"Тайная опора. Привязанность в жизни ребенка". Людмила Петрановская

Mar 08, 2019 13:04








Рассказывать о Людмиле Владимировне я много не стану - она издаёт книги, читает лекции, работает с обычными семьями и с приёмными родителями, с детьми и подростками. А ещё она является одним из самых известных российских психологов и в своих книгах, статьях и лекциях легко и доступно рассказывает об особенностях отношений детей и родителей.

Про «теорию привязанности» и конкретно про эту книгу я слышал ранее. У меня даже сложилось впечатление, что это одна из самых известных её работ. Что же, вот и я решил познакомиться с этой «теорией»...



На самом деле, эта теория не изобретение Петрановской - основы её заложил английский психиатр Джон Боулби ещё в середине прошлого века. Он исследовал роль семьи и родителей в жизни ребёнка, наблюдая не только за людьми, но и за животным миром.

У многих животных малыши уже через несколько часов после рождения могут вставать на ноги и следовать за своими родителями. Это обеспечивает их выживание. Человеческим детёнышам требуется больше времени. Но принцип сохраняется - для того чтобы выжить ребёнок должен научиться следовать за своим родителем.

Вот и получается, что несмотря на то, что мы уже давно проживаем в крупных городах, инстинкты «делают своё дело» - мамы и папы нежно тискают своих детишек, а детишки тянутся к родителям. Так формируется привязанность. А дальше начинается самое интересное.

Ребёнок растёт, учится взаимодействовать с окружающим миром, постепенно всё меньше и меньше начинает зависеть от родителей, становится всё более самостоятельным. Потом начинает проявлять характер, самоутверждаться, а мы называем это «возрастным кризисом»...

Вот уж что мне понравилось, так это замечание автора о том, что любой возрастной кризис свидетельствует о том, что ребёнок «вырос». Физически или ментально. То есть радоваться надо, а мы ворчим на то, что «с ним сладу никакого нет». Ну, радоваться-то не особо получается когда твоё прежде ласковое чадо начинает огрызаться и хлопать дверью. Совсем не до того, даже если где-то внутри понимаешь, что он делает это не «назло».

Но Людмила Владимировна считает, что у родителя есть лишь одна главная роль - быть родителем. Поддерживать ребёнка в любом возрасте и в любой ситуации. Дать ребёнку уверенность в своём взрослом, любовь, понимание. Если нужно, то помочь ребёнку вернуться «в детство» и «додать» ему то, чего он недополучил ранее.

Про подростковый период как написано! Аж дух захватывает - такая смесь психологии и физиологии! Ведь и вправду к подросткам часто относятся как ко взрослым в ситуациях, когда они ведут себя как дети. Но считают их детьми именно в тот самый момент, когда эти детки решают, что они уже выросли...

В общем, именно привязанность помогает пережить все эти кризисы детям и родителям. Не в смысле, что при хорошей привязанности кризисов не будет, а именно «помогает пережить». А кризисы всё равно будут - их нужно перетерпеть.

Я слушал книгу в аудиоварианте. Сперва, правда, мне показалось, что диктор читает текст больно «слащаво», но потом втянулся. Как обычно, книга Людмилы Владимировны легка для восприятия, изобилует примерами, которые кажутся просто взятыми из жизни (впрочем, наверное так и есть).

Хорошо бы сделать так, чтобы по взмаху руки, волшебной палочки или просто «по-щучьему велению» разом наладились отношения с детьми, появились понимание и привязанность. Но, к сожалению, в жизни не всё так просто - над этим приходится немного поработать. И эта книга неплохой помощник и советчик на этом пути.

Удачи Вам и успехов! И почаще обнимайте своих детей!

Книжный шкаф, Петрановская, Аудиокниги, Быть папой, Психология

Previous post Next post
Up