Взято у
0gnev
Я получил письмо от командира Казанцева. Он пишет: «Нужно поднять в русском народе такую ненависть к немцам, чтобы наш русский человек
бил немцев всем, чем может, чтобы женщины, старики, дети вооружились топорами, косами, камнями и при встрече с немцами убивали их. Все наши столетние завоевания, все созданное нашими предками и современниками может оказаться в руках врага. Мы, наше поколение, несем ответственность за судьбу России. Ведь - представьте себе на минуту - если бы врагу удалось осуществить свое подлое дело покорения нашего народа, тогда следующее поколение, то, которым теперь пять или десять лет, плевали бы нам в глаза за то, что мы оказались не на высоте и не сумели отстоять величайшую державу мира...»
Священная тревога чувствуется в словах командира Казанцева: тревога за судьбу России. Оказавшись в глубокой шахте, чувствуешь, что такое воздух. Когда мать больна, чувствуешь всю силу любви к ней. В эти суровые дни мы поняли, что враг грозит России, и одна мысль одушевляет нас: отстоим Родину!
Кропотливо, год за годом, дом за домом строили люди Россию. Строили стены Кремля, палаты и бойницы. Строили на северных реках просторные избы. Строили городские ворота, башни, крепости. Строили дома, каменные и деревянные, церкви с золотыми куполами, дворцы с колоннами, арки и мосты.
Русь отбивалась от ханов, отбивалась от немцев, крепла, росла, хорошела. Великая держава вышла к двум океанам, к Черному и к Белому морям, она поднялась на Крышу мира - Памир, своим дыханием она растопила льды Арктики.
По Двине, по Сухони, по Онеге плыли еще теплые стволы деревьев. Из них сколачивали корабли, ими укрепляли шахты. Русская земля богата черным золотом: есть уголь и в Донбассе, и в Сибири. Там, где некогда язычники поклонялись божественному огню, возникли грандиозные нефтяные промыслы. В Сибири охотники били пушного зверя. Плавали в Волге огромные рыбины. Вологодские кружевницы плели затейливые кружева и мастера Дагестана ковали кинжалы. Снегом хлопка покрывались плодоносные земли Средней Азии. В Абхазии зацвели апельсиновые рощи, и впервые красные помидоры загорелись в огородах Архангельска. Вспыхнули электрические лампочки в избах Печоры, в саклях Кавказа, в белых хатах Украины.
Заводы изготовляли станки и телескопы, автомобили и хронометры. В неистощимой земле находили монеты Киевского княжества и новые жилы золота. В стране есть все - северные олени и тигры, кедры и магнолии, горы Кавказа и бескрайние степи, тундра и виноградники Крыма, многомиллионные города и заповедники природы - безлюдные чащи.
России стала частью света, материком. В ней жили, работали, горевали и радовались дети многих народов. Великая держава, она не подчинялась никому. Она выбрала свой путь, она первая в мире провозгласила права труда и братства.
Мы любим ее громко, торжественно, как мощное государство. И мы любим ее просто, задушевно, по-семейному, как свою избу. Мы любим ее достоинства и ее недостатки, ее славу и ее обиды.
Идет бой за Россию, за державу, сколоченную трудом поколений и окропленную кровью поколений, за державу, которая родилась на светлых водах Днепра, о молодости которой говорил вечевой колокол Новгорода, которую бережно строили - от Ивана Калиты до наших дней. Идет бой за свет русской культуры, за язык Пушкина, за украинскую песню, за наши книги, за наши музеи, за наши школы. Сколько нужно было веков напряжения, чтобы избяная, лесная Русь создала гранитный Ленинград! Только великий народ мог построить Адмиралтейство. Только великий народ мог родить Льва Толстого. Только великий народ мог двадцать пятого октября открыть новую эру. Нам досталась в наследство единственная, прекрасная, трижды любимая страна. В нее вторгся алчный немец. Он хочет убить Россию. Мы видим опасность, и мы сознаем всю глубину нашей ответственности. Внуки или будут прославлять подвиги героев 1942 года, или они проклянут нас, изнывая в немецком плену. Но не бывать России под немцем!
Может быть
наша ненависть остыла? Может быть мы забыли развалины Киева, поруганную Одессу, сожженный Смоленск, изуродованный Новгород? Теперь нашу ненависть снова накалили добела: немцы залили кровью города Донбасса и тихие казацкие станицы. Враг грозит Сталинграду. Враг рвется на Кубань. Суровые дни требуют от нас двойного мужества, двойной решимости. Если ты сражаешься сейчас у Дона за золотые нивы, за сады, в которых уже тяжелеют яблоки, помни - враг должен ступать только по немецким трупам, враг должен шагать только к своей смерти, врага нужно остановить. Если на твоем участке между раскатами орудий водворяется тишина, прислушайся к ней, и ты услышишь грозу над Доном, ты услышишь, как учащенно бьется сердце разгневанной России - сейчас решается ее судьба - на годы, может быть, на века. Бойцы, перед вами девушка на виселице и немец с петлей в руке - немец замахнулся на Россию. Бойцы, в ваших руках будущее Родины. ||
Илья Эренбург.
