Предыдущая часть Во вторник пыталась заставить одного моего ученика работать в классе. Боже, как же так??? "Его Величество" заставили скопировать с доски дату и написать имя на бумажке. Как посмела эта училка такое!! сделать??? В результате - швыряние партами, пинание всего что попалось под ноги. Назвав меня f***ing bitch", пнув дверь ушёл во время урока. На мои крики вернутся показал средний палец. Ладно, вызвала принсипала нашего этажа, оформила бумаги, чтобы послать ученика в SRC. Тут нужно знать про последний наш школьный прикол. На последнем учительском собрании принсипал вжёвывала нам, что теперь если мы посылаем студентов в SRC за profanity, мы должны написать полностью фразу, которой ученики нас матерят. Мол, они растут в таком окружении, что некоторые фразы для них не имеют такого негативного понятия, как для нас. Теперь администрация видимо будет смотреть по фразе и решать стоить ли за такую фразу учеика послать в SRC или же просто прочитать лекцию по поводу "это слово плохое, больше его не употребляй". Ну, согласно указаниям сверху, я так и написала в документах "Он назвал меня f***ing bitch". Видимо моя фраза была недостаточно плохая, потому что ученик наказан не был и до сих пор в моё классе.
Студент назвавший меня f*** bitch так и не наказан. Более того, теперь хвастается об этому всем в классе, а мне в лицо заявляет, мол, ну чего, поняла, что ты тут никто. Обидно ужасно, что администрация не помогает учителям, а ставит их в ещё худшее положение. Я решила это дело добить. Уже 2 раза заходила в офис напоминая ассистентке, что ученик наказан не был. В последний раз мне заявили: but he already has a lot to handle. Ну и что? Ещё одно SRC ему навесить. Пообещали в пятницу наказать. Пятница прошла, а его имя так и не появилось в списке наказанных. Даю им ещё одну попытку в понедельник. Если результата не будет, то стучу в профсоюз учителей … Две недели назад молчел в моём классе обозвал меня "f**ing bitch". Я решила довести это дело до конца. В итоге две недели подряд ходила и долбала их, чтобы они послали его в SRC. В результате мне секретарша принсипала сказала, что они таки послали его туда на 3 дня. Странно, но его имени в списках SRC students я не видела. Но, думаю, раз сказали, значит так и есть. Вчера я зашла в её офис за копией моей referral form на этого молчела. Секретарши не было, но был другой принсипал, который решил мне помочь. У него есть доступ к электронным архивам на всех студентов. Какого же было моё и его удивление, когда records этого студента, который посылал меня матами оказались кристально чисты. Не только никаких наказаний, но и не было копий моих referral forms, что я на него написала. Т.е. мне нагло наврали, видимо, чтобы я отвязалась, а все мои referral forms выкинули в помойку. Студент оказывается сущий ангел по документам. Но ничего, я это дело доведу до конца, пусть хоть уволят…» (
http://forum.ourprivate.net/viewtopic.php?t=14870&postdays=0&postorder=asc&&start=0)
Ну вот, как то так:
«Моя педагогика тверда. Слабость должна быть уничтожена. В моих замках подрастает молодежь, которая ужаснет мир. Мне нужна молодежь, жаждущая насилия, власти, никого не боящаяся, страшная. Свободный, прекрасный хищный зверь должен сверкать в ее глазах[38]»
Адольф Гитлер
К слову сказать, армию разваливалия ровно под таким же благовидным соусом, как «защита прав солдата». Это уже потом стало известно, что «мы активно финансируем комитеты солдатских матерей», - признался Борис Березовский». Руководитель российского отделения Фонда гражданских свобод Павел Арсеньев сообщил, что 'работу комитетов солдатских матерей фонд спонсирует уже три года - например, по программе 'Адвокаты для солдат'; за это время комитеты получили около миллиона долларов'.[49] И что существуют копии документов, свидетельствующие об особых отношениях Союза комитетов солдатских матерей, с американским Национальным фондом в поддержку демократии (NED), превратили работу своей организации в хорошо развивающийся, динамичный бизнес, который опирается на тесное сотрудничество с иностранными структурами[50].
