Немое кино. "Отец Сергий" Якова Протазанова

Feb 14, 2017 08:00


«Глаза таят следы пережитых страданий,
В них виден свет миров и слышен гул столетий»
«Песня о героях». Михаил Щербаков




Преодоление цензуры
Фильм «Отец Сергий» был невозможен в царской России. У каждого времени своя цензура - явная или неявная. Режиссер Яков Протазанов давно мечтал снять фильм по одноименному произведению Льва Толстого. Но два обстоятельства не позволяли пройти цензуру. Первое - запрет на изображение членов царской семьи, второе - запрет на изображение представителей духовенства. Ощущаемая документальность кинематографа, который часто уже вовсе и не был документальным, вызывала страх, что демонстрация осененных властью особ, может их очеловечить. Сакральным фигурам надо оставаться сакральными.

Февральская революция десакрализовала и царскую власть, и церковь. Причем церковь лишилась сакральности, поддержав отречение царя, только после свержения которого Яков Протазанов смог приступить к съемкам. Заканчивал картину он уже после Октябрьской революции.

Кино о мятежном духе
Несмотря на то, что фильм снят достаточно близко к тексту, далеко не всё, что содержит в себе повесть, отражено в фильме. Но там есть главное. Великолепная игра актера Ивана Мозжухина позволила создать образ человека, который на протяжении почти всей своей жизни борется с собственными страстями, пытаясь укротить гордыню.

Князь Степан Касатский не смог простить своей невесте то, что она была когда-то любовницей Николая Первого. Когда ему открылся этот факт, мир для него рухнул. Не весь мир, мир высшего света. Такой гордый человек решил удалиться от света в монастырь, где через некоторое время князь принял сан и новое имя - отец Сергий.

Первое впечатление от фильма, что вся жизнь отца Сергия проходит в борьбе со страстями. Именно эта борьба, а не святость приводят к тому, что о нем пошла слава, как о святом, исцеляющем и наставляющем на путь истинный. Текста, почти нет, диалогов нет, но операторская работа, воссозданные приметы времени и особенно актерская игра не оставляют сомнений: гордый и мятущийся дух, который постоянно подвержен соблазнам, плененный гордыней, яростно борется с собственной греховностью. Для окружающих он святой. Окружающим внутренняя борьба незаметна.

Вокруг, что в монастыре, что за его пределами человеческая жизнь течет своим чередом. Она порой мелкая, подлая и корыстная. Это отвечает духу повести Толстого и хорошо показано в фильме.

Но есть нечто, чего в фильме нет, а в повести присутствует. Может быть режиссеру не хватило выразительных средств, чтоб передать это, может нужен был закадровый голос, который в момент создания картины был недоступен. Не знаю. Мне не удалось при просмотре фильма ощутить, что после грехопадения начался этап истинного смирения: гордыня была побеждена, страсти утихли, и осталась только вера.

До грехопадения и начала странствования главный герой постоянно сомневался в Боге. Грехопадение сломило гордыню, но не жизнь. Пустившись странствовать, отец Сергий познал смирение. Если б я не прочитал потом повесть, об этом периоде духовных исканий героя я бы не узнал. А без него образ отца Сергия не полный.

Суррогаты и настоящее
Очень хороший эпизод с вдовой Маковкиной. Он о том, что пытаясь в жизненном водовороте прикоснуться к чему-то настоящему, вдова видит лишь одни и те же гулянки и суету. Чтоб передать взбалмошность и усталость от жизни, режиссер вводит сюжет с попыткой вдовы покончить жизнь самоубийством. В повести этой сцены нет.

Видно, что эта попытка - скорее игра. Но ей нужны острые ощущения, которые, может и не настоящая жизнь, но хоть какая-то ее подмена. Маковкина потому и захотела провести ночь в келье отца Сергия, что надеялась хоть там что-то испытать. Может неземное блаженство близости с гордым старцем, может что-то еще. Она не знала, что. Складывается впечатление, что вдова понимала, что близость - лишь один из вариантов. Может случиться что-то другое, но наконец-то настоящее.

И настоящее состоялось! Борясь со своей похотью, распаленной красивой женщиной, отец Сергий отрубил себе указательный палец. Он выстоял и жестокая, но взыскующая жизни, а не суррогата, Маковкина ужаснулась, но не разочаровалась. Этот поступок отца Сергия так на нее подействовал, что она постриглась в монахини.

Все остальные чудеса главного героя, были не его чудесами. Бог ли исцелял через него или еще что-то, но не он это делал. Руки накладывал, крестил, благословлял он, а чудеса были не его. Сергий точно это знал. А чудо с Маковкиной было сотворено его «руками».

Свет просвещения
Русский кинематограф в основной своей массе с момента зарождения ставил своей целью просвещение. Поэтому снимались фильмы по классическим литературным произведениям Пушкина, Толстого, Лермонтова, Оскара Уайльда, Александра Островского.

Некоторые картины с успехом могут решать эту цель и сегодня. После просмотра фильма, я прочитал и повесть. Как сделать так, чтоб лучшие образцы немого кино опять нашли своего зрителя? Это ни в коей мере не призыв смотреть только немое кино. Это предложение ознакомиться с шедеврами киноискусства на протяжении всего развития кинематографа.

Немое кино

Previous post Next post
Up