Культурная революция

Nov 21, 2015 23:30



20-30 годы прошлого века… Непростое для нашей страны время.
С чем ассоциируется этот период? НЭП, ГОЭЛРО, индустриализация, коллективизация, первые пятилетки, Днепрогэс, Магнитка…
А ещё, конечно же, «культурная революция» (термин впервые был использован В.И.Лениным 1923 году в работе «О кооперации»).

Сегодня у некоторых людей существует мнение, будто большевики разрушили русскую культуру, и что в этом и заключалась их «культурная революция». Надеюсь, что таких людей немного.

Также существует мнение, что «культурная революция» была просто комплексом мероприятий, направленных на повышение образовательного и культурного уровня населения. Да, с одной стороны, это так. Но всё к этому не сводилось.

Культурная революция была попыткой построения новой культуры, воспитывающей нового советского человека.
Большевики создали первое в мире советское социалистическое государство. Это было нечто, прежде невиданное в истории, старые правила не годились для нового мира; и большевики поставили задачу вместо прежней дворянско-буржуазной культуры создать новую культуру - пролетарскую.

Хм… «Создать новую культуру… А со старой что делать? Разрушить? Может быть, правы те, кто говорит о разрушении большевиками русской культуры? Посмотрим.

В первой половине 20-х годов среди некоторых деятелей культуры действительно существовало мнение, что прежняя культура вовсе должна быть отвергнута. Но, конечно, такую крайнюю позицию разделяли далеко не все. В частности, В.И.Ленин выступал с резкой критикой бескомпромиссного отказа от дореволюционного культурного наследия: «Пролетарская культура не является выскочившей неизвестно откуда, не является выдумкой людей, которые называют себя специалистами по пролетарской культуре. Это все сплошной вздор» (полн. собр. соч., т. 41, стр. 304).

Конечно же, советское руководство не могло не понимать ценность создаваемого веками культурного пласта. И уже в октябре 1917 г. были предприняты шаги по сохранению культурного наследия. Луначарским было подписано распоряжение об объявлении Зимнего дворца государственным музеем. Позже музеи были открыты во дворцах Царского Села, Петергофа, Гатчины. Совнароком принял важные Декреты «О запрещении вывоза за границу предметов особого художественного и исторического значения», «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» и др.

Большевики не только не разрушали прежнюю культуру - напротив, они ставили целью «сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда» (из Программы ВКП(б), принятой в 1919 году VIII съездом партии). Были национализированы Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и другие музеи, а также частные коллекции С.С. Щукина, Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, В.И. Даля, И.В. Цветаева.

А ещё большевики готовили массы для полноценного восприятия этой культуры - путём повышения их общего образовательного и культурного уровней. 26 декабря 1919 г. Совнаркомом издал Декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», согласно которому все граждане от 8 до 50 лет, не умеющие читать и писать, должны были обучаться грамоте. Был организован Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (ликбез). Ежегодно открывались тысячи новых городских и сельских школ, готовились преподавательские кадры, выпускались учебники. В самые тяжелые для страны временны правительство заботилось о доступном для всех образовании.

Пролетарскую культуру не собирались строить «с нуля», но всё же её собирались строить по новым правилам, с ориентацией на воспитание нового советского человека. Была сформирована советская система руководства культурным строительством, которую составляли такие организации, как Агитпроп (отдел агитации и пропаганды ЦК ВКП(б)), Наркомпрос (Народный комиссариат Просвещения), Главлит (главное управление по делам литературыры и издательств), Главполитпросвет и др. При Наркомате просвещения по инициативе Луначарского был создан Пролеткульт - негосударственная массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности. Его идеологами стали М. Горький, А. А. Богданов, В. Ф. Плетнёв, Ф.И. Калинин.
Другой очень влиятельной творческой группой была РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), задачей которой была подготовки писателей и поэтов из среды пролетариата.
Существовало и много других литературных группировок и художественных объединений. В целом можно сказать, что в 20-е годы были временем больших творческих экспериментов, и в культурной политике существовала многовариантность в рамках одного подхода (классово-пролетарского).
(вот тут немного о поэзии тех лет
Часть II: Хлебников и др.,
Часть III: В.В.Маяковский)

К началу 30-х годов внимание к классической культуре только усилилось. Русская классика печаталась огромными тиражами, юбилеи великих русских писателей и поэтов широко отмечались по всей стране. В искусстве началось возвращение к классическом формам.
Эксперименты авангардистов были притушены, зато большую поддержку со стороны государства получило направление «соцреализм». В связи с этим моё мнение таково: если по ситуации культурной политики в 30-е годы большевиков и можно в чём упрекнуть, так это, скорее, в торможении авангардистких направлений (в причинах этого надо разбираться отдельно), но вовсе не в разрушении дореволюционного культурного наследия.

искусство, СССР, культура

Previous post Next post
Up