Кстати, команда «Whо?», существующая для усмирения буйных учеников, явление привычное для американской школы. Цитата длинная, но она того стоит - это мир будущего, который закладывается уже сегодня И хотя это, конечно зарисовка с определенной школы - «ghetto public school», но кто вам сказал, что ваши дети не будут учиться в «ghetto school», а внуки? А после кризиса? Возможно, что в непаблик school, например в частных, ситуация будет лучше. Концепция частных школо более приемлема и для невидимой руки в лице Милтона Фридмана, для кого сама концепция системы государственных школ слишком похожа на социализм. По его мнению, государство должно заботиться только о том, чтобы «защищать нашу свободу, как от внешних врагов, так и от наших сограждан: оберегать законность и порядок, способствовать заключению частных контрактов и разви¬тию соревнования на рынке». «В Новом Орлеане разрушено большинство школьных зданий, - пишет Фридман в Wall Street Journal, - как и жилищ детей, обучавшихся в этих школах. Теперь эти дети разбросаны по всей стране. Это трагедия. Но это также и новая возможность для радикальной перестройки системы образования». Смелая идея Фридмана заключалась в том, что не стоит тратить миллиарды долларов на восстановление и усовершенствование прежней системы государственных школ Нового Орлеана; вместо этого правительство должно снабдить семьи ваучерами, чтобы можно было их использовать для поддержки частных учебных заведений, нередко приносящих прибыль. В течение 19 месяцев, когда большинство беднейших горожан были еще в изгнании, новоорлеанская система общедоступных школ почти полностью была заменена частными школами. До урагана «Катрина» школьный отдел занимался работой 123 государственных школ, теперь же их осталось всего четыре. До катастрофы существовало лишь семь частных школ, теперь их стало 31. Ранее учителей Нового Орлеана объединял сильный профсоюз, теперь же профсоюзный договор был расторгнут. Некоторых учителей наняли частные школы, уменьшив их зарплату, большинство же учителей остались без прежней работы. Между тем учителя государственных школ, наблюдая, как деньги, выделенныё жёртвам стихийного бедствия, используются для «чистки» системы государственного обучения, на смену которому приходит образование частное, называли план Фридмана «захватом территории образования»[8].
С помощью разнообразных юридических придирок и из-за недостатка финансирования частные школы ВЫНУЖДЕНЫ ЗАКРЫВАТЬСЯ. Стандарты образования в США уже опустились до столь низкого уровня, что его едва ли можно назвать образованием.
Джон Колеман
В частные это опять туда - к невидимой руке. Частные школы очень дороги. В Нью-Йорке частная школа стоит от 20 000 долларов в год. Даже очень обеспеченные семьи с доходом больше 200 000 долларов в год, с трудом могут оплатить частное обучение для двоих детей. В Северной Каролине, где мы жили чуть меньше года, частная школа для Даны стоила бы 12 000 в год. Например, в местах компактного проживания бедноты - в черных районах Бронкса или в беднейшем американском штате - Луизиане[24]. С такими ценами и бесконечными кризисами, подобные затраты позволить себе смогут немногие, что вполне наглядно видно по сегодняшней ситуации. Главное переориентировать все функции на невидимую руку рынка, и с образованием она покончит вне всяких сомнений - там у нее инструментов много. Понятно, что наше элито живет в полной уверенности, что своим-то детям оно даст правильное «гарвардское» образование, с которым они вольются в «золотой миллиард», после чего приступят к грамотному доению окружающих. Напомню цитату из инсоровского видения будущего России: «Существенно возросший уровень финансовой грамотности населения позволил сформировать МОТИВИРОВАННОЕ инвестиционное ПОВЕДЕНИЕ граждан…». Именно такое «мотивированное инвестиционное поведение» дети от элито получат именно в гарварде, после чего они самостоятельно будут относить свои сбережения туда, куда им укажет своим невидимым перстом невидимая рука рынка. Ибо, если все залезут в дояры, то доить будет некого, так что эти эти места заняты без сопливых. Но так - отступление по теме.
