Ying xiong | Чжан Имоу | 2002
Город грехов | Sin City | Фрэнк Миллер, Роберт Родригес | 2005
Драйв | Drive | Николас Виндинг Рефн | 2011
Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни | Loong Boonmee raleuk chat | Апитчатпон Вирасетакун | 2010
За холмами | Dupa dealuri | Кристиан Мунджиу | 2012
Зимняя спячка | Kis uykusu | Нури Бильге Джейлан | 2014
Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса | Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса | Эндрю Доминик | 2007
Код неизвестен | Code inconnu: Recit incomplet de divers voyages | Михаэль Ханеке | 2000
Корпорация «Святые моторы» | Holy Motors | Леос Каракс | 2012
Любовное настроение | Fa yeung nin wa | Вонг Кар-Вай | 2000
Любовь | Amour | реж. Михаэль Ханеке | 2012
Настройщик | Кира Муратова | 2004
Необратимость | Irréversible | Гаспар Ноэ | 2002
Один и два | Yi yi | Эдвард Янг | 2000
Охота | Jagten | Томас Винтерберг | 2012
Паук | Spider | Дэвид Кроненберг | 2002
Пианистка | La Pianiste | Михаэль Ханеке | 2001
Полено | Otesánek | Ян Шванкмайер | 2000
Прощай, детка, прощай | Gone Baby Gone | Бен Аффлек | 2007
Реконструкция | Reconstruction | Кристоффер Боэ | 2003
Русский ковчег | Александр Сокуров | 2002
Скрытое | Caché | Михаэль Ханеке | 2005
Смерть господина Лазареску | Moartea domnului Lazarescu | Кристи Пую | 2005
Солнце | Александр Сокуров | 2005
Старикам тут не место | No Country for Old Men | братья Коэны | 2007
Сука-любовь | Amores perros | Алехандро Гонсалес Иньярриту | 2000
Табу | Tabu | Мигель Гомеш | 2012
Трудности перевода | Lost in Translation | София Коппола | 2003
Убить Билла | Kill Bill: Vol. 1 | Квентин Тарантино | 2003
Хранители | Watchmen | Зак Снайдер | 2009
Человек гризли | Grizzly Man | Вернер Херцог | 2005

Немного неудобно за такой немного заурядный полтинник, но мне действительно всё это нравится. Так всё предсказуемо, что самому страшно. Единственная неожиданность - «Полено». Видимо, не такой уж я и оригинал, если часто схожусь во мнении с критиками и синефилами. Кого можно особо выделить из топ-50? Наверное, Тарра. Жаль только, что он ушёл из кино. Ну, и, конечно, четыре фильма Ханеке говорят не только о том, что немецкоязычный мизантроп мне очень симпатичен. Пожалуй, он объективно до сих пор является олицетворением кинематографа начала XXI века. Один из немногих, чьё творчество можно считать действительно важным в контексте современного искусства.

Я возлагаю большие надежды на Джейлана. Думаю, ему под силу стать законодателем мод. Конечно, нельзя не выделить румынов. «Румынская новая волна», безусловно, самое значительное явление в мире кино последних двух десятилетий. Мунджиу и Пую уже вошли в историю, но им ещё нет и 50! Во второй половине сотни присутствует ещё Нецер. Из североамериканцев больше всего верю в Дэни Вильнёва, но вряд ли он будет снимать независимое кино в духе «Врага». Думаю, его ждёт участь мэйнстримного режиссёра. Это уже произошло с нетривиальным Снайдером. Эндрю Доминик хоть и попал сразу двумя фильмами в сотню, но пока не производит впечатление состоявшегося автора, то же могу сказать и про Бена Аффлека. С другой стороны, я и Сокурова дважды отметил в сотне, но тут готов живого классика списать со счетов. Снимет ли он что-то эпохальное? Очень сомневаюсь. Вряд ли и Муратова разродится шедевром. Единственная наша надежда - Звягинцев, ставший лицом русского кинематографа на западе.

