Год назад я разразился интересной статьей по поводу того, что нас ожидает очень интересный сезон в Формуле-1 (читаем тут:
http://incopolis.livejournal.com/42156.html ). Предпосылки для этого были нешуточные: бывший записной аутсайдер, команда Honda, продала имущества Россу Брауну, который выкинул моторы производства японской компании и поставил двигатели Mercedes. И что же? На первых же тестах болид Brawn GP рвали прошлогодних чемпионов, в первой же гонке добились дубля, а по итогам сезона - и чемпионского титула в паре с Кубком Конструкторов.
В нынешнем сезоне нас ждет иещеболее увеличенная зрелищность.
Правило, которое можно применить к любым гонкам: чем больше машин, тем интереснее. В 1953 году участвовало 153 гонщика, из которых стартовало 108 (впрочем, это из-за 500-мильной гонки в Индианаполисе, которая тогда входила в зачет чемпионата Формулы-1, и на ней выставлялись преимущественно местные пилоты). А больше всего машин было на Гран-При Германии того же года: участвовало аж 34 гонщика. В минувшем году команд было 10, следовательно, машин на трассе - 20; и это - самое малое число участников за всю историю Формулы-1. К счастью, в нынешнем сезоне число это станет больше.
Но сначала скажем о грядущих переменах в старых командах.
Чемпион сезона-09 Дженсон Баттон, один из самых опытных гонщиков Формулы-1, перешел в компанию McLaren, где компанию ему составит чемпион сезона-08 Льюис Гамильтон. Таким образом, британская команда (с давними новозеландскими корнями) объединила двух чемпионов последних лет, притом чемпионов-британцев. В последний раз два действующих чемпиона последних сезонов гонялись за McLaren в 1989 году, тогда это были Айртон Сенна и Ален Прост.
Кроме них, на трассе будут гоняться еще два чемпиона прошлых лет.
Михаэль Шумахер вернулся! Хотя я и справедливо не считаю его кумиром, нужно отметить, что он все же один из лучших гонщиков в истории Формулы-1, завоевавший семь чемпионских титулов. Этот семикратный Шумахер, последние несколько титулов которого были скорее победой техники, нежели человека, уже делал попытки вернуться в сезоне-09. Когда Фелипе Масса угодил в аварию, руководство Ferrari объявило, что бразильца заменит именно Михаэль. Однако после тестов стало ясно, что Солнечный Мальчик не в форме, и Массу заменил Лука Бадоер, а потом и Джанкарло Физикелла. Так вот теперь после трех лет отсутствия Красный Барон действительно возвращается. Правда, теперь он будет в лучшем случае Серебряным Бароном. Потому что Михаэль сядет за руль команды Brawn, прошлогоднего чемпиона, которая, впрочем, уже успела сменить название на Mercedes. В ту пору, когда некоторые автоконцерны покидают Большой Цирк (Honda, Toyota, BMW), швабский концерн посчитал нужным, наоборот, выставиться в Больших Призах заводской командой. И Росс Браун скрепя сердце продал им свою команду, все же оставшись на руководящем посту. Другого такого шанса может и не быть, а ведь нынешний сезон не ровня предыдущему, когда превосходство бело-канареечных болидов над всеми остальными было почти тотальным. Теперь все-все команды сконструировали хитрые задние диффузоры, и стоит ожидать, что все они будут примерно равны в своих силах. Однако это дело еще только предстоит выяснить. К слову, Шумахер уже гонялся за Mercedes, но это было в далеком 1991 году, и тогда Шумми ездил на закрытых спорткарах. Пару немецкому Шумахеру в немецкой команде составит еще один немецкий пилот - Нико Росберг. Правда, немец он номинальный, потому что его отец, "летучий финн" Кеке Росберг, был, как ни странно, финном; Нико же взял немецкое гражданство, чтобы избежать высоких налогов. Странно все это, особенно, если вспомнить, сколько немецких гонщиков перебрались жить в Монако. Ну да ладно. Итак, тут у нас уже наметилось противостояние английской команды с английскими пилотами и немецкой команды с немецкими же гонщиками.