« … учитель, который не воплощает в глазах ученика никакого мировоззрения, но действует лишь как простой чиновник и в вопросах жизни ничего не умеет сказать или, точнее, показать учащимся, не ощущается ими как личность»
С. И. Гессен "Мировоззрение и образование"
Вот именно такого простого чиновника из учителя и сделают со всеми вытекающими. К слову сказать сегодняшнее ограничение доступа населения к образованию под различными псевдонаучными предлогами не первый заход. Для начала после революции были отменены прежние ученые степени.[45] Потом появились новые «научные педагогические школы», поди не случайно в Бюро Людвига Мартенса, где основной целью предполагалась торговля, были отдельные структуры, отвечающие за медицину и образование, возглавляемое выпускником Колумбийского университета Уильямом Малиссовым. Среди «новых школ» появились так называемые педологи, с новой концепцией:
"Мы должны создать психологию без души, мы должны создать ее без "явлений" или "способностей" души и без "сознания"…[46]
П. П. Блонский (1884-1941), педагог и психолог 1920 г.
Научно-педагогическая секция. Государственного ученого совета, 1929 г.
П.П. Блонский стоит (пятый слева) за Н.К. Крупской
В 1922 году Блонский, пользовавшийся поддержкой А. В. Луначарского, был привлечен Н.К. Крупской к составлению учебных программ для школы. Совместная работа с Крупской в Научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) на Блонского большое влияние, во многом определила эволюцию его взглядов. В 1936 после выхода постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях…» Блонский « … подвергся травле, были арестованы два его сына.». Если читать само постановление многое становиться понятным, а подходы узнаваемыми:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ВКП(б)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 июля 1936 года
О педологических извращениях в системе Наркомпросов
ЦК ВКП(б) устанавливает, что Наркомпрос РСФСР и Наркомпросы других союзных республик допустили извращения в руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых «педологов» и передоверии им важнейших функций по руководству школой и воспитанию учащихся … Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т. п., давно осужденных партией. Эти, якобы, научные «обследования», проводимые среди большого количества учащихся и их родителей, направлялись, по преимуществу, против неуспевающих или неукладывающихся в рамки школьного режима школьников и имели своей целью доказать, якобы, с «научной» «биосоциальной» точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения, найти максимум отрицательных влияний и патологических извращений самого школьника, его семьи, родных, предков, общественной среды и тем самым найти повод для удаления школьников из нормального школьного коллектива. … Ребенку 6 - 7 лет задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый «педологический» возраст и степень его умственной одаренности. Все это вело к тому, что все большее и большее количество детей зачислялось в категории умственно отсталых, дефективных и «трудных». … На основании отнесения подвергшихся педологическому «изучению» школьников к одной из указанных категорий педологи определяли подлежащих удалению из нормальной школы детей в «специальные» школы и классы для детей «трудных», умственно отсталых, психо-невротиков и т. д. … ЦК ВКП(б) устанавливает, что в результате вредной деятельности педологов комплектование «специальных» школ производилось в широком и все увеличивающемся масштабе. Вопреки прямому указанию ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР о создании двух-трех школ для дефективных и дезорганизующих учебу школьников Наркомпросом РСФСР было создано большое количество «специальных» школ различных наименований, где громадное большинство учащихся представляет вполне нормальных детей, подлежащих обратному переводу в нормальные школы. В этих школах, наряду с дефективными детьми, обучаются талантливые и одаренные дети, огульно отнесенные педологами на основании ложно-научных теорий к категории «трудных». … Никакой серьезной исправительной работы в этих школах не организовано. В результате большое количество ребят, которые в условиях нормальной школы легко поддаются исправлению и становятся активными, добросовестными и дисциплинированными школьниками, - в условиях «специальной» школы приобретают дурные навыки и наклонности и становятся все более трудно исправимыми. … ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплоататорских классов доказать особую одаренность и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны, - физическую и духовную обреченность трудящихся классов и "низших рас".[47]
Особенно показательно про расы, все оно оттуда же, откуда и обычно. В 1936 году педологов разогнали: ЦК ВКП(б) постановляет:
1. Восстановить полностью в правах педагогику и педагогов.