51-100

2046 | 2046 | Вонг Кар-Вай | 2004
21 грамм | 21 Grams | Алехандро Гонсалес Иньярриту | 2003
Актриса тысячелетия | Sennen joyu | Сатоси Кон | 2001
Битва на небесах |  Batalla en el cielo | Карлос Рейгадас | 2005
Благословенно Ваш | Sud sanaeha | Апитчатпон Вирасетакун | 2002
Вольфсбург | Wolfsburg | Кристиан Петцольд | 2003
Вход в пустоту | Enter the Void | Гаспар Ноэ | 2009
Голод | Hunger | Стив МакКуин | 2008
Госфорд Парк | Gosford Park | Роберт Олтмен | 2001
Грабитель | Der Räuber | Беньямин Хайзенберг | 2010
Дитя | L'enfant |Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн | 2005
Древо жизни | The Tree of Life | Терренс Малик | 2011
Забавные игры | Funny Games U.S. | Михаэль Ханеке | 2007
Зодиак | Zodiac | Дэвид Финчер | 2007
Игра разума | Mind Game | Масааки Юаса | 2004
Йерихов | Jerichow | Кристиан Петцольд | 2008
Космополис | Cosmopolis | Дэвид Кроненберг | 2012
Клык | Kynodontas | Йоргос Лантимос | 2009
Луна 2112 | Moon | Дункан Джонс | 2009
Любовники | Two Lovers | Джеймс Грей | 2008
Матч поинт | Match Point | Вуди Аллен | 2005
Мир | Shijie | Цзя Чжанкэ | 2004
Мёртвые | Los muertos | Лисандро Алонсо | 2004
Натюрморт |Sanxia haoren | Цзя Чжанкэ | 2006
Ограбление казино | Killing Them Softly | Эндрю Доминик | 2012
Одержимость | Whiplash | Дэмьен Шазелл | 2013
Однажды в Анатолии | Bir zamanlar Anadolu'da | Нури Бильге Джейлан | 2011
Оправданная жестокость | A History of Violence | Дэвид Кроненберг | 2005
Отступники | The Departed | Мартин Скорсезе | 2006
Отчуждение | Uzak | Нури Бильге Джейлан | 2002
Паприка | Papurika | Сатоси Кон | 2006
Пианист | The Pianist | Роман Полански | 2002
Перед закатом | Before Sunset | Ричард Линклейтер | 2004
Побудь в моей шкуре | Under the Skin | Джонатан Глейзер | 2013
Поговори с ней | Hable con ella | Педро Альмодовар | 2002
Поза ребёнка | Pozitia copilului | Кэлин Питер Нецер | 2013
Помни | Memento | Кристофер Нолан | 2000
После мрака свет | Post Tenebras Lux | Карлос Рейгадас | 2012
Предложение | The Proposition | Джон Хиллкоут | 2005
Прибежище дракона | Bu san | Цай Минлян | 2003
Примесь | Upstream Color | Шэйн Кэррат | 2013
Пустой дом | Bin-jip | Ким Ки Дук | 2004
Собачья жара | Hundstage | Ульрих Зайдль | 2001
Студия звукозаписи «Берберян» | Berberian Sound Studio | Питер Стриклэнд | 2011
Сын | Le fils | Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн | 2002
Трудно быть Богом | Алексей Герман | 2013
Туринская лошадь | A torinói ló | Бела Тарр | 2011
Укрытие | Take Shelter | Джефф Николс | 2011
Фландрия | Flandres | Бруно Дюмон | 2006
Юность в движении | Juventude Em Marcha | Педру Кошта | 2006

На мой взгляд, сотню действительно значимых фильмов в этом веке пока ещё не сняли, поэтому здесь много и «середины», и относительно перспективных режиссёров. Например, братья Дарденн снимают крепкое остросоциальное кино, но на фоне такой глыбы как Ханеке они пока просто мелковаты. Кроненберг, что удивительно, был мною отмечен аж трижды. Неплохой режиссёр, но заслуживает ли он такой жирный кусок в топ-100? Фавориты предстоящего «Оскара» Иньярриту и Линклейтер, вроде, и симпатичны мне, но далеки от собирательного образа великого режиссёра. Впрочем, в третьей категории есть и новаторы, лучшие фильмы которых, я надеюсь, ещё не сняты: Кошта, Алонсо, Дюмон, Минлян.

Надеюсь, из итогового списка смогу вынести для себя хоть что-то интересного. Пока XXI век не щедр на шедевры. Уже сейчас очевидно, что язык кино развивается только благодаря весьма радикально настроенным авторам, чьи фамилии широкому кругу зрителей просто неизвестны. Кино, самое демократичное из искусств, как ни парадоксально, становится всё более элитарным. До массового проката добираются, чаще всего, лишь вторичные фильмы, являющиеся тенью лучших жанровых работ былых лет. А кассу собирают, как правило, настоящие аборты индустрии развлечений, успешность которых в 60-е казалось попросту невозможной. Хорошего универсального кино, способного примирить серьёзных синефилов с любителями поп-корна сейчас преступно мало. Может, в этом и нет ничего плохого, как думаете?

списки, rotten aparts, a band apart

Previous post Next post
Up