Вот это дяденька! До такого уровня преподства мне еще далеко...

Nov 27, 2013 11:38

Postée à l'origine par willie_wonka sur Вы не пожалеете
Не первый год задаю подворачивающимся мне под руку студентам (русским) составлять речевые портреты кого угодно. Поскольку они не филологи, они не умеют ни правильно записывать речь, ни тем более её анализировать. Тем не менее, смысл в этом задании есть.

«Я решила сделать речевой портрет своего преподавателя по высшей математике, потому что я считаю его интересным объектом для изучения русского языка и коммуникативного поведения отдельной личности.
[Сведения об информанте: ФИО, возраст, образование и др.].
NN считает, что любой уважающий себя человек должен знать и понимать математику, так как это «царица наук». А те, кто не понимает его предмет (заучивает), - это просто посредственные люди, которые будут вынуждены вести жалкое существование всю свою сознательную жизнь. Хочется добавить, что вышесказанная характеристика - это не жалоба на тиранию преподавателя, это характеристика человека, благодаря которой будет проще воспринимать его речь.
NN часто произносит фразы с содержанием таких слов, как «Горе тому…» (например: «Горе тому, кто не раскроет такую неопределённость», или «Горе тому, кто не знает определения предела на эпсилон и дельта языке», или «Горе тому, кто не помнит тригонометрических формул», «Горе тому, кто не усвоил свойство инвариативности интеграла»).
NN имеет чётко выраженную гражданскую позицию, поэтому в момент диалога с каким-нибудь студентом на лекции он часто восклицает: «Кто верит на слово, тот ходит в церковь и голосует за Путина!», а также «Прохорову нужны дебилы!», «Прохоров - образцовый паразит и Медведев ничем не лучше». Нетрудно догадаться, что нынешнюю политическую элиту NN воспринимает, мягко говоря, не очень дружелюбно. А вот советскую власть одобряет: «А вот при советской власти все знали формулу бинома».
Также в речи преподавателя заметную роль играет непрямая коммуникация при разговоре с самим собой: «Куда воткнёте пальцем? Сюда воткнёте пальцем!»; «Вот вы подумали? Ну подумайте!»; «Имеем право? Имеем право!».
Также понятно, какое мировоззрение имеет NN, потому что он как-то сказал на лекции, обращаясь к аудитории: «Я атеист, но чёрт возьми!» Трудно не заметить, что в моменты особой ярости NN восклицает: «Я вижу разговоры, чёрт возьми!», «Чёрт возьми! Вы будете смотреть на доску или нет?», «Я удивляюсь, как быстро всё летит к чёртовой матери», «Какого чёрта!» Упоминание чёрта всуе - ещё одна отличительная черта речи преподавателя.
NN часто употребляет в своей речевой практике обращение на «вы», но это вежливое обращение вовсе не говорит об уважительном отношении к студенту, оно носит скорее язвительный, а порой даже уничижительный оттенок: «Вы примитивный человек, если вам не интересна аналитическая геометрия», «вы не студенты, вы просто изображаете из себя студентов», «Значит, вы глупая»», «Да вы просто формалист и зубрила!», «Вы похожи на простака из сказки братьев Гримм».
Особое место в речи NN занимают слова пересдача («Буду рад вас видеть на пересдаче», «Учи, пересдавай») и школа («В какой школе вы учились, в балетной?», «Как не было математической индукции? У вас недоразвитая школа!», «Вы прекрасно знаете это из школьной программы, если, конечно, учились не в сельской школе»).
Многие студенты перестают ходить на лекции по высшей математике, потому что боятся услышать такие страшные слова в свой адрес (произнесённые с особой непередаваемой на бумаге интонацией), как: «Вот вы… Да, да, именно вы!», «А вон тот молодой человек напомнит нам определение производной?», «Я чувствую, что вы сейчас импровизируете».
Встречаясь с преподавателем только на территории места учёбы, естественно, я не могу уловить многих других его интересных речевых конструкций, так как тематика встреч сугубо деловая, поэтому припомню несколько коронных фраз, произнесённых на лекциях: «Девушка, не знающая теорему Вейерштрасса, не может быть интересна молодым людям», «Вторая теорема Вейерштрасса - вы не пожалеете», «Вы хотите опровергнуть теорему Лагранжа?», «Не умеет брать производную… для жизни не годен», «Сила воли - это производная от разума», «Ваш блок памяти неисправен», «Изгоним отсюда х1», «Когда мы встретимся на коллоквиуме, настанет момент истины», «Это очевидно», «Без пределов можно жить, но примитивной жизнью».
Как бы страшно ни звучали слова NN, на самом деле он просто хочет, чтобы мы пристрастились к науке, которой он посвятил жизнь. Это довольно благородно, если закрыть глаза на некоторые речевые методы воздействия».
Previous post Next post
Up