И.Эренбург. Презрение || «Красная звезда» 3 марта 1942 года

Oct 05, 2018 17:13




Как многие его соотечественники, унтер-офицер 35-го стрелкового полка Гейнц Клин вел дневник. Будучи человеком с образованием, Гейнц Клин записывал не только, сколько кур он сглотнул и сколько трофейных чулок нахапал, нет, Гейнц Клин был склонен к философствованию. Он отмечал в дневнике свои мысли и переживания.

«29 сентября 1941.

...Фельдфебель стрелял каждой в голову. Одна женщина умоляла, чтобы ей сохранили жизнь, но и ее убили. Я удивляюсь самому себе - я могу совершенно спокойно смотреть на эти вещи... Не изменяя выражения лица, я глядел, как фельдфебель расстреливал русских женщин. Я даже испытывал при этом некоторое удовольствие...»

«28 ноября 1941.

Позавчера в деревне мы впервые увидели повешенную женщину. Она висела на телеграфном столбе...»

В декабре дивизия, к которой принадлежал Гейнц Клин, была обращена в бегство. Унтер-офицер писал:

«20 декабря 1941.

Город Чернь. Мы продолжаем отступать. Надо быть здесь, чтобы понять, что это значит... Это ужасно! Самые стойкие парни плачут, как маленькие дети... Мы бежим, бросая раненых. Мы вынуждены бежать и бежать только, чтобы спасти свою жизнь».

Развязка наступила в феврале. 6 февраля Гейнц Клин еще жаловался - большие потери, нет хлеба. А 12 февраля унтер-офицер был убит в деревне Сивково Орловской области.

Какая поучительная история! Кажется, и нарочно так не придумаешь. Гейнц Клин спокойно смотрел, как его земляки убивали русских женщин. Занимаясь самоанализом, он спрашивал себя: почему мне нравятся пытки беззащитных людей? Он считал себя «стойким германцем». А когда настал час испытаний, Гейнц Клин попросту струсил - не только он, все его соотечественники, включая фельдфебеля, лихо убивавшего безоружных женщин. Оказывается, «стойкие германцы» драпали из всех сил. Эти «величественные потомки нибелунгов», «плакали, как маленькие дети». Они бросали раненых товарищей. Они думали об одном - как бы спасти свою шкуру.

Гитлер хвастливо говорил, что он воспитал новое поколение немцев: «Они дерзки и жестоки, как дикие звери». Но дерзость не мужество и жестокость не сила. Солдаты Гитлера действительно похожи на диких зверей. Они кидаются на беззащитных и бегут, почуяв охотника. Хорек спокойно, даже с удовольствием душит птиц, но, попав в капкан, он отчаянно визжит.

Ворвавшись к нам, они спокойно пытали и с удовольствием вешали. На короткий срок они ошеломили нас своей наглостью: треском мотоциклов, беспорядочной пальбой, массовыми убийствами мирных жителей и светлыми бесстыжими глазами. Все это позади. Порода зверя изучена и описана. На зверя нашелся ловец. Летом наши бойцы называли немецких солдат «герман». Зимой они разжаловали германа в фрица. Эта короткая кличка выражает презрение.

Скажут, что Германия еще сильна, что немцы еще в Вязьме, что приятели Гейнца Клина еще развлекаются в Париже и в Афинах. Все это так. Но теперь мы их хорошо знаем. Мы можем чувствовать только величайшее презрение к «парням», которые храбро вешают женщин и которые хнычут, когда дело доходит до боя.

Двадцать восемь гвардейцев не жаловались и не плакали. Нашу духовную силу мы показали в трудные месяцы отступления. Теперь мы идем вперед. Наши бойцы не вешали и не будут вешать: это воины, а не палачи. Наши бойцы не пытают женщин: это люди, а не фашисты.

Гейнц Клин? Немецкая армия? Жестокие и шкодливые душонки! Они нас научили великой ненависти. Они нас научили и великому презрению. || Илья Эренбург.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

НЕДОВОЛЬСТВО В ГЕРМАНИИ ЛЖИВОЙ ГЕББЕЛЬСОВСКОЙ КИНОПРОПАГАНДОЙ

СТАМБУЛ, 2 марта. (ТАСС). Лживость и примитивность изготовляемой по рецептам Геббельса германской военной кинохроники с советско-германского фронта вызывают негодование и насмешки немецких кинозрителей. Это вынуждена признать газета «Гамбургер фремденблатт», которая пишет, что зрители резко критикуют кинохронику и «начинают задавать разные вопросы».

Газета приводит следующие из многих сотен получаемых редакцией вопросов: «Почему не показывают, как русские продвигаются вперед, а наши солдаты гибнут или получают ранения?». «Почему киножурналы так бледны и так похожи друг на друга?». «Почему фильмы, показывающие военные действия на советско-германском фронте, стали такими короткими?».

Редакция приводит невразумительные и беспомощные ответы на эти вопросы, данные одним из помощников Геббельса доктором Гиппель. Подобно тому, например, как гитлеровцы «об'ясняют» свои поражения на советско-германском фронте - морозами, Гиппель об'ясняет подозрительную лаконичность германской военной кинохроники за последнее время тем, что «трудно производить с'емки на морозе».

+ + + + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №51, 3 марта 1942 года

# И.Эренбург. Ненависть и презрение || «Красная звезда» №202, 28 августа 1942 года
# В.Василевская. Ненависть || «Красная звезда» №1, 1 января 1942 года

1942, март 1942, весна 1942, зверства фашистов, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up