Кирхгоф

Nov 06, 2008 02:04




На днях с моим другом и первоклассным археологом Лешей Кошельковым совершили прогулку к горе Кирхгоф, где осмотрели остатки старинного лютеранского кладбища.



Если покопаться в сети, то про Кирхгоф можно найти, что там в древние времена находилось святилище и что местные краеведы-активисты находят там знаменитые камни с чашеобразными углублениями, а также что местное финское население в старину ходило на гору отмечать Юханнес. Ну, если первое лично для меня по большому счету лирика, то второе вполне вероятно, особенно если учесть не только языческие, но и церковные традиции.

Что же такое Кирхгоф? Сейчас это довольно высокая гора с прекрасным видом на Дудергофские высоты, на Питер и Гатчину. На северном склоне, на месте, где в XIX веке стояла лютеранская церковь, устроен горнолыжный спуск, а чуть в стороне от него, еще далее на север находится современное сельское кладбище. В XIX веке же наоборот, кладбище располагалось к югу от церкви (см. план)



Кирхгоф на топографическом плане 1916 года (отмечен красной стрелкой)

Сам Кирхгоф (Церковный двор) известен со шведского времени, с нач. XVII в. В то время на горе возвышалась небольшая капелла (сиречь, часовня), рядом с нею было небольшое кладбище и дом священника. Дорога огибала холм с кладбищем и уходила в направлении Дудергофа (см. карту).



Кирхгоф на "Атласе Мюнска", 1667 г. РГВИА.

Удивительно, но похоже на то, что и дорога и ограда в незначительной своей части сохранилась до настоящего времени. Два google-earth'овских снимка это доказывают. Равно, я призываю вас посмотреть на то безобразие, которое учинили строители горнолыжного курорта.



Гора Кирхгоф на снимке Google-earth, высота ок. 800 м.
Хорошо видны дороги, ведущие от ближайших деревень к месту бывшего кладбища



То же, высота ок. 600 м.
Заметна спрямленная дорога, подрезающая северо- и северо-западный угол старинного кладбища

Горнолыжный спуск "по могилкам" занял значитительную часть памятника, но еще хуже то, что подъезные пути к нему, построенные совсем недавно, сильно уродуют оставшуюся часть. Строители спрямили старинную дорогу и ничтоже сумняшеся подрезали старинные могилы. Найденную при этом мраморную плиту и остатки старинной валунной ограды свалили в кювет.

Главная достопримечательность Кирхгофа - мощная ограда из необработанных валунов (не их ли принимали за камни-следовики?) кое-где еще сохранилась. Впечатление оно производит сильное - чувствуется сила времени и могучая сопротивляемость материала, выполняющая древний замысел - стоит все достаточно ровно, несмотря на прошедшие 350-380 лет.



Рядом растут деревья, за которыми открываются вышеуказанные прекрасные виды на окружающие высоты, а между ними, там и сям, покосившиеся и прямостоячие, возвышаются чугунные кресты со следами ковки.







Здесь надо ходить довольно осторожно, одно неверное движение и можно распороть как минимум обувь.





Где-то в середине этой поминальной рощицы мы обнаружили большую яму, которую я поначалу принял за блиндаж времен войны. Стали искать остатки входа, но без особых успехов. Вот еще одна из загадок Кирхгофа...



Печальное зрелище представляет собой главное сооружение сей горы - пресловутый курорт. Огромная масса песка, насыпанная в виде какой-то причудливой пирамиды - очередной плевок на прекрасный ландшафт. Фонарь в несколько тысяч ватт немало помогал нам в наших поисках, ибо они производились в довольно темное время суток (если не сказать ночное), но несмотря на эту полезность, эстетически это выглядело как некая тюряга. Дневной вид, однако, повеселее, больше похоже на заброшенную горную разработку.



Горнолыжный склон осенью

Раньше на этом месте стояла вот эта кирка. В советское время ее снесли. Закрыли её перед войной (или сразу после революции), во время войны она по понятным причинам оказалась сильно разрушенной (может кто и помнит, как выглядели развалины), совсем сломали после войны, скорее всего, в 1960-х гг.



