Пролог
Не так давно один из «секты свидетелей СССР» на полном серьёзе спросил меня, почему я не принимаю их коммунистическую идеологию. Свои доводы он подкреплял словами типа «Христианство и социализм - это одно и тоже, ибо там всё против богатства, против частной собственности, ведь легче верблюду пройти сквозь игольные уши…» (в общем, понимаете) и даже «Если бы Христос жил в наше время, то он бы непременно был коммунистом». И в завершении, как вишенку на торте, он привёл слова митрополита Сергия Страгородского про социализм.
Причём с припиской типа «ты, что, уже и мнение Патриарха игнорируешь?» (леваки вообще любят «тыкать» - наверно, в подражание своим кумирам, составляющей костяк петроградской Грасной Гвардии полууголовной шпане в 1917 - 1918-м). Хотя на момент написания этих слов Сергий ещё не был патриархом. Но это так, незначительная деталь. Судя по убеждённости этого человека, эта тема является довольно проработанной в засоветской секте. Я дал тогда краткий ответ тому человеку, а здесь привожу полный вариант ответа, ибо негоже красным извращать учение Церкви, смущая маловерных. Ответ разобью на три части:
«О словах митрополита Сергия»,
«Об обобществлении имущества и частной собственности»,
и «Об отношении к богатству»
О словах митрополита Сергия
Итак, напомним известные слова митрополита Сергия Страгородского, сказанные им в 1924 году: «Социализм не только не противен Христианству, но и желателен для него более всякого другого».
Во-первых, в нашей Православной церкви нет догмата о непогрешимости первосвященника в вопросах веры, как у католиков. Наша Церковь Соборная, где вероучительные вопросы обсуждаются на архиерейских соборах. Так что это мнение митрополита Сергия Страгородского любой верующий уже тогда имел право считать сугубо личным мнением и не разделять его, не отпадая при этом от Церкви.
Во-вторых, непонятно, имел ли в виду митрополит Сергий идею социализма вообще или современную ему версию социализма советского образца. Я думаю, что он имел в виду социализм вообще, потому что вряд ли кто в здравом уме назовёт желательным для христианства советский общественный строй, при котором священников бросают в лагеря и убивают, храмы разрушают, придают наукообразие атеистическому бреду, воспитывая этим бредом подрастающие поколения, а над святынями организованно глумятся.
Об обобществлении имущества и частной собственности
Почему же красные так убеждены, что христианство призывает к социализму, к отказу от частной собственности и обобществлению имущества? Причиной, полагаю, является вот это место из книги Деяний Святых Апостолов, где говорилось о том, как люди в первых христианских общинах обобществляли и распределяли свою собственность:
У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду. (Деян 4:32)
Люди часто видят в прочитанном лишь то, что хотят видеть. Они читают текст не для того, чтобы его понять, а чтобы найти формальное подтверждение своим взглядам. Поэтому они не обращают внимание даже на главное. И коммунисты в том числе. Главное же в прочитанном - «и великая благодать была на всех их». Потому что именно она, Божественная благодать, являлась двигателем и первопричиной всех описанных поступков людей. И Именно она являлась причиной того, что у людей «было одно сердце и одна душа», иными словами, полное единодушие.
Для людей, исполненных благодати и оттого совершенных в духовном плане, частная собственность действительно не нужна. Такие люди будут добровольно и самоотверженно трудиться на общее благо больше, нежели для себя самого и делиться личным. Такие отношения можно найти, например, в монастырях или маленьких православных общинах.
А действуют ли сейчас в мире божественные энергии с такой же силой, с которой они действовали в людях в апостольские времена? Очевидно нет, ибо мы не видим обращающихся в христианство тысячами. Собственно, и Господь неоднократно и сам, и через своих апостолов предрекал всеобщее ослабление веры в конце времён. «Сын человеческий, придя, найдёт ли веру на Земле?» (Лк 18:8). Поэтому в большом мире мы не может отказаться от частной собственности. Мы для этого слишком перстные, слишком падшие, слишком земные, подверженные заботам и удовольствиям века сего. Мы слишком ищем каждый своего. Поэтому обладание частной собственностью является вынужденной необходимостью реального духовного состояния человека. В отсутствие благодати и происходящего от неё полного единодушия, лишь она, частная собственность, способна пробудить в человеке личные творческие силы, чувство хозяина, и направить всё это в созидательное русло. Духовно несовершенный человек, чтобы плодотворно и от всего сердца трудиться, должен знать, что его имущество и результаты его труда никто не реквизирует, не присвоит себе.