Идем дальше. Главная новость Ferrari - приход в команду двукратного чемпиона Фернандо Алонсо. Сначала он гонялся в составе Renault, где и заработал два титула, потом перешел на год в McLaren, где не ужился с Гамильтоном, затем вернулся в Renault, а теперь вот перебрался в стан алых. То ли Фернандо не уживается с напарниками по команде, то ли он действительно высококлассный пилот нарасхват, то ли и то, и другое, - но факт налицо: Нандо будет осваивать третью команду, причем он подписал контракт сразу на три года с опционом на последующие четыре года. Компанию ему составит бразилец Филипе Масса; а вот итальянец Джанкарло Физикелла (тоже один из опытнейших гонщиков), ездивший за команду в последних гонках прошлого сезона, станет запасным пилотом. Впрочем, Ferrari пообещала отпустить итальянца, если ему предложат основное место в какой-нибудь другой команде. Кстати, итальянская конюшня даже рассматривала возможность участия сразу тремя машинами. В тестерах будут итальянец Лука Бадоер и испанец Марк Жене. Словом, здесь не получается чисто итальянской команды; но не нужно забывать, что за Ferrari редко когда гонялись высококлассные итальянские пилоты. Отметим также, что чемпион сезона-07 Кими Райкконен взял годичный отпуск и пошел покорять раллийное бездорожье. Между прочим, когда точно так же сделал его соотечественник Мика Хаккинен и ушел из McLaren, то уже больше не вернулся.
Самый опытный пилот Формулы-1, Рубенс Баррикелло, перешел в Williams. Хоть Михаэль Шумахер и старше его (немец самый возрастной участник предстоящего сезона), Рубиньо провел больше всего в мире гонок. И если в этом сезоне все пойдет хорошо, то летом он проведет свою 300-гонку, а по количеству лет, проведенных в Формуле-1, сравняется с Грэмом Хиллом: 18 лет.
Что касается Renault, то тут главная новость такая: ее черно-желтые цвета будут защищать поляк Роберт Кубица и россиянин Виталий Петров. Между прочим, судьба Renault была на волоске. После небольшого скандала, который случился на Гран-При Сингапура 2008 года, команду покинул главный спонсор - инвестиционный фонд ING. Сюжет скандала был таков: молодого Нельсиньо Пике подговорили умышленно попасть в аварию на 10 круге в нужном месте, чтобы второй пилот от этого выиграл. Все так и случилось и держалось в строгой тайне. А когда Нельсиньо досрочно поперли из команды, он пошел и все рассказал руководству Формулы-1. Было расследование, штрафы и неприятные для многих моменты. Лишившись спонсорской поддержки, концерн Renault продал три четверти своих активов компании Genii Capital люксембургского банкира Жерара Лопеса, но в сезоне-2010 команда будет выступать под старым именем.
Кроме того, также чуть было не ушла команда BMW Sauber. Баварцы, только недавно выкупившие конюшню Питера Заубера, решили вдруг уйти из гонок и сняли свою заявку на участие. Потом они все же продали команду обратно Питеру Зауберу, который уже в начале декабря получил право на участие, причем под прошлогодним названием: BMW Sauber, хотя на машинах будут стоять моторы Ferrari. Пилотами будут японец Камуи Кобаяси и испанец Педро де ла Роза.
Передвижки пилотов в других командах незначительны и/или неинтересны, так что теперь перейдем к новым командам. Вскользь лишь отметим, что один из опытнейших пилотов, "Мистер второе место" Ник Хайдфельд ушел в тестеры в команду Mercedes.
