29 апреля довелось побывать на спектакле iTMOi на сцене Израильской оперы. Завлекли акцентируемые отсылки на "Весну Священную" Стравинского; во многих анонсах так прямо и значится "Композитор Игорь Стравинский". Но мелкими буковками было обозначено: музыка- Нитин Соуни, Джослин Пок, Бен Фрост. Акрам Хан, автор постановки, - признанный английский хореограф родом из Бангладеш. Разумеется, спектакль вполне себе постмодернистский, то есть органически совмещает набор самых противоположных стилей и отсылок к стилям - как в музыке, так и в хореографии, а название расшифровывается как "in the mind of Igor" - в сознании Игоря (Стравинского, вестимо). Спектакль iTMOi - посвящение великому композитору; отправной точкой создания балета для Акрама Хана была идея создания "Весны".
Впечатление колоссальное. И художественное, и биологическое. Используются низкие регистры при большой громкости, физически пронизывающие слушателя, долго длящиеся резкие сигналы противопожарной безопасности, звериные крики, издаваемые человеком. На одном из сайтов прочла: "зритель требуется не из пугливых". Но оторваться от сцены невозможно, зрелище завораживает. Даже тогда, когда в качестве звукового оформления целой сцены используется тихий шорох, напоминающий царапанье иглы по окончившей играть виниловой пластинке.
Мастерство танцоров потрясает. Опять же - в откликах и анонсах все пишут кто во что горазд о стилях танца - испанского фламенко, современного японского танца буто, интерпретации классического индийского стиля катхак и танца дервишей.. Не будучи знатоком всего этого, могу только сказать, что фламенко я не увидела. На непросвещенный взгляд это просто язык современного балета, пластичный, и довольно близкий классическому.
Идея балета - борьба человечности с жестокостью, борьба человеческого начала, выраженного индивидуумом, с жестокостью слепой толпы и косных традиций. Главный герой пытается спасти изгоя общества - маленькую девушку, и сам становится отверженным (его избивают плетьми). Обычно таким бунтарем против рутины предстает художник как человек, наделенный повышенной чувствительностью, неподверженный мнению общества. Так что идея "Художник и толпа" тоже присутствует в спектакле. Плакатно подана в спектакле и идея неотвратимости течения жизни, неразрывности жизни и смерти, любви и смерти, неотвратимости смены власти, смерть личности и человечности при обретении человеком власти, неизбежность ухода. Можно усмотреть в спектакле идею верности любви (почему герой умоляет андроидную женщину в белом посыпать его пеплом тоже? Чтобы стать таким же, как и его возлюбленная?). Впрочем, как говорил Филипп Гласс, "неважно, каково содержание произведения. Важно, что оно содержательно". Либретто я не видела.
Click to view
В современных балетах нередко присутствует слово, вокал. В балете Акрама Хана в предпоследней сцене звучит чудесный голос, напевающий колыбельную. Во всяком случае, часть ее слов на русском языке. Может быть, и весь текст на русском, но я расслышала только начальные слова: "Не страшись тиранов" и "тот, кто любит, обратиться должен в прах, откуда вышел" (певица поет с акцентом). На каком языке остальной текст, я не слышала, не знаю. Кроме текста на русском, есть еще текст мессы: "Kyrie eleison, Christe eleison", "Qui tollis peccata, dona nobis pacem".
Этот балет надо видеть, стоит увидеть, и не стоит верить никаким рецензиям. Вот, например, что придумали рецензенты в
http://www.britishcouncil.ru/events/itmoi-akram-khan-company-territoryСюрреалистический спектакль Акрама Хана - погружение в сознание художника, породившее этот сон, и через него - в коллективное бессознательное, наполненное мифологическим содержанием.
Или в
http://iton.tv/afisha/itemlist/tag/%D0%B3%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8?limitstart=0: В основе удивительной постановки Акрам Хана лежит принцип парадокса, который задает тон всему произведению. Он создает на сцене настоящий хаос, который подчеркивает человеческую тенденцию смешивания диаметрально противоположных понятий: смысл и абсурд, красота и уродство, свобода и рабство, справедливость и ее отсутствие.
Какой сюрреализм, какое погружение, какое смешивание понятий!
Того же мнения некая Аretania, которая скромно пишет в
http://aretania.diary.ru/p200232203.htm:
критики по большей части пишут что-то про хаос
наученные музшколами зрители лепечут что-то про силы природы ("весна священная" ведь)
а это была оглушительной силы пьеса о том, как гений входит в человека
где гений - дух мертвого художника. или просто гений, который ищет художника, чтобы войти
про гения и девочку, которую этот гений (андрогинная белая леди) избрал, все было понятно. эта тема есть во многих произведениях
новой для меня стала фигура поклонника (критика, биографа, душеприказчика) гения. у каждого художника/писателя/артиста есть такой человек, но мало кто вводит эту фигуру как чуть ни основную драматическую
трагедия такого человека, осмеиваемого учениками мастера и не особо уважаемого потомками, безмерна
таланта у него нет. есть только преданность. сцена, где он умоляет истратить на него хоть щепотку той благодати, которой гений осыпает избранного - ее нельзя вытерпеть без слез
интересно, хоть один человек в зале что-то понял?
благодать, кстати, была прахом. из урны
удивительная все-таки вещь культурологи, театроведы, критики, искусствоведы
сколько лет смотрю на них, столько сил нет смотреть
(и ведь все они такие важные)
Не будем важничать. Рекомендую посмотреть прекрасные фотографии
luckyed в:
http://all-israel.livejournal.com/666672.html. Во время спектакля в зале фотографировать категорически воспрещено, так что как он их сделал - пусть останется его секретом.