Глаза и уши воинской части || «Красная звезда» 8 мая 1943 года

Jun 03, 2018 20:38

Взято у 0gnev




(От нашего корреспондента по Западному фронту)

Письмо было из Березников, от раненого товарища по роте разведчика Дмитрия Акимова. Его прочли вслух перед всеми, как это делали обычно с письмами от товарищей, выбывших из строя.

«Горячий привет и наилучшие пожелания в вашей жизни и борьбе, - писал Акимов своим друзьям, - а я скоро поправлюсь и опять пойду бить немцев. Буду смелей, хитрей и находчивей, буду таким, каким должен быть разведчик. Я чувствую себя еще слабо, но лучше, чем в первых числах марта, и недолго здесь пробуду. Боюсь я только одного, что, может, не удастся попасть опять в разведчики. Прошу вас, товарищи, сказать об этом капитану. Пусть он поможет вернуться в любимую разведку»...

- Вот, потому-то я и не уходил в госпиталь, - отозвался молодой сержант с лихо надетой набекрень пилоткой и пытливыми черными глазами. - Вот по этому самому. Уйдешь - назад в роту не вернешься. Сделают тебя чем угодно, только не разведчиком... Отдохнуть, известно, хотелось. А как подумал, что потом могут заслать неизвестно куда, так и отказался. Раны пустяковые были, в землянке и то скоро зажили!

С его словами все охотно согласились, и лица бойцов, закопченные, обветренные, как-то сразу просветлели. Собравшиеся здесь бойцы были как раз те, кого принято называть бывалыми солдатами, обстрелянными за много месяцев фронта, повидавшими всякие виды. Это были разведчики, добровольно, по призванию избравшие эту опасную, увлекательную, полную приключений военную специальность.

Вся разведывательная рота, которой командует капитан Коростелев, состоит из добровольцев, гордых тем, что они разведчики. Они приобрели вкус к разведке, нашли в ней свое призвание на войне.

Разведчикам выдалась сегодня свободная минута. Радуясь наступившему теплу, они сбросили ватники, нарядно потрепанные за долгую и бурную зиму, и расселись под солнцем на склоне оврага. У многих на гимнастерках поблескивали медали и ордена. Грудь чернявого сержанта, который только что говорил о своей страсти к разведывательному делу, украшали орден Красной Звезды и медаль «За отвагу».

Роман Фиолетов - бывший токарь по металлу в Ростове Ярославском. Молодой, темпераментный, он нашел в работе войскового разведчика широкий простор своей природной сметке, хитрости, упорству. Дома он с малых лет имел пристрастие к охоте и рыбной ловле, всё время пропадал на озере, благо озеро большое, тянется на десяток километров. Еще в те годы стал Роман Фиолетов метким стрелком, научился распознавать местность, привык жить кочевой жизнью.

На войну пошла вся семья Фиолетовых - пять братьев и две сестры. Остались дома только старик со старухой. Теперь они пишут своему Роману: «У нас на озере заводь прибывает с каждым днем. Хотя с утра и холодно, а уж озеро очищается ото льда: У нас две лодки, да только ехать некому. Рома, твой инструмент, лодки и прочее мы с матерью, бережем в ожидании, когда ты снова будешь дома».

Рома теперь выслеживает немцев. И как он ни горяч, ни задорен в жизни, а когда уходит в разведку, сразу становится спокойным и рассудительным. Он так хорошо изучил немцев, что знает, когда можно напасть на вражескую группу, превосходящую по численности, и когда этого делать не следует. Зимой он знал: если попадутся те немцы, что носят на голове такие смешные бабьи платки, - смело нападай на них хоть один, и они побегут обязательно. А вот рядом стояли другие - злые, упрямые. К тем нужен особый подход.

