По бывшим деревням || «Правда» 8 апреля 1943 года

May 17, 2018 17:33




С каждым днём все шире и полнее раскрывается перед бойцами Красной Армии скорбная книга нечеловеческих страданий советских людей «под немцем». Земля, некогда украшенная творческим трудом - матовою позолотою полей, кудрявою зеленью садов, расстилается теперь зоною безжизненной пустыни. О былых деревнях и выселках можно лишь догадываться по пепелищам, чернеющим среди снега. Бойцы проходят мимо этих руин, роняя скупые слова; ненависть давно уже сделала выразительными, казалось бы, самые простые обыденные фразы:

- Здесь я родился, здесь был мой дом, здесь жила моя семья, - сказал боец Журавлев, остановившись у кучи пепла, битых черепков и тряпья. - А деревня моя называлась Фёдоровка...




Двадцать месяцев назад Журавлев оставил Фёдоровку цветущей деревенькой, каких было много на Смоленщине. Теперь он снова вступил на родную землю и своими глазами увидел тот «новый порядок», который принесли с собой немцы.

Поясом в десятки километров простирается установленная немцами зона пустыни. Мы прошли пешком к фронту более сорока километров и на всём этом протяжении насчитали только около пяти уцелевших и полуразрушенных хат, насчитали только сорок одного жителя. Остальные дома, деревни, хутора, сёла сожжены, жители либо истреблены, либо угнаны фашистами в неволю.

Небольшая деревушка Королёвка затерялась в густых и весёлых смоленских лесах. Её уже нет - только тлеющие угли напоминают о прошлом. Обнажим головы перед чёрным прямоугольником, усеянным остывшей золой: здесь немцы зверски уничтожили около девятисот колхозников. Дарья Гусакова, чудом уцелевшая от гибели колхозница, рассказывает:

- Немцы согнали в Королёвку из разных мест до 600 мужчин и около 250 женщин. Женщин отделили от мужчин и начали расстреливать из автоматов и пулемётов. Недобитых затаскивали в сарай, куда загнали всех мужчин. Сарай был подожжён, пытавшихся выйти из сарая палачи снова загоняли выстрелами. Долго ещё после этой зверской расправы стоял над деревней страшный запах горелого мяса.

В деревне Круглик, Мосальского района, немцы, отступая, сожгли пятьдесят три дома из 56. В оставшихся избах ютятся тридцать девять стариков, старух и ребят. По их рассказам восстанавливаем картину «нового порядка». Ворвавшись в Круглик, гитлеровские головорезы дочиста ограбили колхозников. Забрали всё, начиная от коров и кончая разной грошевою мелочью. Колхозников выгнали из домов, которые были заняты немцами. Людям пришлось жить в земляных норах. Ежедневно всех заставляли выполнять тяжёлую работу: рубить и таскать лес, рыть землю и т.д. Многие, надорванные непосильным трудом, умирали. Глумясь над русскими людьми, гитлеровцы запрещали хоронить умерших на кладбище.

За деревней в лесу - лагерь для пленных красноармейцев. Три длинных мрачных блиндажа, скорее напоминающие огромные братские могилы. Да они и были могилами, эти блиндажи, - здесь немцы гноили и морили голодом пленных. На дне ям валяются полуистлевшие ботинки, лохмотья, и среди них - конские копыта, кости: конская падаль была пищей, которая изредка попадала в блиндажи.

Вместе с нашими частями идём по дороге, ведущей в деревню Утешково, - она только что освобождена. Специально выделенные факельщики подожгли её со всех сторон. Сгорело сорок пять домов из сорока шести. В единственном домишке, спасенном бойцами, застаем стариков-колхозников Буланкова и Буланкову: они составляют теперь все население Утешково, в котором насчитывалось раньше не менее двухсот тридцати человек.

Трагедия деревни Утешково, о которой рассказали Буланковы, - это общая участь всех деревень, находившихся под немецким ярмом. Всё началось здесь по испытанному стандарту: сперва опившиеся кровью ландскнехты, весело гогоча, перестреляли всех кур, уток и гусей. Затем оголтелый разбой принял, так сказать, организованную форму: переписали весь крупный и мелкий скот и отобрали его. Из’яли все запасы продовольствия - до последнего зернышка, до последней картофелины. Отняли всю теплую обувь, шапки и рукавицы, сдирая их в зимнюю стужу прямо на улице. Над селением нависла беспросветная ночь.