+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +
Советская Белоруссия под пятой оккупантов
ЖЕНЕВА, 27 июля. (ТАСС). Гитлеровские газеты не могут скрыть беспокойства, порожденного огромными трудностями, на которые наталкиваются германские оккупационные власти в Белорусской ССР. По признанию газеты «Локальанцейгер», на белорусских городах и селах лежит печать запустения. Города Минск, Могилев, Витебск лежат в развалинах.
Газета признает, что оккупантам не удалось до сих пор восстановить ни одного предприятия, даже ремесленного типа. Ремесленное производство полностью зачахло.
Гитлеровский орган не скрывает, что такое положение является также результатом нежелания населения работать на немцев. Население покидает города, которые все больше пустеют. Часть ремесленников, пишет газета, была «в административном порядке» включена в артели, но «до сих пор эти артели еще не дают продукции».
Все школы в Белоруссии закрыты, учителя арестованы или разогнаны, так как они, по выражению той же газеты, «непригодны для преподавания в германском духе». «В Минске, - сообщает газета, - работает 3 немецких школы. В самой большой из них обучается 36 детей».
Гитлеровская газета горько сетует на нежелание населения «сотрудничать» с новой властью. «В городах и деревнях нет возможности создать органы управления», так как никто, за исключением единичных предателей, не хочет занимать посты старост, бургомистров и т.п.
В связи с таким положением недавно, по сообщению газеты «Берлинер берзенцейтунг», гитлеровский «генеральный комиссар» Кубе созвал в Минске конференцию представителей гитлеровских властей, на которой он дал новые директивы, направленные к обеспечению «порядка» в Белоруссии, т.е. усиления террора против населения. Как сообщает та же газета, «руководители штурмовых отрядов в Минске и других городах уже проводят подготовительные мероприятия к проведению в жизнь директив Кубе».
ГИТЛЕРОВСКИЕ ПЛАНЫ ОНЕМЕЧИВАНИЯ И ОГРАБЛЕНИЯ ОККУПИРОВАННЫХ СОВЕТСКИХ ПРИБАЛТИЙСКИХ РЕСПУБЛИК
СТОКГОЛЬМ, 27 июля. (ТАСС). Гитлеровская печать выступает с призывами к усилению темпов онемечивания оккупированных прибалтийских советских республик, заявляя открыто, что литовский, латышский и эстонский народы не имеют права на развитие своей национальной культуры. Газеты цинично заявляют, что Литва, Латвия и Эстония должны быть превращены в германские провинции. «Большая часть Остланда (так именуют гитлеровцы оккупированные советские прибалтийские республики) представляет собой германскую империю», - нагло заявляет гитлеровская газета «Ангрифф».
Другой гитлеровский орган - «Фелькишер беобахтер» отрицает существование литовской, эстонской и латышской культур, заявляя, что «культура Остланда покоится на немецких основах» и что «Остланд должен окончательно стать немецким владением». «Берлинер берзенцейтунг» об’являет эстонскую столицу Таллин «старым ганзейским городом».
В той же газете 20 июля была помещена речь германского министра продовольствия и земледелия Бакке, который, касаясь оккупации Прибалтики, заявил, что «перед Германией стоит задача заселения и онемечивания новых сфер».
Гитлеровская газета «Лицманштадтер цейтунг» пишет: «История Остланда делается властными людьми - немецкими управляющими в сельском хозяйстве, немецкими жандармами, лесничими и областными комиссарами».
В упомянутой выше речи Бакке призывал к ускорению темпов переселения немцев в новые области.
С этой целью гитлеровцы сгоняют литовских, латвийских и эстонских крестьян с их хозяйств, передают их земли и усадьбы немецким переселенцам, превращая разоренных крестьян в крепостных.
У народов Прибалтики, по словам гитлеровских газет, нет иной задачи, как работать на Германию. «Снабжение Германии,- пишет «Лицманштадтер цейтунг», - всемогущий фактор, которому подчинена деятельность администрации Остланда. Чем больше Германия должна освобождаться от тягот снабжения фронта, тем больше должны напрягаться экономические силы Остланда». Крестьяне Литвы, Латвии и Эстонии, по словам Бакке, «должны, как этого требует фюрер, отдать германской армии последние запасы. Они должны отдать последний литр молока за счет собственного потребления».
+ + + + + + +
Источник:«
Красная звезда» №175, 28 июля 1942 года # И.Эренбург.
Душа народа || «Красная звезда» №92, 19 апреля 1942 года
#
Фашистский плен хуже смерти || «Красная звезда» №163, 14 июля 1942 года
# И.Эренбург.
Отечество в опасности! || «Красная звезда» №163, 14 июля 1942 года
# А.Первенцев.
Мы - русские! || «Известия» №122, 26 мая 1943 года
#
Великие традиции русского народа || «Красная звезда» №119, 22 мая 1943 года