Один из новых команд - команда Lotus. Автомобильная компания Lotus давно уже принадлежит малайцам, и те самые малайцы давно искали пути в Формулу после того, как прославленная британская марка ушла из Большого Цирка в 1994 году. Одно время малайская компания Petronas спонсировала Minardi. Вот теперь Lotus снова в Формуле-1. За нее будут гоняться финн Хейкки Коваляйнен и итальянец Ярно Трулли, еще один из самых опытных гонщиков. Одно время на его место прочили малайского протеже Файруза Фаузи, и было неясно, кто в итоге сядет за руль. С одной стороны, опытный пилот лучше, с другой - нужно продвигать национальные молодые дарования. В итоге все же выбрали опыт: в дебютном сезоне нужно хорошо поехать. Технический директор команды - Майк Гаскойн, известная фигура в мире Формулы-1.
Вторая команда заявилась под именем Manor, это британская конюшня. Один из ее создателей - Ник Вирт, в 1994-1995 годах руководивший печально известной командой SimTek (ее пилот австриец Роланд Ратценберг разбился за день до Айртона Сенны, причем это была лишь вторая его гонка). Весь прошлый сезон люди ожидали, что сэр Ричард Брэнсон, владелец именитого бренда Virgin, купит-таки команду Brawn GP, однако дело кончилось лишь несколькими наклейками на корпусе бело-канареечного болида. В итоге "Браунов" купила корпорация Mercedes, а сэр Ричард Брэнсон неожиданно выкупил Manor, так что в сезоне-2010 она будет состязаться под именем Virgin. Ее цвета будут защищать немец Тимо Глок и новичок бразилец Лукас ди Грасси. Любопытно, что одним из спонсоров выступила российская компания Николая Фоменко Marussia, создатель первого русского серийного суперкара (мертворожденные Lada Revolution 3 и Russo-Baltique Impression не в счет).
С этими двумя командами связана своя любопытная история. Руководитель Lotus, преуспевающий малайский бизнесмен Тони Фернандес, сказал, что его цель в сезоне-2010 - обогнать Virgin, иначе он наложит на себя руки. В ответ на это Брэнсон пошутил: что ж, - говорит, - мы - музыкальная компания (Virgin - один из известнейших звукозаписывающих брендов), так что музычку подберем соответствующую. А потом Ричард Брэнсон предложил следующее: мол, у вас есть авиакомпания (Air Asia), и у меня есть авиакомпания (Virgin Atlantic Airways). Давайте в случае проигрыша вы поработаете у меня стюардессой, а если проиграю я - то я стану вашей стюардессой. И добавил: надеюсь, форменные юбки ваших стюардесс не слишком коротки. Фернандес обрадовался такой неожиданной помощи и прокомментировал: "Здорово. Для наших пассажиров будет большой честью тот факт, что их обслуживает потомственный дворянин". Обе команды, кстати, уже устроили презентацию своих машин.
Третья команда-новичок - испанская Campos Meta, возглавляемая бывшим гонщиком Адрианом Кампосом. Ни машины, ни пилотов еще нет; вероятно, Адриан постарается усадить за руль испанских или латиноамериканских гонщиков. Одним из них, вполне возможно, станет Бруно Сенна, а другим - Нельсиньо Пике. Если так, то в команде будут родственники двух чемпионов мира: Айртона Сенны (Бруно - его племянник) и Нельсона Пике. Шасси для команды строит известная итальянская компания Dallara, монопоставщик шасси для гоночной серии Indycar. Команда грозится представить машину накануне первого этапа.