2. Ликвидировать звено педологов в школах и изъять педологические учебники.
3. Желающих педологов-практиков перевести в педагоги.
А вот в США 37-го года не было и «педологов» там никто не разгонял «Совершенно официально 10% всех американских детей имеют психиатрический диагноз «Проблемы с обучением и вниманием» или «Расстройство внимания». В Америке - это считается психиатрической болезнью. Американские педагоги оказались умнее всех. Если у них возникают трудности с воспитанием ребёнка, или он отказывается понять, в чём смысл половых извращений, то они отправляют его к психиатру и тот лепит ему психиатрический диагноз: «Расстройство внимания». Это влечёт за собой принудительное лечение тяжёлыми психотропными таблетками. Если родители из-за жалости потихоньку пытаются не давать ребенку эти таблетки, а это сообщают многочисленные стукачи, то родителей лишают родительских прав, забирают ребёнка в интернат и там уже закармливают таблетками.» - Тим О Шии «Врата восприятия, или Почему американцы верят всему, чему угодно.» Одним словом, получившие после 37 года отдышку в США «педологи» вернулись с новыми идеями и схемами.
В 1999 г. академик РАО, министр образования РФ в 1990-1992 гг. Э. Д. Днепров высказал "революционную" мысль [43] (выд. ВЗ): "Именно образование в первую очередь должно обеспечить смену менталитета общества, устранение старых, изживших себя стереотипов."
Фpанцузские социологи обpазования К. Бодло и Р. Эстабль подробно описали особенности "школы двух коридоров". С точки зpения методики пpеподавания, в школе "втоpого коpидоpа" (для массы) господствует "педагогика лени и вседозволенности", а в школе для элиты - педагогика напpяженных умственных и духовных усилий. Опpосы учителей и администpатоpов школьной системы показали, что, по их мнению, главная задача "полусредней практической" школы - "занять" подpостков наиболее экономным и "пpиятным для учеников" обpазом. Эта школа пpививает подpосткам такой стеpеотип поведения, котоpый делает совеpшенно невозможной их адаптацию (если бы кто-то из них попытался) к системе полной средней школы, уже пpиучившей их свеpстников к жесткой дисциплине и концентpации внимания[46].
