Напряжение электричества, ревности и угрозы.
Сюжет "Ревности и медицины" крутится в классическом трехугольнике с вершинами "муж", "жена", "любовник". Есть еще две медианы - евреи Абрам и Исаак.
Стареющий бизнесмен Видмар подозревает молодую красавицу-жену Ребеку в адюльтере, исполненом дуэтом с молодым доктором Тамтеном. Мучимый ревностью муж получает подтверждение - отправленную анонимом посылку с дневником некоей Зофьи Дубилянки, смертельно больной женщины, испуганной и озлобленной, которая в своих записках перечисляла всех любовников Ребеки и подробно описывала ее любовные похождения.
Видамар нанимает портного Абрама Голда, который живет в том же доме, где хирург Тамтен снимает однокомнатную квартиру, предназначенную для встреч с Ребекой. Портной выслеживает парочку, о чем докладывает Видмару, а тот поручает нанять брата Голда, Исаака, что бы тот избил врача. Все это - ретроспекция.
Основное действие романа представлено всего несколькими сценами. Хороманський описывает не очень удачный для доктора Тамтена день: неудачная операция, пациентка умирает на операционном столе, и буквально всюду врач натыкаеться то на Видмара, то на Голда.
Вечером того же дна Ребека встречается с Тамтеном и обещает ему, что во всем признается мужу и предложит расторгнуть брак. Этот разговор несколько успокаивает хирурга. За встречой любовником подсматривает Голд. Он спешит к Видмару, что бы представить доказательства измены, и получить причитающееся вознаграждение. В городе в это время бушует буря. Несчастный портной случайно дотрагиваеться до оборванных ветром электрических проводов и застываетс вытянутыми вверх руками, смертельно пораженный током. Ребека возрвращается к мужу, и успокаивает его. Такова фабула романа.
Роман Хороманського направлен против природной лживости женщины и ее власти над мужчинами. Устами Вильгельма фон Фукса, приятеля Тамтена, автор вещает нам:
"Роль женщины в наша время так велика, что просто опасна и ненормальна... Мужчина ни за что не поверит тому, что женщина сделает с ним всё, что только захочет... Её влияние унижает, а то и просто - уничтожает... Женщина безжалостна. Она стремится удовлетворить свои потребности с таким упорством, на которое не хватило бы сил у обычного мужчины. Она старается удовлетворить совй инстинкт властвовать над ним"
Главная героиня полностью соотвествует вышеприведенному описанию. Оба героя, Тамтен и Видмар, искренне любят Ребеку, оба из-за нее страдают и не могут понять ее поведения. Она же обманывает ослепленных страстью мужчин, которые даже явную ложь интерпритируют в её пользу.
Женщина Хороманського замкнута в себе, непостижима и иррациональна. Это суккуб, наделенный силой патологического, болезнетворного воздействия:
"Её мышление и психическая аура были лишены локализации в пространстве-времени. Можно было смотреть через нее - как сквозь стекло или как в пустоту. Её существование казалось бездоказательным, и иногда хирург сомневался - а существкет ли она? Такая нереальность, этот зыбкый кошмар больше всего раздражала хирурга, который презирал себя за то, что столько времени уделяет приведению...
Хотя казалось, что диван пуст, обыкновенная вмятина на сиденье, и что там никто не сидит, в то же время чудилось и даже, без всякого сомнения, виделось, что там находится какое-то бесформенное существо, скорее, абстрактная сумма человеческих черт. Это было чудовище. Оно состояло из удивительной смеси взглядов, усмешек, движений плечами, женских ног и грудей, живота, и, прежде всего, чувственных вожделений и запахов.. На диване сидел дух, время от времени материализующийся, и - снова исчезающий"
Холодная, как смерть Ребека катализирует, однако, горячие и разрушительные инстинкты в душах мужчин. Любовь и ревность - это случай медицины, клинический случай, причем ревность - несоизмеримо реальней и естественней любви, которая всего лишь род самогипноза, самообмана.
Все движения страсти подобны заболеваниям, связаны с патологическими состояними души. Хирург Тамтен - "патологически болен". Писатель анализирует течение болезни, фиксирует основные симптомы и фазы, выписывая анамнез.
Писатель-хирург, сособенной любовью описывает хирургичесие операции - как духовные, так и телесные. Операцию, производимую Тамтеном над смертельно больной женщиной, Хороманський описывает десятком страниц, со всеми анатомическими подробностями.
С другой стороны, "Ревность и медицина" - это страшная сказка, притча в духе произведений Майринка и Эверса.
Буря, поднимающаяся в городе - это всплеск темных сил-страстей, которые вот-вот хлынут на улицы. Странная фигура портного Абрама Голда, которая больше напоминает омерзительного старика, чем тридцативосьмилетнего мужчину. Когда неверность Ребеки уже практически очевидна, и все доказательства в руках Видмара - автор обрывает повествование. Основной свидетель, Абрам Голд, убит электричеством - муж не получает окончательного подтверждения терзающим его подозрениям, тайна остается нераскрытой.
Событие изображаются не в хронологическом порядке, поступательная структура отсутствует: в начале идет развязка, а затем - обширная ретроспективная часть, включающая в себя сцены, на первый взгляд, ничем не мотивированные. Автор постоянно использует один и тот же прием - он сначала демонстрирует результат, а потом уже говорит о фактах, которые его пределили.
Хороманський по своему усмотрению "сужает" и "растягивает" время. В небольшой временной промежуток он может запихнуть большое количество событий, или растянуть описания одного эпизода на многие часы-страницы (описание операции Тамтена). Роман пронизан сложной сетью ретроспекций, которые случайным образом замедляют ход времени. Вдобавок, одно и то же событие описываеться разными персонажами - по разному.