Далее идет команда US F1. Пока она еще не получила добро от менеджмента серии Формулы-1, то вынуждена была называться US GPE. Эта команда создается как исключительно СШАнское начинание: американское шасси, американский мотор, американские пилоты. Помнится, точно с таким же лозунгом создавалась серия Indycar, в которой в результате сегодня используются итальянские шасси Dallara (а еще несколько лет назад были английские Lola и Reynard), японские моторы Honda, а половина гонщиков - выходцы из Латинской Америки. Команда еще не представила машину, хотя регулярно выдает пресс-релизы, в которых сообщается, что все идет по плану. Однако, судя по последним известиям, команда вынуждена будет пропустить четыре первых гонки, если не весь сезон. Американские моторы будут не совсем американскими: это силовые агрегаты Ford в доработке от британской компании Cosworth. А одним из гонщиков, похоже, станет аргентинец Хосе Мария Лопес. Команду возглавляют известный гоночный дизайнер Кен Андерсон и бывший работник Williams Питер Уиндзор. Неожиданный титульный спонсор команды - Чад Харли, создатель популярного сервиса YouTube.
Между прочим, ходят слухи, что у Campos нет денег на оплату шасси Dallara, а у US F1 нет денег на оплату моторов Cosworth; кроме того, на разработку своего шасси не остается времени. И вполне возможен такой вариант, что Чад Харли купит шасси Dallara, построенные для Campos (они уже изготовлены и прошли краш-тесты), поставит моторы Cosworth, и в результате из двух команд будет сформирована одна. Еще в начале февраля стало известно, что Адриан Кампос продал команду Хосе Рамону Карабанте, а новым руководителем стал бывший ключевой менеджер Force India Колин Коллес. Так вот, этот самый Коллес сказал, что название команды будет изменено. Так что спасительное объединение вполне вероятно.
Поскольку у этих двух последних команд не все идет гладко, то Берни Экклстоун начал продвигать сербскую команду Зорана Стефановича Stefan GP. У команды есть машина (она выкупила все имущество команды Toyota), фактически есть и гонщики (точнее, предварительные договоренности с Казуки Накадзимой и чемпионом мира 1997 года Жаком Вильневом), нет только одного: разрешения на участие. Согласно новому регламенту, в сезоне-2010 могут участвовать не более 13 команд, поэтому Берни и пытается заставить две отстающие команды уступить дорогу сербскому коллективу. А может быть, в последний момент последует очередное изменение регламента, и мы увидим на старте 14 команд.
Кроме указанных счастливчиков, заявки на участие подавали следующие команды.
Brabham. Некий немец Франц Хильмер, владелец компании Formtech, завладел правами на громкое имя, которое носила одна из самых известных конюшен Формулы-1 (прекратила выступления в 1992-ом). Фактически, у него есть и машина: Хильмер выкупил все имущество разорившейся в мае 2008 года команды Super Aguri. Семья Брэбхэмов пытается отсудить права на имя.
March Racing Organisation. Команда, которую организовал сам Макс Мосли еще сорок лет назад, выступала в Формуле-1 с 1972 по 1992 годы, а потом, захирев окончательно, была продана Эндрю Фиттону. Правда, в сезоне-93 она на старт не вышла, а вот сейчас тот же самый Фиттон заяил команду на сезон-2010.
Epsilon Euskadi. Испанская команда, которая выступает в некоторых младших сериях, а также в 24-часовых гонках в Ле-Мане и даже сама строит спортпрототипы.
Lola. Еще одна прославленная британская марка, несколько раз уже участвовшая в Больших Призах. Последнее ее появление, впрочем, было неудачным (болиды Lola-Mastercard в 1997 году дважды пытались безуспешно пройти квалификацию, после чего команда ушла из Ф-1).
N.Technology. Компания, участвующая в кузовных гонках. В Формуле-1 она неизвестна и, пожалуй, это положение вещей сохранится.
Prodrive. Компания, управляемая Дэйвом Ричардсом, уже пыталась несколько раз попасть в Формулу-1, и все время безрезультатно. Тем временем его команда уже пять раз стала чемпионом в раллийном чемпионате. Одно время она даже пыталась купить выставленную на торги конюшню Формулы-1 Renault, но Ричардса опередил люксембуржец Жерар Лопес.