В дни наступления полковник потребовал контрольного пленного. Роман Фиолетов знал, где нужно искать «бабий платок». С группой товарищей он пробрался поближе к немцам. Залегли, стали наблюдать. Для разведчика терпение - первое качество. Долго они лежали, высматривали, поджидали врага. Вдруг видят, прямо на них идет наш боец. Узнали в нем связного от командира батальона. Парень заблудился и шел теперь прямо к немцам в руки. Разведчики ему замахали - ложись, а он не видит их, всё идет и идет. Немцы тоже заприметили связного. Вот уже навстречу ему двинулось с десяток солдат с офицером во главе. Нетрудно понять, как зачесались руки у разведчиков, когда немцы проходили мимо них. Но... терпение! Связной заметил противника, кинулся на землю, открыл огонь. Тогда разведчики напали на немцев с тыла и перебили их, а одного Фиолетов схватил и приволок в штаб.

В следующий раз попался разведчикам такой пленный, что вся рота радовалась: у пленного был найден приказ с точным перечислением количества солдат, оставшихся на переднем крае для прикрытия отхода. Полковник быстро воспользовался этим успехом своих разведчиков, и все планы противника были расстроены.

Разведчики не знают покоя ни в обороне, ни в наступлении, и это как раз их и прельщает, людей живых и деятельных. Часто приносят они своему полковнику точные и правдивые данные о немцах, иногда опровергая сведения других подразделений. Один батальон утверждал, что немцы сосредоточили против него превосходящие силы и укрылись за прочной линией инженерных сооружений. Полковник приказал разведчикам проверить эти данные. Сержант Василий Михайлов, бывший товарный кассир с безвестной станции Удомля, красноармеец Николай Кочетов, ленинградец, перешедший в разведку из лыжного батальона, и красноармеец Алексей Спирин, неутомимый парень, пошли к немцам, в самую пасть врага.

Каждый из трех разведчиков имел при себе две гранаты, револьвер и острый финский нож. Днем они отлеживались в укрытиях. Работали только по ночам, двигались глухим лесом, перебирались вброд через разлившиеся реки. Дважды разведчики наталкивались на огневые позиции немецкой артиллерии. Они действовали настолько искусно, что оба раза остались незамеченными. Зрение и слух были у них напряжены до предела. Они ничего не записывали, но всё запоминали. Они наталкивались на толстые черные провода, но не перерезали их, а шли по этим проводам дальше, узнавая, где находятся немецкие штабы. Много раз слышали разведчики немецкую речь, слова команды. Большого труда стоило им удержаться, не пустить в ход свои ножи. Это были, пожалуй, наиболее сильные переживания за всё время рейда.

В части с нетерпением ждали, когда возвратятся разведчики. Полковник то и дело справлялся о них. Всем подразделениям было указано - ждать разведчиков с часу на час. Они вернулись на пятые сутки, усталые, почерневшие, грязные до неузнаваемости. Они прошли, вернее, проползли, много километров вдоль фронта и с десяток километров в тыл. Система вражеской обороны четко запечатлелась в их памяти. Они выяснили, что батальон был неправ. Ему противостояли небольшие силы врага, а укрепления были самые обычные, полевые. Разведчики всё досконально доложили полковнику, пользуясь большой картой, разложенной на столе:

- Вот тут стоит артиллерия... На опушке - шестиствольный миномет... По этой высотке проходят окопы, несколько блиндажей… Штаб немецкой дивизии в этом лесочке. Все провода ведут туда.

Полковник принял решение наступать. Данные разведчиков полностью подтвердились, часть нанесла врагу серьезный удар и заставила его откатиться.

Две группы разведчиков дерзко и скрытно проникали в расположение отступающих немцев, неустанно наблюдали за ними. Благодаря этому полковник знал, куда отходят немцы, сколько их, какие потери они понесли.

