Дикая расправа немцев над ранеными бойцами || «Красная звезда» 23 апреля 1942 года

Apr 27, 2019 13:52




«Акт. 15 апреля 1942 года в деревне Гороховец в 15-20 метрах от здания школы нами обнаружены 2 вытаявших из-под снега изуродованных трупа красноармейцев. Извлекая эти трупы, мы установили, что на этом месте находится засыпанная снегом яма, в которой было зарыто 38 изувеченных и зверски умерщвленных красноармейцев и командиров Красной Армии.

У большинства красноармейцев и командиров немцами были из'яты все документы и деньги, что подтверждается найденными в яме опустошенными бумажниками и портмоне.

За исключением шести красноармейцев, чья обувь оказалась изношенной, все погибшие были разуты, причем у большинства сняты даже портянки. Все 38 красноармейцев и командиров были захвачены в плен ранеными, подвергнуты истязаниям и затем расстреляны. На трупах сохранилась повязки, бинты, а также справки из советских госпиталей.

Медицинское освидетельствование трупов позволяет установить картину зверских истязаний немецкими бандитами военнопленных. Старшему сержанту Данилову И.И. при жизни были нанесены сильные удары каким-то тупым орудием по левой части черепа и левой половине лица. В результате этого вся эта часть головы покрыта сплошным багрово-синим кровоподтеком, левая височная кость проломана. Точно такие же повреждения нанесены Лукину Н.М. У старшего сержанта пехоты (фамилия не установлена) ударом приклада выбита нижняя челюсть, сломана переносица, - все лицо представляет один сплошной кровоподтек с кровоизлиянием из носа и ушей. Кроме того у него сломана левая голень и вывихнута кисть правой руки, у бойца Семчихина был раздроблен череп, причем в правом веке зияет широкий пролом, сделанный, повидимому, кинжалообразным штыком. У неизвестного бойца в области поясницы сломан позвоночный столб, выбиты две нижние пары ребер, вывернуты из суставов кисти обеих рук, перебиты обе голени и свернута шея. Характер этак истязаний свидетельствует о том, что они были нанесены еще при жизни бойца (внутренние кровоизлияния в нижней части грудной клетки, области суставов pyк, разрывы тканей и наружное кровоизлияние в результате переломов ноги). Голова и лицо лейтенанта, чью фамилию не удалось установить, разбиты многочисленными ударами прикладом или каким-то другим тупым орудием. Все остальные трупы также сохранили следы избиения, покрыты многочисленными кровоподтеками, глубокими ссадинами, имеют проломы, главным образом в области черепа.

Кроме трех пленных, скончавшихся непосредственно в результате избиений, тела всех остальных унизаны пулями, все пулевые ранения нанесены в теменные и затылочные кости. По однотипному характеру пулевых ранений можно заключить, что немцы расстреливали пленных сверху вниз. Мускульные ткани все трупов деформированы под влиянием тяжести и замерзания, уши и носы вдавлены, а это свидетельствует о том, что все 38 погибших были свалены в яму еще в виде неостывших трупов, а некоторые даже живыми. Снег в яме обильно пропитан кровью, позы, в которых умерли пленные, говорят о длительных предсмертных мучениях.

Сопоставляя все эти детали, можно воссоздать приблизительно следующую картину злодейских зверств немцев. Раненые и больные военнопленные были предварительно обысканы и избиты, все деньги и личные вещи у них были отобраны. Наиболее сильных из бойцов и командиров связали, затем всех подвели к яме и жестокими ударами прикладов и тесаков изверги свалили свои жертвы под откос. Так как изувеченные оставались еще живыми, фашисты, стоя на краю этой огромной могилы, расстреляли их очередями из автоматов и поспешно засыпали снегом. Не исключена возможность, что отдельные бойцы были погребены заживо, так как некоторые трупы имеют признаки асфиксии (смерти от удушья).

Тела зверски замученных советских воинов нами погребены в дер.Гороховец близ места их смерти.

Настоящий акт составлен в девяти экземплярах и подписан комиссией в составе: красноармейцы А.Шемякин, С.Иванов, А.Пигалов, В.Журавлев, П.Планегауз, И.Сидоров, старший сержант А.Москулия, старшина И.Павлов, военврач 2-го ранга А.Петрачев, политрук Н.Мяздриков, старший батальонный комиссар А.Шмелев, старший батальонный комиссар И.Голубин. дер. Гороховец, Ленинградской области».

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

ПИСЬМО

Как волны морские бегут к кораблю,
Вливалась толпа в суматоху вокзала.
Короткое, тихое слово - «люблю»
Ты мне, расставаясь, впервые сказала.

Звонки прозвенели. Ушел эшелон
В пространство от черного дыма густое.
И вместе с вокзалом ушло под уклон
Все близкое, теплое, обжитое.

По цвету петлиц я - армейский сапер,
Ефрейтор по званью и воин по праву.
С врагами ведем мы отчаянный спор
За мост, за дорогу, за переправу.

Где в воздухе носится рваный металл,
Кипит беспокойная наша работа.
Я долго недели разлуки считал,
Да все перепутал и сбился со счета.

Но чуть поднимает тревога в ружье
И ночью ведет по переднему краю,
Я сердцем и голосом имя твое,
Как слово заклятья, всегда повторяю.

Я враг суеверий. Но здесь говорят,
Любимых, по старой солдатской примете,
Не трогает пуля, обходит снаряд.
И верю я в глупые россказни эти.

И веру свою я ни с кем не делю.
Той верой наполнено сердце живое.
Короткое, тихое слово «люблю»
Не глохнет в снарядном пронзительном вое.

А если и мне захлебнуться в крови,
Пусть слово друзей прозвучит приговором:
- Он верен был в дружбе и верен в любви.
Ну, словом, он был настоящим сапером.

Алексей СУРКОВ.

+ + + + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №95, 23 апреля 1942 года

# Фашистский плен хуже смерти || «Красная звезда» №163, 14 июля 1942 года
# И.Эренбург. Суд скорый и правый || «Красная звезда» №223, 22 сентября 1942 года
# Лучше смерть, чем фашистский плен || «Красная звезда» №189, 13 августа 1942 года

апрель 1942, 1942, весна 1942, зверства фашистов, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up