Team Superfund. Команда, которую организовал бывший гонщик Александр Вурц. Как известно, немного бывших или действующих пилотов Формулы-1 создали успешные команды. Грэм Хилл, Дэвид Брэбхэм, Брюс Макларен. У большинства остальных дела шли ни шатко, ни валко: Джон Сертиз, Эмерсон Фиттипальди, Джеки Стюарт, Крис Эймон, Дэн Герни и другие. А есть и несколько вовсе неудачных проектов, особенно последних лет: Prost (команда Алена Проста) или Super Aguri (конюшня Агури Сузуки). Однако, как бы там ни было, Вурц с командой не получил права выступать в нынешнем сезоне, поэтому и невозможно сказать, хорошо бы у него шли дела или плохо.
Теперь пройдемся по существенным изменениям регламента.
Одно из основных изменений - запрет (впервые с 1993 года) на дозаправки. Нужно ли говорить, что дозаправки - одно из самых увлекательных действий гонок: и интересности тут случаются, вроде покидания боксов с заправочным шлангом, и в тактическом отношении они незаменимы. Поскольку команды гневно отклонили предложение FIA урезать бюджеты команд до 40 миллионов евро, Федерация решила снизить расходы на гонки таким путем. В 1964 году на 500-мильной гонке в Индианаполисе вскоре после старта столкнулись болиды Дэйва МакДональда и Эдди Закса. В машинах было по 285 литров топлива, и они вспыхнули, как оскорбленная барышня из пансиона благородных девиц; гонщики погибли. С тех пор за океаном навсегда прописалось правило дозаправки, чтобы на трассе машины не везли большого числа топлива. В нынешнем сезоне пилоты столкнутся с такой повышенной опасностью, а в придачу с сильным изменением управляемости за счет опустения баков. Зато, как в старые добрые времена, мы сможем наблюдать, как пилоты будут вручную толкать свои болиды к финишной черте, когда топливо кончится за сотню метров до клетчатого флага. Вероятно, появятся припаркованные на обочине машины с опустевшими баками за круг-другой до финиша. Кстати, из-за этого нового правила слегка увеличилась минимально допустимая масса болидов, а их длина выросла на 20-22 см.
Другое сильное изменение касается системы начисления очков. Если с 2003 года первые 8 финишировавших гонщиков получали очки по принципу 10-8-6-5-4-3-2-1, то теперь призовые очки получат первые 10 финишировавших по схеме 25-20-15-10-8-6-5-3-2-1. Стоит отметить, что самая разумная система начисления очков действует в гонках Indycar: очки получают абсолютно все гонщики, заявленные на гонку, даже если они не стартовали. Там такая схема: 50-40-35-32-30-28-26-24-22-20, дальше с разницей в 1 очко вплоть до 17 места (то есть, до 13 очков), обладатели 18-24 мест получают по 12 очков, а все, кто ниже, - по 10 очков. Если пилот участвовал в квалификации или практике, но на старт гонки не попал, то ему начисляется 5 очков. Наконец, 3 очка дается за наибольшее число кругов лидирования.
Среди других заметных изменений - изменение режима квалификации (в первых двух сессиях будут отсеяны по 8 пилотов), уменьшение ширины передних покрышек.
Так что нас ждет очень увлекательный сезон Формулы-1, каких уже давно не было.
А теперь приукрасим нашу бочку пастилы ложкой креозота: у беларусского так называемого первого национального телеканала (известного просто как "БТ") в очередной раз не хватило денег, и вместо Формулы-1 купили права на трансляцию Олимпиады. Так что гонок нам ни в прямом, ни в ломаном эфире по кабельному телевидению не видать. Если у кого есть хороший интернет - может смотреть в прямом эфире или, на крайний случай, скачивать гонки. Если есть спутниковое телевидение, то можно смотреть на РТР-Спорт и 7TV. Вероятность того, что Формулу будут показывать по беларусским телеканалам (или обработанным нашими телевизионщиками российским) чрезвычайно низка.
Всем желаю быстрой езды!