Мох, солома, мякина, - вот чем в течение полутора лет питались жители Утешкова. Колхозники завели нечто вроде ручных жерновов, на которых перетирали смесь из мха и соломы, чтобы печь из этой муки лепёшки. Лошадиная падаль была редко доступной роскошью.

Отступая под натиском частей Красной Армии, немцы сожгли Утешково и угнали всех оставшихся в живых в фашистское рабство. Перед этим, с чисто-немецкой педантичностью, они отобрали весь домашний скарб, всю утварь, вплоть до ножей и вилок, и увезли с собою. Увезены также бороны и плуги. || М.Печерский. Действующая армия.

+ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + +

От СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО

Утреннее сообщение 7 апреля

В течение ночи на 7 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.

* * *

Южнее Изюма части Н-ского соединения отбили атаку гитлеровцев. Артиллерийским, миномётным и ружейно-пулемётным огнём истреблено до двух рот немецкой пехоты, подбиты танк и бронемашина противника.

* * *

На Западном фронте артиллеристы Н-ской части обстреляли автоколонну противника. Разбито до 10 немецких автомашин с боеприпасами. На другом участке наши разведывательные группы истребили 70 немецких солдат и офицеров.

* * *

В районе среднего течения Северного Донца бойцы Н-ской части отразили атаку противника. На поле боя осталось 80 вражеских трупов. Огнём артиллерии уничтожен ряд немецких дзотов вместе с их гарнизонами. Советские лётчики в воздушных боях в течение вчерашнего дня сбили 4 немецких истребителя.

* * *

Западнее Ростова на Дону разведчики одной нашей части ночью совершили налёт на позиции противника, истребили несколько десятков гитлеровцев и взорвали склад боеприпасов. Захватив вражеский миномёт и несколько пулемётов, разведчики вернулись в расположение своей части.

* * *

На Волховском фронте на одном участке противник двумя группами пытался атаковать наши позиции. Огнём из всех видов оружия немцы были отброшены с большими для них потерями. На другом участке артиллеристы Н-ской части подавили огонь миномётной и двух артиллерийских батарей противника.

* * *

Партизанский отряд имени Ленина, действующий в одном из районов Украины, взорвал немецкий бронепоезд. Отряд винницких партизан 29 марта ночью проник на узловую железнодорожную станцию и уничтожил немецкую охрану. Партизаны взорвали 2 паровоза и разрушили железнодорожные пути.

* * *

У неизвестного немецкого солдата, убитого на Кубани, найдено неотправленное письмо на имя Гильды Баумгартнер. Ниже публикуется перевод письма: «...Я не спал почти трое суток. Могу сказать тебе, что у нас, на фронте, очень плохое настроение. Русские не дают никакой передышки. Мы отдали Кавказ, хотя он стоил нам бесконечно много жертв. Десятки тысяч немецких солдат здесь пожертвовали жизнью и всё без смысла. Русские вернулись и стали хозяевами этих чудесных мест, которые мы уже считали своими.. Я уже говорил, когда был дома, что мы никогда не покорим русских. Со мною не соглашались, мне не верили, а ведь теперь это говорит каждый солдат...»

* * *

Ниже публикуется акт о зверствах немецко-фашистских мерзавцев в деревне Бараново Смоленской области: «В первые же дни оккупации немецкие бандиты ограбили всех жителей деревни. Перед отступлением гитлеровцы забрали подчистую последние остатки продовольствия, вещи и всё, что случайно уцелело от предыдущих грабежей. Под угрозой смертной казни немцы насильно угнали на каторгу в Германию 40 человек. За отказ ехать в фашистское рабство немецкие палачи расстреляли Евдокию Кожинову, Григория Кожеварова, Петра Кузнецова, Ивана Кудрявцева, Александра Гаврикова и других. Изверги убили 17-летнюю девушку Любовь Трофимову за сопротивление немецкому офицеру, который пытался её изнасиловать. Заступившуюся за свою дочь Фёклу Трофимову гитлеровцы убили вместе с дочерью. За время хозяйничанья немцев число жителей нашей деревни сократилось наполовину. От имени и по поручению граждан деревни Бараново мы требуем сурово и беспощадно наказать немецких бандитов и разбойников за все их подлые и гнусные злодеяния». Акт подписали жители деревни Бараново - А.Пронникова, Л.Островский и Я.Трофимов.

