В короткое время, отведённое для взлёта, все внимание людей, находящихся на аэродроме, приковано к стартовой дорожке. Туда, покачиваясь из стороны в сторону, медленно рулят боевые машины. Точно в назначенный срок первый самолёт выходит на широкую бетонированную полосу. Вытянутый вперёд флажок разрешает взлёт, и самолёты один за другим, скрываясь за лесом, уходят на запад.
Большой и трудный путь предстоит проделать лётчикам. Цель - Кенигсберг, и к этому городу прочерчена красная линия на больших, аккуратно сложенных штурманских картах.
За штурвалом нашего самолёта - трижды орденоносец, гвардии майор Дмитрий Чумаченко. Это 213-й боевой вылет славного лётчика и его экипажа. До войны Чумаченко работал в Гражданском воздушном флоте, летал на различных магистралях, возил пассажиров, почту, матрицы газет. На мирных трассах он налетал свыше 500 тысяч километров, а теперь счёт приближается к миллиону километров. За время войны Чумаченко пробыл в воздухе свыше 1.000 часов и сбросил на врага 300 тонн бомбового груза. Он громил врага и на линии фронта, и в ближнем и глубоком тылу.
Маршрут на Кенигсберг - не новый для лётчика. Он проделал его несколько раз в прошлом году.
Самолёт, нагруженный тяжелыми фугасными и зажигательными бомбами, медленно набирает высоту. Штурман Патрикеев держит в руках карту, на которой кружками обведены наиболее характерные ориентиры. Он пристально всматривается в землю, сличает карту с местностью, устанавливает местонахождение самолёта, даёт лётчику правильный курс.
Хорошая в начале полёта погода ухудшается. Земля скрывается за сплошными облаками. Лётчик ведёт самолёт слепым полётом, доверясь исключительно навигационным приборам и радиосредствам. Стрелок-радист гвардии старшина Стебелев находится у радиостанции, беспрерывно слушая землю. С земли сообщают: погода дальше по маршруту хорошая.
Высота даёт себя знать, - температура минус 28 градусов. Холод обдаёт лицо, зябнут ноги. Зимние комбинезоны, меховые шлемы и унты, которые в тёплый весенний вечер на земле казались тяжелыми и громоздкими, теперь очень кстати. Экипаж надевает кислородные маски. Дышать становится значительно легче.
Сообщение с земли подтвердилось. Самолёт вышел из облаков, и внизу опять показалась земля. После нескольких часов слепого полёта вечерние сумерки сменились ночью. Недалеко заговорила вражеская зенитка. Лётчик уклонился от опасного района вправо. Штурман отметил это на своей карте.
Уже прошло много часов полёта.
- Сколько осталось до цели? - спрашивает Чумаченко у Патрикеева.
В телефоне слышен ответ штурмана:
- Один час 25 минут.
Настроение у экипажа радостное: погода исключительная, небо ясное, безоблачное. Отбомбиться можно хорошо.
Самолёт над территорией Германии. Вдали видны светящиеся бомбы, они висят в воздухе. С нескольких самолётов одновременно сбрасываются зажигательные и фугасные бомбы. На земле происходят взрывы, возникают пожары. Это советская авиация бомбит Кенигсберг.
Наш самолёт идет на цель. Вот блестящая лента реки Прегель, разрезающей Кенигсберг на две части. Сюда прилетели воздушные мстители отплатить немцам за слезы и страдания советских людей, за Сталинград, за Воронеж и другие разрушенные советские города и сёла.
Штурман Патрикеев спокойно производит последние расчёты. В кабине летчика зажигаются то зелёная, то красная лампочки: штурман просит довернуть вправо, влево.
Белый свет: «Так держать». Самолёт на боевом курсе. Штурман у прицела. Он нажимает кнопку, и вниз летят бомбы. Они ложатся серией в северной части города. Возникают пожары, один, другой, третий. Отмечен взрыв громадной силы.
Радист передает на землю радиограмму: «Задание выполнено. Бомбили Кенигсберг. Идём на свой аэродром».
Самолёт разворачивается и берет обратный курс. За десятки километров от цели видны разрывы бомб и пожары, возникшие в городе.
Уже рассветало, когда наш самолёт произвел посадку на родном аэродроме. В помещении командного пункта собрались лётчики, возвратившиеся из налёта на Кенигсберг. Делится своими впечатлениями с товарищами дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий. Бомбы точно попали в цель. Лётчик Швец при подходе к цели видел много пожаров.
Вот на командный пункт пришёл экипаж Героя Советского Союза гвардии капитана Сергея Данщина. Он последним бомбил Кенигсберг в эту ночь. Лётчик рассказывает, что в северной и восточной частях города он также видел много пожаров.
Лётчики счастливы тем, что выполнили задание командования. Голубой автобус увозит их с аэродрома на отдых. || Гвардии лейтенант С.Красильщик. Н-СКИЙ АЭРОДРОМ, 13 апреля.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Налёт советских самолётов на Кенигсберг
В ночь на 13 апреля советские самолёты совершили налёт на г. Кенигсберг. В течение более двух часов наши самолёты эффективно бомбардировали военно-промышленные об'екты Кенигсберга. Наблюдались многочисленные пожары, сопровождавшиеся сильными взрывами. Особенно большие пожары наблюдались в районах, где расположены - машиностроительный завод, электростанция, артиллерийский завод, аэродром, железнодорожный узел и военные склады. Пламя пожаров было видно с расстояния более 100 километров.
Все наши самолёты вернулись на свои базы, кроме двух, которые разыскиваются.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Известия» №87, 14 апреля 1943 года # В.Вармуж.
Зарево над Тильзитом || «Известия» №94, 22 апреля 1943 года
# Г.Павловский.
Удары по Данцигу и Кенигсбергу || «Красная звезда» №89, 16 апреля 1943 года
# Н.Хмелевский.
Советские бомбардировщики над Европой || «Красная звезда» №230, 30 сентября 1942 года