Как мы
выяснили, почувствовать, что с щитовидной железой что-то не так, очень просто, хотя огромное количество людей упорно продолжают лечить сердце и нервы. Сложнее определить, на каком участке произошел сбой: система регуляции щитовидной железы устроена красиво и хитроумно. Сначала разберемся с гормонами.
Начать с того, что гормонов щитовидной железы два, и они близнецы. Ну, почти близнецы. Они различаются всего на один атом йода. Как вы помните, большинство гормонов - пептицы, то есть маленькие кусочки белка. И гормоны щитовидной железы - не исключение.
Организм производит их в специальных фолликулярных клетках щитовидной железы из общего белка - тиреоглобулина, присоединяя к белку огромное количество йода, а потом образует множество маленьких молекул гормонов из огромного белка, нарезая его на части ферментом примерно так, как ленту режут ножницами.
Тироксин (Т4 - цифра обозначает количество атомов йода в молекуле гормона) гораздо менее активен, чем Трийодтиронин (Т3). Т4 слабо связывается с рецепторами, зато организм производит его гораздо больше, 60-80% от общего количества.
Все спрашивают: а зачем тиреоидных гормонов два, если они выполняют практически одну и ту же функцию, только один лучше, другой хуже? Гормоны такого широкого действия желательно всегда держать рядом с рецепторами: нет времени ждать, пока его доставят через через весь организм.
Однако если выбросить в кровь много активного гормона, сбалансировать его действие будет трудно.
Но у природы на все есть красивое решение. Она создает неактивный гормон Т4, который в большом количестве присутствует в крови, но практически не связывается с рецепторами. В случае надобности неактивный Т4 уже не в щитовидной железе, а прямо в тех в тканях, где он нужен, неуловимым движением превращается в активный Т3.
Чтобы получить активный гормон, нужно всего-навсего убрать из молекулы гормона один лишний йод. Что интересно, убрать, а не добавить! То есть, клетка сначала прикрепляет к Т4 четыре атома йода, а когда возникает необходимость стимулировать обмен веществ, специальный фермент монодейодиназа (буквально - «отрывательница одного йода») просто отрывает от молекулы один из атомов йода, высвобождая трехйодный Т3. Отсюда и их обозначение.
В чем красота этого решения? Если к тому моменту, когда понадобился активный гормон, организм забрел в местность, бедную йодом, и даже запасы йода в организме истощились, какое-то время клетки будут исправно производить полноценный гормон, который позволит организму сохранить активность и быстро добежать до полноценной еды. Ведь йод при образовании активного гормона высвобождается, а не тратится! Конечно, это временная мера: продолжительный дефицит приведет к снижению уровня гормонов.
В следующем посте мы обсудим, как организм справляется с тем, чтобы отрегулировать работу этих высокоэффективных энергетических менеджеров, и что в этой безупречной системе может «пойти не так».