Несправедливо как-то поделили апельсин. Который, кстати, достался им неизвестным путем. Вполне возможно, что он был украден у волка, и тот длишь возвращал свое имущество.
А разве вопрос собственности не самый важный в этом мультике? Без его решения, мультик сведется к банальному социализму - каждому поровну. Или к коммунизму - каждому по потребностям. А кому изначально принадлежала вещь - неважно.
Во-первых, изначально вещь могла и никому не принадлежать. Ну, нашли они апельсин в лесу. Во-вторых, вопрос этот совсем неважный в данной задаче. Данная задача начинается с условия: "много нас, а он (апельсин) - один". Это главное. И когда идёт делёжка дефицитного апельсина - это и есть создание граней: это - твоё, то - моё. Некоторые называют такое создание граней созданием "института собственности". Это одно и то же. Только мне слово грань нравится больше. Оно менее испорчено, чем "собственность". В мультике предложено решение проблемы "чье?" мирным путем - делёжкой. В этом его ценность. Люди часто не видят важных различий и, наоборот, пытаются различать то, что неразличимо. Например, собственность, права, грани - это об одном и том же. А вот делёжка ничейного, найденного, бывшего общим (приватизация) и делёжка того, что было чьим-то частным (личным) - это принципиально разные вещи.
Подрастая, те, кто поумнеет, поймут, что право нужно для того, чтобы оправдать тех, кто решил конфликт обманом (мошенничеством) или насилием и создать на деньги тех, кого лишили, органы для удержания лишённых в узде.
Волк получает апельсин силой. Группа зверей, объединившись, побеждает его бОльшей силой/ловкостью. Вывод: чтобы ограбить сильного, слабым нужно объединяться. Раздел добычи - кто сколько урвал, тому столько и досталось.
Права, действительно, не нужны, если люди не эгоистичны. Но где вы видели таких людей? Таких, которые вашему успеху радуются так же, а то и больше, чем своему? Причем, не один-два - а все люди такие!
По поводу деления апельсина вполне возможно такое деление, которое кому-то будет хорошо. А вы прям - всем плохо! )
Понятие "справедливости" - объективное понятие. А "хорошо/плохо" - субъективное. Это страшная и очень распространённая ошибка, что мы считаем справедливость субъективным понятием. Что с этим делать - не знаю.
О праве и морали.livejournalJuly 16 2012, 02:34:38 UTC
Пользователь merlin_au сослался на вашу запись в « О праве и морали.» в контексте: [...] бОльшая его часть посвящена деталям ее полноценного использования, а не таким предупреждениям. [...]
Comments 55
Который, кстати, достался им неизвестным путем. Вполне возможно, что он был украден у волка, и тот длишь возвращал свое имущество.
Reply
Reply
Без его решения, мультик сведется к банальному социализму - каждому поровну. Или к коммунизму - каждому по потребностям. А кому изначально принадлежала вещь - неважно.
Reply
Во-вторых, вопрос этот совсем неважный в данной задаче. Данная задача начинается с условия: "много нас, а он (апельсин) - один". Это главное. И когда идёт делёжка дефицитного апельсина - это и есть создание граней: это - твоё, то - моё. Некоторые называют такое создание граней созданием "института собственности". Это одно и то же. Только мне слово грань нравится больше. Оно менее испорчено, чем "собственность".
В мультике предложено решение проблемы "чье?" мирным путем - делёжкой. В этом его ценность.
Люди часто не видят важных различий и, наоборот, пытаются различать то, что неразличимо.
Например, собственность, права, грани - это об одном и том же.
А вот делёжка ничейного, найденного, бывшего общим (приватизация) и делёжка того, что было чьим-то частным (личным) - это принципиально разные вещи.
Reply
Reply
Группа зверей, объединившись, побеждает его бОльшей силой/ловкостью.
Вывод: чтобы ограбить сильного, слабым нужно объединяться. Раздел добычи - кто сколько урвал, тому столько и досталось.
Reply
(The comment has been removed)
По поводу деления апельсина вполне возможно такое деление, которое кому-то будет хорошо. А вы прям - всем плохо! )
Reply
(The comment has been removed)
А "хорошо/плохо" - субъективное.
Это страшная и очень распространённая ошибка, что мы считаем справедливость субъективным понятием. Что с этим делать - не знаю.
Reply
Reply
Leave a comment