Откуда берётся право?

May 07, 2012 09:14

Сразу замечу - я не о практике становления права. Я - о теории, объясняющей необходимость прав.

Вот логика, схема этого рассуждения по Репину:

Людям свойственен эгоизм. Это факт.
Люди ненасытны, или, другими словами, существует дефицит: "пряников сладких всегда не хватает для всех".
Из этих двух фактов следует неизбежность конкуренции - борьбы за дефицитные ресурсы, конфликта по поводу дефицитных ресурсов.
Конфликт может решаться 4 способами:
1) насилием,
2) устрашением,
3) обманом (мошенничеством),
4) договором.
В результате договора проводятся границы: это - моё, то - твоё.
Силы, возможности, ресурсы, защищённые, меченые гранями, и есть права.

Стиль изложения этой схемы зависит, естественно, от аудитории.

Когда мы обсуждали эти вопросы с третьеклассниками, они моментально поняли, что без договора, без граней будет война всех против всех. Или, как они сказали: драка.

Мне пришлось как-то проводить занятие с детками от 5 лет на эту тему. На основе вот этого мультика:

image Click to view



Пятилетние дети необходимость права поняли сразу.
И, кстати, судя по вопросам, поняли, что право нужно, в первую очередь, не для того, чтобы сотрудничать, а для того, чтобы тебя не трогали.

Как может проще и короче объяснить детям, что такое право и откуда оно берётся?

терминомика, образование, право, дети

Previous post Next post
Up