ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 23 января. (По телеграфу). Сейчас стали известны новые подробности разбойничьего хозяйничания немцев в Миллерово. Девять десятых города представляют собой дымящиеся руины. Улицы Салтыкова-Щедрина, Вокзальная, Железнодорожная, Горького, Верховая - на них нет ни одного целого строения. Лишь немногие дома уцелели на улицах Луначарского, Ленинской, Элеваторской и Фрунзе.
Жители рассказывают:
- В последние три дня немцы планомерно жгли и взрывали город.
Вокруг обгорелых корпусов разбросаны ящики из-под мин, стоят бензиновые бочки. Поджигатели действовали по приказу командования. Они мстили за свое поражение. В дикой злобе предавались огню плоды многолетнего труда советских людей. Взорваны корпуса заводов и фабрик, здания институтов и школ. Еще не подсчитан ущерб, нанесённый городу, но он, несомненно, исчисляется в многие сотни миллионов рублей.
Около 5.000 юношей и девушек, мужчин и женщин немцы угнали в Германию. В ноябре они отправили туда два эшелона, в декабре - третий. Комиссия по отправке в Германию помещалась на улице Чкалова, дом №8, возглавлял её капитан Юргенс. Ежедневно сюда вызывали предназначенных к отправке, отбирали у них документы и на каждого заводили особую карточку. Затем начинались гнусные издевательства. Девушек вводили в кабинет врача, якобы для медицинского осмотра; тут в креслах восседали офицеры, которые, цинично ухмыляясь, разглядывали обнажённых девушек.
Так немцы воскресили нравы рабовладельческих рынков. Наступал день отправки. Солдаты отрывали матерей от детишек, прикладами загоняли женщин в круг, ставили в ряд, и скорбная колонна в сопровождении сильного конвоя направлялась к вокзалу. Там отправляемых загоняли в холодные товарные вагоны. Поезд трогался.
Раисе Давыденко удалось бежать с пол-дороги, и на-днях она вернулась в уже освобождённый Миллерово. Давыденко рассказывает:
- В вагоне было так тесно, что нельзя было даже повернуться. В каждом вагоне ехал надзиратель, который на всякую просьбу отвечал ударом палки. Всю дорогу нас морили голодом. Горячую пищу первый раз дали в Каменске - прокисший суп. В Полтаве дали борщ, но его никто не ел: это была грязная бурда. На станции Лозовая в вагон бросили кружок колбасы весом в 400 граммов, - это на 48 человек.
Редкая семья в Миллерово не оплакивает близкого, который
томится в фашистском рабстве.
В подвалах обнаружены сотни трупов людей, умерщвлённых немцами. Летом и осенью немцы увозили расстреливать за город и на гору Полячка, а в последние дни казнили прямо на улице, на глазах родных.
13 января немецкий автоматчик ворвался в квартиру Подгорного. Там он застал пятерых девушек за шитьём. Он выгнал их на улицу и расстрелял из автомата. Вот имена жертв фашистского разбойника: Паша Исаенкова - 20 лет, Маруся Исаенкова - 18 лет, Лиза Пичугина - 17 лет, Лида Подгорная -19 лет. Фамилия пятой не установлена; известно только, что накануне она пришла из Ворошиловграда.
Город взывает к мести. ||
Д.Руднев.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
НЕМЕЦКИЙ БАТАЛЬОН СДАЛСЯ В ПЛЕН
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 23 января. (Воен. корр. «Правды»). На одном участке в районе Сталинграда организованно перешёл на нашу сторону и сдался в плен второй батальон 518-го пехотного полка 295-й немецкой пехотной дивизии.
Несколько дней назад были взяты в плен фельдфебель этого батальона Визингер и солдат Данисберг. В своих показаниях они сообщили: их примеру могут последовать все солдаты батальона, если бы они знали, что русские сохранят им жизнь. Немецкое командование распространяет среди солдат слухи о том, что пленные немцы якобы поголовно расстреливаются.
Командир одной из наших частей отпустил немецких пленных обратно с тем, чтобы они рассказали своим товарищам всю правду об отношении Красной Армии к военнопленным. Когда пленники вернулись к себе, командир батальона Курт Майзел приказал немедленно привести их в штаб батальона. Там вернувшиеся рассказали обо всём, что с ними произошло, о том, что группы немецких солдат при них отправлялись в тыл и никого не расстреливали. Они рассказали об ультиматуме нашего командования и условиях сдачи в плен.
Командир батальона сразу же созвал офицеров и унтер-офицеров на совещание. Здесь было решено ввиду безнадежности дальнейшего сопротивления сдаться в плен. Против этого предложения возражал только командир одной роты. Вместе со своей ротой в 30 человек он отошел в сторону, а батальон в составе 120 человек во главе с комбатом и остальными офицерами сдался в плен нашей части. || В.Куприн, Д.Акульшин.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
СЛАВА!
Есть символика в природе,
В пышном солнечном восходе,
Прочь гонящем темноту,
Есть символика в народе,
В трудовом его быту,
В историческом сияньи
Боевых его годов, -
Есть символика в названьи
Русских рек и городов.
Над великою Москвою,
Над святыней мировою.
Звезды вечности горят,
И над Волгой и Невою
Блещут славой боевою
С младшим братом старший брат -
Сталинград и Ленинград.
Ленинград со Сталинградом,
Обменявшись братским взглядом,
Завершают подвиг свой.
Сколько силы, воли твёрдой
В их уверенной и гордой
Перекличке боевой,
В их геройстве безграничном,
В полыханьи их знамён,
В сочетаньи символичном
Их сверкающих имён!
На врага победным строем,
Расправляясь с подлым сбродом,
Наступает фронт стальной.
Слава воинам-героям!
Слава братским всем народам!
Слава всей стране родной!
Демьян Бедный.
+ + + + + + + + +
Источник: «
Правда» №24, 24 января 1943 года # Б.Полевой.
Пята оккупантов || «Правда» №102, 19 апреля 1943 года
# Г.Кононенко.
Сожженные заживо || «Правда» №103, 21 апреля 1943 года
# М.Матусовский.
На Поповом болоте || «Правда» №99, 16 апреля 1943 года
# Ф.Панферов. "
Друзья, мстите за нас!" || «Правда» №94, 10 апреля 1943 года