Возле одной деревни произошла заминка в наступлении. Наша пехота не могла взять ее. Немцы вели яростный огонь, Создалось впечатление, что здесь у противника большие силы. Но в боевые порядки немцев пробрались наши разведчики. Там был и Роман Фиолетов и Василий Михайлов со своими боевыми друзьями. Они знали, сколько в деревне немцев, и видели, что те держатся только потому, что хорошо организовали систему огня.

Неожиданно в тылу противника прогремело «ура». Двадцать разведчиков, строча из автоматов, неожиданно кинулись на немцев с тыла. Исход боя был решен в течение нескольких минут. Наша пехота заняла деревню, а разведчики снова ушли вперед, не отставая от противника, чтобы всё видеть, всё знать о нем.

Так действуют разведчики, люди, которые воплощают в своей боевой работе лучшие качества воинов Красной Армии. || Майор Я.Милецкий.

ИСТОРИЯ ОДНОЙ СНАЙПЕРСКОЙ ВИНТОВКИ

ТУЛА, 7 мая. (ТАСС). В прошлом году тульские оружейники преподнесли генерал-лейтенанту Белову подарок - винтовку с оптическим прибором. На слете снайперов Н-ской части генерал вручил эту винтовку бойцу Комарецкому, имевшему к тому времени на своем счету 127 убитых немцев.

- Эту винтовку, - заявил генерал, - я вручаю Вам, как переходящий приз.

К 25 годовщине Октября Комарецкий довел счет истребленных гитлеровцев до 170 и с рапортом приехал в Тулу. Тепло встретили его оружейники. После митинга к снайперу подошел старый мастер Веренков. Он пристально посмотрел на винтовку и, обращаясь к снайперу, сказал:

- Моя работа. Я трудился над винтовкой. Молодец, сынок, - поблагодарил он снайпера и, как отец родного сына, обнял и поцеловал его.

Вскоре знаменитый снайпер, награжденный орденом Красного Знамени, уехал на учебу. Винтовка была передана лучшему снайперу соединения, истребившему к этому времени 220 немцев, сибиряку Ивану Гореликову. Сейчас на его счету уже 328 уничтоженных немцев. 108 из них он уложил из винтовки тульских оружейников.

На-днях Президиум Верховного Совета СССР присвоил гвардии младшему лейтенанту Ивану Павловичу Гореликову звание Героя Советского Союза. Весть об этом тульские оружейники встретили с большой радостью. Они гордятся, что их винтовка находится в надежных руках, и обещают еще энергичнее и самоотверженнее помогать фронту.

ФРОНТОВАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ТЕРАПЕВТОВ

КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ, 7 мая. (По телеграфу от наш. корр.). Состоялась конференция терапевтов Калининского фронта. Она уделила много внимания тому, как уберечь от заразных болезней войска, сражающиеся на недавно освобожденной от немцев территории. Дело в том, что немцы принесли в оккупированные ими районы ряд эпидемий, и после изгнания врага опасность инфекционных заболеваний здесь увеличилась. Терапевты поделились опытом своей работы в области профилактики особо опасных болезней.

Многие врачи отметили высокую эффективность прививок против сыпного тифа, проведенных по методу Кронтовской. Серьезных успехов добились медицинские работники армии, где начальником санитарного отдела полковник медицинской службы Поляков. Части этой армии отвоевали территорию, где к тому времени свирепствовали заразные болезни. Теперь опасность инфекционных заболеваний ликвидирована.

Несколько докладов было посвящено роли медицинских работников в системе лечебного питания бойцов. Военврачи 2-го ранга Балабанов и Липовский сделали интересное сообщение о профилактическом значении витаминов в армейских условиях.

+ + + + + + + + +

Источник: « Красная звезда» №107, 8 мая 1943 года

# А.Толстой. Катя || «Красная звезда» №102, 1 мая 1943 года
# И.Эренбург. Возвращение Прозерпины || «Красная звезда» №102, 1 мая 1943 года

Я.Милецкий, весна 1943, 1943, май 1943, газета «Красная звезда»

Previous post Next post
Up