Вечернее сообщение 7 апреля

В течение 7 апреля на фронтах существенных изменений не произошло.

* * *

6 апреля частями нашей авиации на различных участках фронта уничтожено или повреждено не менее 30 немецких автомашин с войсками и грузами, взорван склад боеприпасов, подавлен огонь 10 артиллерийских и миномётных батарей противника.

* * *

В районе Изюма наши части укрепляли свои позиции. За последние дни противник в бесплодных атаках на этом участке фронта понёс большие потери и в течение дня активности не проявлял. Артиллеристы и миномётчики Н-ской части уничтожили 3 вражеских дзота, 8 автомашин с грузами, подавили огонь миномётной батареи и рассеяли скопление немецкой пехоты.

* * *

На Западном фронте наши войска укрепляли занимаемые рубежи. Огнём артиллерии, миномётов и пулемётов уничтожено до 200 немецких солдат и офицеров и разбито 4 орудия противника. На одном участке рота немецких автоматчиков пыталась разведать систему нашей обороны. После короткого боя гитлеровцы были отброшены на исходные позиции. На поле боя осталось несколько десятков вражеских трупов.

* * *

Южнее гор. Белый бойцы Н-ской части выбили противника из двух населённых пунктов. Захвачены пленные и трофеи. На другом участке немцы пытались атаковать наши позиции, но были рассеяны ружейно-пулемётным огнём. Артиллеристы части, где командиром тов. Чиннов, произвели огневой налёт на расположение немцев. Разрушено несколько дзотов, и уничтожена миномётная батарея противника.

* * *

B районе Белгорода замаскированные в складках местности орудия противника обстреливали наши боевые порядки. Младший сержант Белых, красноармейцы Горелов, Вдовин, Каретин, Тропин, Солощенко и Земляниченко, захватив с собой телефон, незаметно проникли в тыл немцев и обнаружили месторасположение вражеских батарей. Разведчики окружили дом, где находились немецкие артиллеристы, убили часового, затем ворвались в помещение и истребили 20 гитлеровцев. Вызванные по телефону советские танки уничтожили 9 орудий противника.

* * *

Успешная деятельность партизанских отрядов Ленинградской области вызвала беспокойство среди немецко-фашистских захватчиков. Командующий войсками по охране тыла северо-восточной группировки немецких войск генерал-майор Шпейман снарядил против партизан крупную карательную экспедицию. 20 марта немецкие войска начали широкие операции против ленинградских партизан. Советские патриоты, уклоняясь от лобовых ударов численно превосходящих сил противника, совершали непрерывные налёты на тылы и фланги гитлеровцев. За несколько дней боёв, по неполным данным, партизаны истребили более 1.000 немецких солдат и офицеров, сожгли и подбили 8 вражеских танков. Захвачены трофеи, в числе которых много пулемётов, винтовок и боеприпасов.

* * *

Немецко-фашистские мерзавцы учинили чудовищное злодеяние над жителями деревни Палкино, Смоленской области. Гитлеровцы согнали 30 женщин и детей в три дома и живьём сожгли их. Сгорели Александра Фомина и её четыре дочери в возрасте от 4 до 9 лет, Анастасия Васильева и её две дочери, Екатерина Гытина с грудным ребёнком и другие. Немецкие бандиты сожгли в деревне жилые дома и хозяйственные постройки колхозников.

* * *

В Парижском районе (Франция) скрывается много немецких солдат, дезертировавших из армии, как только они узнали, что их части перебрасываются на советско-немецкий фронт. Специальные отряды эсэсовцев и жандармов день и ночь охотятся за дезертирами. В конце марта в Париже и его окрестностях задержано около 300 дезертиров. По приказу генерала фон Рундштедта расстреляно 90 немецких солдат. дезертировавших из своих частей. || СОВИНФОРМБЮРО.

+ + + + + + + + +

Источник: « Правда» №92, 8 апреля 1943 года

# Зона пустыни || «Красная звезда» №74, 30 марта 1943 года
# Гибель деревни Борки || «Красная звезда» №31, 7 февраля 1943 года
# Я.Милецкий. На пожарище в селе Хотьково || «Красная звезда» №86, 13 апреля 1943 года
# Константин Симонов. На старой смоленской дороге || «Красная звезда» №63, 17 марта 1943 года

весна 1943, 1943, апрель 1943, газета «Правда», зверства фашистов

Previous post Next post
Up