Кирха св. Троицы. 1832-1836 гг. (арх. Х. Мейер). Фото нач. ХХ в.

На кладбище мы обнаружили одно массивное основание для погребального памятника, небольшую плиту, в которую когда-то был вмурован крест и несколько надгробий. Одно из них было расколото и брошено в кювете (видимо, оно пострадало при строительстве дороги - см. выше). Два других были читабельны, но по причине отсутствия каких-либо подручных средств (типа мелкого песка) полностью разобрать надписи удалось только в одном случае.





Вот они - последние "свидетели" былой славы Кирхгофа. Возможно, скоро не останется даже их. Удивляет довольно ранние даты, в сравнении с другими сельскими кладбищами вокруг Петербурга. Но главный сюрприз нас ожидал в надписи на третьем надгробии.



Надгробие из кювета. Читаются надписи November, Hjob и даты без указания годов



Известняковое надгробие в виде колонны.



На нем хорошо читается дата - December 1839.
Судя по тому, что после нее надписей нет, это дата смерти.

Третье надгробие прочиталось быстро и без загадок. Имя и фамилия были хорошо видны, даты тоже.



Общий вид надробия Юлии де Камилли Вестениус



Крупным планом, можно увеличить еще.

Удивительно было то, что сама надпись была сделана на итальянском, дома я ее, думаю, транскрибировал правильно:

Giulia de Camilli
Westenius
(N)ata addi 6 Aprile
1842
(Mort)a (a)dd(i) … Ottobre
1895

Лиц, зафиксированных в справочниках и некрополях с данной фамилией было весьма немного:

Вестениус Амалия Богдановна, вдова пастора, Гатчина, Мариинская, 14 //Весь Петербург на 1904 год.

Преподобный Густав фон Вестениус, служил пастором в Новосаратовке с 1838 по 1868 г.

Westenius Friedrich, титулярный советник, ум. 02.01.1860, похоронен на Волковском кладбище, на участке шведской церкви св. Екатерины.
Westenius (портной-подмастерье), ум. 25.06.1825, похоронен там же.

Фамилия шведская, для Питера довольно редкая. Не значит ли, что здешние шведы как-то выжили среди местного населения, не затерялись, и даже после прихода русских в Ингерманландию не покинули насиженного места. Какое-то время назад я думал, что поиск возможен преимущественно по архивам, да базе данных г-на Амбургера, что в главной кирхе нашего города содержится, однако прекраснейшие carolinknekt и Бенгт Нильссен помогли материалом. Оказывается есть книга Георга Лютера (Georg Luther) под названием "Herdamine för Ingermanland" (Helsingfors, 2000), в которой говорится о семействе Вестениусов. А далее в сети была обнаружена поколенная роспись некоторых священников Ингерманландии, среди которых имеется Густав Нильсенпойка Вестениус, пастор Новосаратовки (1838-1867) и Дудергофа (с 1867 года).



Густав Нильсен Вестениус (11.7.1805-22.2.1878)

На том же ресурсе приведен состав его семьи, среди которых встречена Юлия Вестениус. Дата ее рождения к сожалению не обозначена, но очень может быть, что найденное нами надгробие принадлежит ей. Да и даты вроде бы подходят по поколениям.
Судя по поколенной росписи, предки Густава происходят из Центральной Финляндии, из местечка Элимяки (Elimäki), а сам Густав родился в Руоколахти (это почти на границе с Ленинградской областью, рядом с Имандрой). Первоначальное мое предположение, что Вестениусы являются потомками шведских поселенцев Дудергофа XVII века, не подтвердилось. Несмотря на шведскую фамилию, представители которой фигурируют в Шведском биографическом словаре, Вестениусы оказались выходцами из Финляндии, перебравшимися в Петербург в 1820-1830-х гг. Не могу не констатировать тот факт, что сотрудничество (и споры) людей, владеющих нужной информацией, могут привести к неплохим результатам. Лично от меня - низкий поклон этим людям - и да не угаснет научный пыл и разыскательские таланты!



В общем, о чем-то думаю...

Все фото: Алексей Кошельков, 2008
Previous post Next post
Up