Предыдущие разделы
Как сформировалась идея дополнить традиционный курс по вязанию крючком Что такое трикотажное полотно. Что из себя представляет процесс вязания.
Постановка рук. Положение рабочей нити и крючка. Правши и левши. Манипуляции с крючком и рабочей ниткой.
Воздушная петля. Техника вязания. Строение. Цепочка воздушных петель. Тамбурная петля. Строение. Тамбурная петля. Техника вязания.
Периодическая система вязания крючковых элементов Вяжем первый образец
Прежде чем продолжить публикацию черновика, хочется уточнить два момента. На первый взгляд этот учебный курс выглядит скучным. Вязание это всё-таки рукоделие, работа руками. Большинству учеников хочется как можно быстрее приступить непосредственно к процессу, чтобы получить понравившуюся вещь буквально «как на картинке из интернета». А в опубликованном черновом варианте моего курса пока нет никаких практических примеров, нет предложения связать образцы и вещи. Но если бы обстоятельства каким-то чудесным образом сложились так, что у меня появилась бы возможность издать этот курс в виде книге, то в ней практические примеры начались бы с самого первого раздела. Моя книга задумана не как привычные энциклопедии по вязанию, библии узоров и тому подобное. Я хочу сделать её по принципу учебного пособия с задачами и упражнениями.
Второй момент, требующий уточнения, - выбор последовательности разделов курса. Какой раздел опубликовать на этом этапе?
После подробного изучения анатомии и способов вязания воздушных и тамбурных петель логично продолжить изложение информации в том же ключе, то есть дать представление ученикам о следующих по сложности элементах - столбиках без накида, полустолбиках, столбиках с накидом и так далее, составить аналогичные подробные таблицы со способами их выполнения. Этот путь - это снова углубление в теорию без практики.
Исходя из других соображений на этом этапе курса как раз не помешает перевести теоретические знания о воздушных и тамбурных петлях в практические, повязать образцы базовых узоров на основе этих элементов, приступить к вязанию простых изделий. Для этого придётся вернуться к началу курса и более подробно рассмотреть вопросы что такое трикотажное полотно, что из себя представляет процесс вязания, в чём различия между так называемым плоским вязанием и вязанием по кругу, что такое ряд основания, что такое поворотное вязание и так далее.
Трикотажное полотно вырабатывается двумя способами:
1) методом плоского вязания, которое подразделяется на вязание рядами с отрывом нити и вязание рядами с поворотом полотна;
2) методом кругового вязания, которое подразделяется на вязание по спирали, вязание рядами без поворота полотна и вязание рядами с поворотом полотна.
Петли и столбики, сформированные путём манипуляций крючком над рабочей идущей от клубка нитью, последовательно выстраиваются в ряд. Когда крючок находится в правой руке и рабочая нить в левой, петли и столбики выстраиваются в ряд справа налево, то есть направление вязания справа налево. Когда крючок находится в левой руке и рабочая нить в правой - направление вязания слева направо. Ряд за рядом последовательно составляют полотно.
Судя по книгам 18-19 века, посвященным разным видам домашних работ и рукоделий, первоначально трикотажные полотна вязали крючком с отрывом нити, либо вязали вкруговую по спирали. Метод с отрывом нити применялся тогда, когда надо было получить плоское полотно прямоугольной формы. Упоминания о вязании крючком по рядам с поворотом полотна появляются в рукодельной литературе на рубеже 19-20 веков.
Прямоугольный образец плоского вязания рядами с поворотом полотна.
Вязание начинается с первой воздушной петли. В традиционных курсах по вязанию крючком учат первую петлю всегда туго затягивать и не включать в подсчёты. Я затягиваю её очень редко, чаще всего включаю в подсчёты.
Провязанные последовательно воздушные петли образуют цепочку воздушных петель, которую принято называть наборной или начальной цепочкой.
Далее вяжется первый ряд. Для его начала необходимо выполнить петли подъёма. Поскольку элементы трикотажного полотна (петли и столбики) имеют разную высоту, им соответствует разное количество петель подъёма. Для узоров из тамбурных петель на подъём обычно хватает одной воздушной петли. Если нужно получить более плотный край, петлю подъёма можно не делать. Наличие или отсутствие петель подъёма всегда оговаривается в описании узора.
Для ряда необходимо провязать определённое количество петель и столбиков. Петли и столбики складываются в разные узоры. Раппорт узора - последовательность петель и столбиков, которая повторяется. Направление вязания элементов полотна при расположении крючка в правой руке - справа налево, при расположении крючка в левой руке - слева направо.
После провязывания ряда от начала до конца можно приступать к вязанию следующего ряда. Для этого необходимо выполнить петли подъёма и поворот полотна. Поворот можно выполнять по часовой стрелке и против. Направление поворота тоже отдельно оговаривается в описании узора.
В отличие от вязания на спицах при вязании коротким крючком петли и столбики последнего ряда закрыты и имеют вид косички, которая является основанием для провязывания следующего ряда. Последний провязанный ряд так и называется - ряд основания.
Каждый следующий ряд выполняется по такому же алгоритму - петли подъёма, поворот полотна, заданное количество петель/столбиков или раппортов узора.
После выполнения необходимого количества рядов рабочую нить отрезают и заправляют в полотно. Так получается плоский прямоугольный образец, связанный поворотным вязанием с переходом с ряда на ряд.
Образец имеет лицевую и изнаночную стороны. Вид сторон определяется элементами (петлями и столбиками), которые в свою очередь тоже имеют лицевую и изнаночную стороны. В зависимости от узора вид лицевой и изнаночной сторон образца может быть одинаковый, а может отличаться. В первом случае для описания узора достаточно одного ряда, во втором в описании узора приводят отдельно лицевые и изнаночные ряды.
Продолжение следует