Дом-музей А.П.Чехова

Dec 14, 2019 10:48



Антон Павлович поселился в каменном двухэтажном флигеле на нынешней Садовой-Кудринской в конце августа 1886 года.
Прихожая
Из мебели в прихожей только широкая настенная вешалка (в доме всегда было много литературно-артистической молодежи). Наверху, на полке для головных уборов, лежит мемориальная плетеная корзина. С ней Чехов совершил свое путешествие на Сахалин. Напомню, что треть пути (то есть от Москвы и до Томска) Чехова сопровождал чемодан-сундук, который сейчас хранится в главном доме «Мелихова». Там о чемодане-сундуке рассказывают целую историю.


В прихожей нет ни столика, ни тумбочки. Вместо них литературно-артистическая молодежь использовала широкий подоконник.

Кабинет
Видно, что при расстановке зачехленных кресел вокруг овального столика музейщики допускают небольшие вольности...
Его расположение точно известно из писем и воспоминаний. Стол стоял у стены, подальше от окон, выходящих на улицу, чтобы шум не мешал работе. Стол был подарен музею племянником Чехова, Сергеем Михайловичем...


На столе мемориальные предметы: настольная лампа с зеленым колпаком (в Мелихове очень похожая), часы (их механизм работает), два подсвечника в виде драконов (очень модных тогда), чернильница. По легенде одна из первых чеховских пациенток, портниха, не имела денег, чтобы расплатиться за прием у доктора Чехова. Тогда она оставила на окне сверток, в котором лежала чернильница.

Фотография Чайковского напоминает о том, как 14 октября 1889 года он нанес Чехову неожиданный визит. Через несколько часов после ухода Чайковского Чехов получил от него письмо со словами: «Посылаю при сем свою фотографию и убедительно прошу вручить посыльному Вашу!»
Чехов ответил Чайковскому: «Очень, очень тронут, дорогой Петр Ильич, и бесконечно благодарю Вас. Посылаю Вам и фотографию, и книги, и послал бы даже солнце, если бы оно принадлежало мне». Вместе с письмом он передал забытый Чайковским портсигар.


Известно, что Чехов подарил таганрогской библиотеке более трех тысяч книг из собственной библиотеки. Книги в книжном шкафу подобраны по спискам подаренных изданий.


В углу кабинета висит шкафчик-аптечка, украшенный двумя розетками плоской резьбы.
Ежедневно с 12 до 3 часов Чехов вел в своем кабинете прием пациентов. Денег не брал.


Но все же основным занятием Чехова была литературная деятельность. В этом доме им были написаны пьесы «Иванов», «Леший», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Татьяна Репина», «Трагик поневоле», повести «Огни», «Скучная история», «Степь», первые страницы книги «Остров Сахалин», многие рассказы. Как говорят сотрудники музея, «постепенно из автора "малой прессы" появился писатель "большой" литературы».

Спальня
Металлическая кровать с дополнительными ножками посередине - подлинная. Наволочка и простыня, в углах которых вышиты буквы «А. Ч.», тоже подлинные. Метки вышила Евгения Яковлевна, матушка Чехова. Приглядитесь, и вы увидите красные буквы на уголке простыни.

На стене висит украинская плахта (на фотографии видна только ее узкая полоска с вышитыми крестами). Лето 1888 года Чехов провел на Украине и плахты получил от своей украинской знакомой. Одну из плахт он повесил над кроватью.
На всякий случай Википедия растолковывает: «Плахта - нешитая поясная часть женского украинского национального костюма в восточной, южной, центральной Украине, типа юбки. Изготавливалась из полотнищ красочной клетчатой шерстяной ткани. Плахта представляет собой полотнище длиной до 4 метров, сотканное из окрашенной шерсти с более или менее прихотливым узором».

Слева за кадром остался столик для умывания.


Комната Михаила Павловича


К металлической кровати приставлен круглый тонетовский столик на изогнутых ножках.


Гостиная
Овальный стол в окружении комплекта мягкой мебели. Спинки кресел украшены фиалами. На локотниках дивана и кресел подушечки.
Чехов в свойственной ему манере отзывался об обстановке гостиной: «Хорошо быть литератором… Это все дала мне литература».
Дело в том, что часть мебели принадлежала старшему брату Николаю. В 1883 году в качестве гонорара (вместо денег) Николай получил мебель из редакционной квартиры. Так с ним расплатилась потерпевшая финансовый крах издательница юмористического журнала «Будильник» Уткина.
Сейчас мебель в гостиной типологическая.


Колба мемориальной керосиновой лампы накрыта непонятной тканью.


На столике в простенке между окнами - мемориальные подсвечники.
По семейному преданию подсвечники сохранились еще со свадьбы родителей.


Как пояснял Чехов, пианино им было взято напрокат. Сейчас рядом с пианино стоит изящная, но довольно практичная полочка для нот.


Комната Марии Павловны
Ма-Па, как шутливо называл Чехов любимую сестру, условно разделила свою комнату на две зоны.


В зоне кабинета дамский письменный столик. На нем оригинальная мемориальная чернильница. Слева, на табурете, ящик с красками: Мария Павловна брала уроки живописи у Левитана.


Дальше, в эркере, мольберт. По словам Марии Павловны, находившийся в кабинете диван состоял из двух кресел, видимо приставленных одно вплотную к другому.


В зоне спальни, справа, виден краешек металлической кровати. На комоде - мелкие вещицы, которыми пользовалась Мария Павловна. Их музею подарила Евгения Михайловна Чехова, племянница писателя, дочь его брата Михаила.


В апреле 1890 года Чехов отправился в восьмимесячное путешествие на остров Сахалин. Оставшиеся в Москве Чеховы вынуждены были отказаться от дома Корнеева и осенью нашли другую квартиру.

Планы поездки Чехов вынашивал давно, но держал их в тайне. Окружающим решение казалось внезапным.

Интересно, что в 1893 году в доме на Садовой-Кудринской, в отсутствие Чеховых, побывали Репин и Толстой. Они разыскивали Антона Павловича и не знали, что он не жил здесь уже почти три года.

Автор фоторепортажа Александр Маталов.
Кратко, в качестве ориентира, ОТСЮДА

музеи, уют

Previous post Next post
Up