Главный герой - народ

Feb 17, 2017 09:11


«К далеким жителям Земли
К моим товарищам-потомкам
Летят с экрана "Журавли",
Плывет под знаменем "Потемкин"»
Лев Щеглов



Вышедший на экраны в 1925 году фильм «Броненосец Потемкин» отличался большим числом массовых сцен. Это был не первый опыт Сергея Михайловича Эйзенштейна задействовать массы людей для постановки. Уже в фильме «Стачка» главное действующее лицо - народ. Можно сказать, что массовость - визитная карточка Пролеткульта. Искусство должно быть массовым, не только по величине аудитории, но и по числу вовлеченных в акт творения искусства людей.

Реальный экипаж броненосца составлял более 700 человек. И по впечатлению это воссоздано в фильме с большой точностью. Режиссер не ограничился съемкой камерных сцен где-нибудь в кубрике. Палубы огромного военного корабля всегда были заполнены.

Но самое впечатляющее действие происходит на берегу.Во время восстания был убит его организатор - матрос Вакулинчук. Когда корабль пришел в Одессу и тело матроса снесли на берег и расположили в палатке, к ней потянулись люди попрощаться с героем. Много людей. Людской поток.

На первый взгляд, это выглядит неправдоподобно. Кто людям Вакулинчук? Ну восставший, ну большевик. Ну и что из этого? Но надо учитывать, что в Одессе в это время не первый день продолжались волнения, которые жестоко подавляли местные власти. Вакулинчук - военный, выступивший на стороне народа и павший в борьбе.

Чтоб развеять всякие сомнения в том, что огромное число людей смерть матроса-большевика могло воспринять, как личную трагедию, можно посмотреть на прощание дончан с погибшими командирами ополчения Донбасса Мотороллой и Гиви. Такое же людское море.

Война, продолжающаяся на Донбассе, приводит к тому, что люди вынуждены соприкасаться с реальностью горя, когда уходят их защитники.
Но это наталкивает на мысль, что в другое время или в другом месте, вдали от реальных испытаний, разнеженные и утомленные работой в офисе сибариты не поверят сцене прощания с матросом Вакулинчуком. Они будут считать фильм старой советской пропагандой, не имеющей отношения к жизни. Это будет продолжаться до тех пор, пока жизнь не постучит к ним в дверь и в стены пулями, снарядами и минами.

Кино, Немое кино

Previous post Next post
Up