ОБЗОР ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ
Гитлеровские орды вступают в пределы Чехословакии. Народные массы тяжело переживают эти трудные для родины дни. Яркую картину настроения чехословацкого народа дает корреспондент американской газеты «Нью-Йорк таймс». Корреспондент беседовал с представителями самых разнообразных слоев населения. Он останавливал прохожих на улице и говорил с ними о событиях. Он наблюдал бурные демонстрации на улицах Праги.
«Больше, чем все бурные выступления, - пишет он, - наблюдавшиеся мною в эти дни в Праге, производил на меня впечатление вид больших крепких людей, которые буквально рыдали. Я обратился к человеку средних лет, из глаз которого капали слезы. Он посмотрел на меня и сказал:
- Я был в чешском легионе во время мировой войны. Я делал все, что мог, чтобы построить свою страну. Я до последнего момента не хотел верить, что Франция нас оставит. И вот она это сделала.
Другой человек, по виду интеллигент, говорит:
- Я не политический деятель. Я удручен поведением Франции больше даже, чем потерей наших пограничных районов. В течение поколений вся наша культурная жизнь ориентировалась на Францию. Мы любили французское искусство и литературу, мы чтили французских ученых. Политические деятели расскажут вам, что мы всегда были самыми лойяльными союзниками Франции. И я лично всегда говорил своим ученикам, что Франция - это страна свободы и демократии, страна, готовая все принести в жертву национальной чести. И вот теперь!».
Негодование по поводу роли Англии в эти дни находило свое выражение в самых разнообразных формах. Так, по словам корреспондента, телефонистки на междугородней станции отказывались давать разговоры, если к ним обращались по-английски. Приходилось хитрить и заверять, что разговор идет «по-американски».
«Я заговаривал с прохожими, спрашивая их мнение о происходящих событиях.
Один рабочий заводов Шкода следующим образом оценивает положение:
- Разве мы можем существовать, как небольшая сельскохозяйственная страна? Ведь мы теряем всю нашу промышленность. Неужели вы думаете, что Германия даст нам жить? Мы будем представлять собой даже меньше, чем германскую колонию. Они будут играть нами, как в футбол. Мы хотим защищать будущее наших детей…
Юноша у лифта в отеле, где останавливается много иностранных туристов, громко сетовал по поводу утраты Чехословакией ее укреплений.
- Они стоили нам 8 миллионов крон, - говорит он…
…Девочка-школьница плачет на улице:
- В чем дело?
- Бедная наша страна, - рыдает девочка. - Нас в школе учат, что наши границы созданы самой природой тысячи лет назад. И вот теперь ничего этого нет.
Я не знал, как ее утешить».
Население с ужасом думает о гитлеровском вторжении, о предстоящих неминуемых преследованиях антифашистов в районах, передаваемых Германии.
«Женщина-обывательница, судетская немка, горько плачет:
- Это - трагедия. Вы не представляете себе, сколько у нас людей смешанного происхождения. Моя дочь вышла замуж за чеха. Что мне теперь делать? Что она будет делать?..
…Полицейский, приехавший в Прагу из Судет, рассказывает:
- За четыре месяца я насмотрелся на генлейновский террор. Я уверен, что подавляющее большинство судетских немцев осталось бы лойяльными гражданами чехословацкого государства, если бы их не подстрекали германские агитаторы…
- Если бы был приказ выступить на границу, - говорит другой, - чтобы защищать страну, я пошел бы охотно, хотя мне 41 год и у меня трое детей. Я говорю это от всей глубины своего сердца».
Корреспондент спросил мнение немца-промышленника, предприятия которого находятся в Судетской области, как он относится к отделению судетских районов. Вот ответ этого промышленника.
- Для многих мелких промышленников отход судетских районов означает конец их существования. Их предприятия не смогут конкурировать с германскими. Да и рынком нашим была Чехословакия. А вот многим крупным нашим промышленникам присоединение судетских районов весьма на-руку.
Промышленник-чех, для которого отделение судетских районов в известной степени даже выгодно, потому что многие его конкуренты теперь окажутся за пределами Чехословакии, тем не менее крайне удручен за родную страну.
Немец из Судетской области, приехавший со всей своей семьей из пограничной зоны в Прагу, рассказывает:
- Генлейновцы уже начали преследовать демократически настроенных граждан. Что же будет, когда германские штурмовики примутся за работу? Об этом думать нельзя без содрогания.
Служащий, тоже судетский немец, сказал корреспонденту «Нью-Йорк таймс»:
- Мы не хотим присоединяться к Германии. Мы слишком хорошо знаем, что такое нынешняя Германия.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
ПОСЛЕДСТВИЯ МЮНХЕНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
БРЮССЕЛЬ, 3 октября. (ТАСС). Касаясь последствий мюнхенского соглашения, газета «Пепль» пишет:
Чехословакия переживает сейчас
траурные дни не только потому, что у нее отняли значительную часть территории, но и потому, что ее союзник Франция приняла участие в передаче этой территории врагу. Англия, претендующая на роль друга Чехословакии, заставила ее капитулировать перед фашистским агрессором.
Судьба Чехословакии ясно показывает, чего могут ожидать малые страны от соглашения четырех держав».
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
После подписания Мюнхенских соглашений 1938 года. Слева направо: Чемберлен, Даладье, Гитлер, Муссолини, Чиано.
+ + + + + + +
Источник: «
Правда» №274, 4 октября 1938 года # М.Кольцов.
Тревожные дни в Праге || «Правда» №271, 1 октября 1938 года
#
Мюнхенское соглашение - удар по делу мира || «Правда» №271, 1 октября 1938 года