Об отношении к богатству
Для начала приведу ту цитату из Евангелия от Матфея, которой так любят спекулировать красные: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф 19:24). При этом они утверждают что-то вроде «посудите сами, ну как может верблюд пройти сквозь игольное ушко? Никак, поэтому богатый не может спастись и, значит, для спасения все должны быть по-социалистически бедными». Да, буквально-дословное толкование Священного Писания в сектантско-протестантском духе запросто может приводить к парадоксальным выводом.
Эти слова Христа были вернее понимаемы его современниками, нежели нами. Во времена Христа «игольными ушами» называли узкие ворота во внешней стене Иерусалима. Обычно через него в город проходили запоздалые путники после того, как остальные врата запирались на ночь. Через этот проход не мог пройти верблюд, гружённый поклажей. Груз пришлось бы оставить за стеной. Этот оставленный груз - символ земного богатства, а его оставление знаменует оставление стремления, сердечной привязанности к богатству. Такое осмысление слов Христа хорошо согласуется и с другими местами Священного Писания, например, в Псалтыри:
Богатство если течёт, не прилагайте сердце. (Пс 61:11)
Здесь говорится «не прилагать сердца», иными словами, не иметь сердечной привязанности к богатству, например такую, когда человек и своей жизни без него не мыслит, и другого готов уничтожить за него.
«Трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф 19:23) - этими словами Господь предваряет слова о верблюде и игольных ушах. Но «трудно» - не значит «невозможно». Да, богатство и исходящая от него сердечная привязанность к земному неизбежно тянут душу человека вниз, прочь от святого и высшего. Но дорогу осилит идущий. Отсутствие богатства - не панацея спасения, и наличие его - не гарантия гибели. Уверен, в аду полно не только жадных и равнодушных богачей, но и завистливых и жестоких нищих. Человек спасается лишь благодатью и милостью Божьей. Важно, как он распорядился тем многим, что ему было дано. И земным богатством в том числе.
И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут.
(Лк 12:48)
Земное богатство и умение его зарабатывать - это дар свыше (наравне, например, с физической силой или телесной красотой) за использование которого человеку когда-то придётся держать ответ.
Заключение. Коммунизм и либерализм - два сапога пара
Коммунисты находились и всегда будут находиться в страшном заблуждении. Коммунизм есть такой же вариант вульгарного материализма, как и современный западный левый либерализм. Сходства добавляет то, что обе эти мировоззренческие системы стали идеологиями: коммунизм раньше, а западный левый либерализм позже, в наши дни. Левый либерализм уже дошёл до первых мягких репрессий несогласных. До жёстких репрессий с уничтожением несогласных и концлагерей для них он ещё не дошёл, но дойдёт. Во всяком случае имеет все шансы и предпосылки к этому.
Вульгарный материализм - основа этих систем - считает, что дух есть производное материи. Отсюда и там, и там постоянное желание изменения человеческой личности, не прибегая к духовно-божественному, через физические манипуляции (например, смена пола у либералов или обобществление и уравниловка у коммунистов). Например, многие коммунисты всерьёз считают, что если человека насильно лишить собственности, то все постепенно станут идеально нравственными людьми. Нет, это так не работает. Такое будет лишь внешней видимостью нравственности, но внутренней силы её лишенной и совершенно бесполезной. Это точно такая же ошибочная мысль, как если всех сделать одинаково нищими, что зависть в людях сама собой исчезнет. Как только ослабнет внешняя удерживающая сила, то нашедший себе выход человеческий дух немедленно начнёт сокрушать всё навязанное ему внешнее однообразие.