"Чичваркин Е...гений. Если из 100 раз тебя посылают 99..." Максим Котин

Apr 15, 2016 00:14



"Евросеть! Евросеть! Цены просто...Новый год!" Такая реклама звучала по местному радио лет десять назад. Еще за пару лет до этого в Евросети раздавали сотовые телефоны бесплатно - нужно было только раздеться догола прямо в салоне связи... В общем, все как-то пошленько и ниже пояса. Тогда этой развеселой компанией управлял Евгений Чичваркин. Нынче он живет в Лондоне, торгует элитными винами и в Россию возвращаться не собирается...



Я всегда старался жить по правилам: учись хорошо в школе, затем в институте, потом устройся на работу - и все у тебя в жизни будет хорошо. И в то самое время когда я наслаждался разудалой студенческой жизнью, Евгений Чичваркин торговал джинсами на рынке в Лужниках и уже начинал развивать свой бизнес. Ну а мне казалось, что торговать, а точнее перепродавать зазорно, стыдно, что на рынке стоят одни спекулянты и фарцовщики. Но Чичваркин учился продавать на практике, быстрее многих реагировал на требования молодого и дикого российского рынка, одним из первых начал применять элементы маркетинга... И вроде как даже не забросил институт. Потом приятель позвал его торговать сотовыми телефонами и тут начался его взлет...

На самом деле книга очень интересная. В ней описывается весь путь развития Чичваркина и Евросети, вырисовывается образ этого предпринимателя - нестандартный, нахальный, требовательный и упорный... Не обошлось и без создания " харизматического мифа": он непредсказуем (то ли уволит, то ли похвалит), у него запоминающаяся внешность (даже на деловую встречу может прийти в рваных джинсах и футболке), его поведение эпатажно (пошлет прилюдно матерно и не поморщится), он создает ритуалы в компании (рассылка "разноцветных" писем), он пережил смертельную опасность (с невозмутимостью пил виски в падающем самолете) и т.д.

Как бизнесмен - он безусловно молодец. Не так уж много людей, которые смогли воспользоваться бесконтрольной ситуацией в стране. А он не только начал свое дело, но и постоянно развивал его. Постоянно! То, что сейчас называют основами маркетинга Чичваркин употреблял еще тогда - до чего-то дошел сам, что-то он уже знал из опыта "лужниковского" рынка, что-то подглядел... И хоть у Евросети теперь новый хозяин, тень Чичваркина осталась - я, например, после этих скандальных акций до сих пор не воспринимаю ее как серьезную.

Им можно восхищаться - в конце концов, нарушая все правила, он вышел из борьбы победителем - огромная компания с известным брендом, миллионы в кармане и новый бизнес в Англии. Можно его ругать - ведь он нарушал все возможные правила - от ведения бизнеса до ПДД. Вряд ли Чичваркин позволяет себе в Англии ездить по встречке и разворачиваться через двойную сплошную, хотя это он позволял себе в России. Вряд ли он материт своих западных партнеров и опаздывает к ним на деловые встречи, вряд ли он ворует штендеры у лондонских бутиков. Возможно я ошибаюсь - мне отсюда не видно...

Но как мне кажется, построение бизнеса и деловых отношений в России все равно отличается от западных.  До сих пор... И там Чичваркин играет по их правилам.

Управление персоналом, Книжный шкаф, Корпоративная культура, Менеджмент, История успеха

Previous post Next post
Up
[]