Ёлка для многих людей является обязательным атрибутом Нового года. Однако история новогодней и рождественской ёлки уходит в века и остаётся очень туманной.
Обычай поклоняться деревьям очень древний и наблюдался практически у всех народов. Этому способствовали представления древних людей о мире, как об огромном дереве.
Многие европейские народы сжигали толстые полена на день зимнего солнцестояния, долго потом храня "священный" пепел от них. Среди германского населения существовал обычай: на Новый год отправлялись в лес и украшали заранее выбранную ель свечами, цветными тряпочками и совершали вокруг неё языческие обряды.
Со временем ёлки стали срубать и приносить в дом, вешая на них сладости,яблоки и зажигали свечи.
После крещения германских народов и распространения христианства ёлочки стали обязательным атрибутом Рождества и их устанавливали в сочельник 24 декабря. Теперь такая ёлочка уже называлась рождественской или деревом Клауса.
Постепенно ёлка, как символ Рождества и Нового года, распространилась по всему миру.
Одно из первых документальных упоминаний о рождественской ёлке в 1510 году есть в Риге. В описании праздника говорится,что дерево потом было сожжено,что объединяло языческие и христианские ритуалы в то время.
Из-за "первой ёлки" в Европе между Таллином и Ригой в канун Нового 2011 года даже разгорелся настоящий дипломатический конфликт. Эстонские исследователи якобы нашли документы, подтверждающие, что в Таллине рождественская ёлка была установлена на 400 лет раньше рижской.
Мэр Риги Нил Ушаков назвал выпад эстонцев против рижской ёлки враждебным, а ситуацию "ёлочной войной", которая может нанести серьёзный вред коммерческим интересам города и страны. Латыши пообещали отыскать "достойный ответ" эстонцам.
Чаще всего принимается за первую рождественскую ёлку та, которую Лютер установил у себя в доме на Рождество - это начало 16 века.
В Россию ёлка впервые пришла как новогодняя в Петровскую эпоху. В указе о переходе на новое летоисчисление от Рождества Христова и празднование Нового года 1 января было отмечено, что в честь Нового года велено пускать ракеты,зажигать огни и украсить столицу (тогда ещё Москву) хвоей: устанавливать на улицах перед воротами ёлки, а на сами ворота прикреплять еловые или можжевеловые ветви
Ёлка, как рождественское дерево, появилось впервые в Петербурге у впервые в начале 19 века у живших там немцев. В 1818 году по инициативе великой княгини немки Александры Фёдоровны была устроена ёлка в Москве, а на следующий год в Аничковом дворце. В 1828 году, уже будучи императрицей, она организовала во дворце праздник ёлки для детей, который стал в последующем регулярным детским дворцовым праздником.
Но ни Пушкин,ни Лермонтов ещё рождественских ёлок не видели.
Массовое распространение рождественских ёлок начинается в России с 1840 года, чему способствовал коммерческий интерес. С начала XIX века самыми известными в Петербурге специалистами в кондитерском деле стали выходцы из Швейцарии.
Постепенно они завладели столичным кондитерским делом. Именно им принадлежит идея продавать ёлки, заранее украшенные фонариками, игрушками, а также пряниками, пирожными, конфетами и прочими сладостями собственного производства. Стоили такие ёлки очень дорого, и покупать их могли своим детям только состоятельные граждане.
А в 1848 году Ф.Достоевский упоминает в рассказе "Ёлка и свадьба" ёлку как нечто уже общеизвестное.
Праздники Ёлки стали статусным: все старались перещеголять друг друга по высоте дерева, богатству убранства и пышности торжества.
Долгое время Рождество и Новый год с ёлкой существовали по раздельности с Дедом Морозом. Попытки ввести в праздник дедушку Николая ( прообраз святого Николая) не прижились. В 1886 году впервые появился дед Морозко, который дарил подарки детям, а к началу ХХ века уже начал складываться образ Деда Мороза.
Отношение православной церкви к Ёлкам,как к иноземному нововведению и отголоску языческого обряда, было несколько настороженным.
Синод даже неоднократно напоминал в канун праздников о запрете устанавливать ёлки в гимназиях и школах, особенно во время годичных государственных трауров и в 1914 году во время войны с Германией, когда было под запретом всё немецкое. .
Последнее такое указание Синода было опубликовано в канун Нового 1917 года.
После революции официальных запретов на праздник Ёлки не было. Наоборот, в канун Нового 1918 года Горький и Бенуа
подготовили и выпустили в петроградском издательстве «Парус» подарочную книгу для детей «Ёлка», оформленную самыми известными российскими художниками. В книгу были включены произведения самого Горького, Чуковского, Ходасевича, А.Толстого, Брюсова,Саши чёрного и многих других. На обложке был помещён рисунок наряженной ёлки, вокруг которой в весёлом хороводе кружатся Дед Мороз и лесные звери. На верхушке дерева сияет шестиконечная Вифлеемская звезда.
Однако, после введения в 1928 году григорианского календаря, возникла ситуация, когда Рождество осталось после Нового года. Празднование его было запрещено и день стал рабочим, а ёлки перестали наряжать.
Конец «левым перегибам» был неожиданно положен 28 декабря 1935 года. В этот день в газете "Правда" появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П.П. Постышевым. Она начиналась так:
-В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг неё детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Автор призывал комсомольских и пионерских лидеров в срочном порядке устроить под Новый год коллективные ёлки для детей. Это предложение было принято к действию молниеносно. По всей стране за считанные дни были организованы ёлочные празднества, в магазинах появился «расширенный ассортимент ёлочных украшений».
В 1936 году возвращается и дед Мороз на праздники. Официально он приветствовал гостей в январе 1937 года со Снегурочкой в московском Доме Союзов.
С тех пор у нас в стране праздник Ёлки стал символом Нового года и остаётся по сей день.
В нашем многонациональной государстве с разными вероисповеданиями - это очень замечательная традиция, которая объединяет нас всех в одну семью за новогодним праздничным столом.
Я с детства водила новогодние хороводы вокруг ёлки вместе с детьми самых разных национальностей: русскими, евреями, грузинами,татарами, адыгейцами и армянами. И все мы были счастливы тогда! И у всех дома были наряженные ёлки.
У меня вызывает недоумение и грусть, когда я вижу в Будапеште выброшенные пушистые ёлочки буквально на следующий день после рождественских праздников. Они было не суждено покрасоваться нарядными на Новый год.Однако стала приживаться и другая традиция: покупают живые ёлки в горшках, а потом весной высаживают их на участке возле дома или на даче.
Мне приходилось видеть такую картину в одном дворе: он был засажен весь рождественскими ёлками.
Ещё раз хочу всех поздравить с наступающими Новым годом! Обязательно встречайте его. И даже если у кого-то грустное настроение или неприятности, пересильте себя: украсьте своё жильё, нарядите ёлочку или хотя бы поставьте в комнате еловые ветки, наготовьте вкусностей,включите музыку. И увидите, как настроение поднимется, и надежда на лучшее в жизни вернётся к вам.
Счастья всем в Новом году!!!
А если у вы не купили ёлку - не унывайте: оглядите своё жилище и подключите свою фантазию! Каких новогодних ёлок только не бывает!!!
Click to view
Как оформить подарочную "бутылку" под ёлку:
http://youtu.be/iBMrtF-riMY