Ну и схема, предложенная в новом законе об образовании, обсуждалась еще с 90-х в рамках дискуссии об «эффективности бюджетных расходов» в Институте экономики переходного периода Гайдара и в Центре стратегических разработок Грефа. Сегодняшняя система финансирования бюджетников не менялась со времен СССР, она неэффективна: у больниц, детских садов и школ нет резона рационально тратить государственные деньги, а от этого страдает качество услуг. Так объясняют необходимость перемен сторонники нового закона, немного предыстории:
Историк К. Ладогин: «С 1 сентября 2007 г. введен в действие закон об обязательном 11-летнем среднем образовании (вместо обязательного 9-летнего неполного среднего). Нам прямо разъяснили, что это предвыборный ход, и что «наше государство, по своему экономическому развитию, неспособно содержать 11-летнее среднее образование». Для сокращения расходов на образование (что якобы является «целью любого государства») будет найден обходной путь. Уже 11 сентября 2007 г. Государственная дума должна рассмотреть разработанный министерством образования федеральный стандарт среднего образования. В этот стандарт включен объем образования «примерно на три с минусом». Именно этот стандарт и будет финансироваться государством. Он официально «не предусматривает возможности поступления в ВУЗ». Все дополнительные занятия войдут в «школьный компонент», который будет оплачиваться родителями. То есть подготовка к получению высшего образования станет исключительно платной. Лектор сообщил нам, что любая семья может тратить 10-20% своего дохода на образование. На вопрос юной и наивной учительницы: «А если этого не хватит?» - ей ответили: «Надо больше зарабатывать!» И вот обходной путь найден:
Нынешняя реформа бюджетной сферы происходит из вроде бы рациональных соображений, смысл ее в том, чтобы в управлении бюджетом было больше порядка, чтобы государство ясно понимало, куда уходят бюджетные деньги, и чтобы взятки и нелегальные платежи были заменены прозрачными «дополнительными услугами». Но удобство для Минфина или, например, для того же главврача не может быть целью существования российской медицины! Цель - это все-таки здоровье народа, сокращение смертности, увеличение продолжительности жизни, общая доступность лечения и национальный охват профилактикой смертельных заболеваний. И если врач начнет больше зарабатывать на «дополнительных услугах» или на сдаче в аренду помещений, смертность от инфаркта или рака в стране не уменьшится, а может, и увеличится. Вроде бы всем очевидно, насколько здравоохранение и образование чувствительны для страны, понятно, что не стоит их очередной раз реформировать с наскоку, да еще и одновременно в разных сложнейших и рискованных сферах. Методика обычна внедрения реформ всегда одна и та же: вот уже лет двадцать, как слово «реформы» стало почти неприличным, но реформаторы все еще молоды сердцем. И пока не будут реализованы все блестящие идеи 90-х, некогда будет сесть да подумать. Это как с Винни-Пухом из первой главы знаменитой сказки: этот плюшевый медвежонок, может, и подумал бы о другом способе подниматься по лестнице, кроме как, пересчитывая ступеньки собственной головой, да вот только, когда постоянно бьешься башкой, трудно сосредоточиться. Вот и у нас все время - «Бабах!» - то кризис, то реформы. А главное - и хорошим, и плохим школам дают примерно одинаковые суммы. Потому что финансирование никак не связано с качеством оказываемых услуг. Это мы и хотим изменить, - объясняет «Русскому Репортеру» главную мысль законопроекта Виталий Шуба, заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам. Закон с непоправимо сложным названием - «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» - делит все организации на два типа: казенные и бюджетные учреждения нового типа, с июля 2012-го на новую форму финансирования перейдут все триста с лишним тысяч муниципальных бюджетных учреждений. Для остальных не меняется ничего, они остаются на сметном финансировании. Это прежде всего психиатрические больницы, следственные изоляторы, тюрьмы, то есть те, кто вряд ли сможет что-то заработать самостоятельно. А вот «новые бюджетники» будут получать деньги не по смете, а в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания. Плюс к этому у них появится право оставлять у себя и тратить как захотят все деньги, заработанные платными услугами.
- Госзадание для школы будет выглядеть примерно как «обучить в этом году 300 учеников». При условии, что затраты на одного ребенка составляют, допустим, 50 тысяч рублей, школа получает пятнадцать миллионов. Это, в общем-то, не отличается от сегодняшней сметы, - рассказывает Дмитрий Жигалов, эксперт фонда «Институт экономики города». - Ответа на вопрос, что, собственно, будет представлять собой госзадание, сейчас, похоже, не знает никто. Да, для школ существуют нормативы, закрепленные приказами Министерства образования: ученики начальных классов должны учиться 25 часов в неделю, старшеклассники - 36 часов, затраты на это оплачиваются из бюджета. Но ктo помешает пересмотреть нормативы?
- Допустим, есть детский сад, которому нужно 1000 рублей, - приводит пример собеседник «РР», знакомый с ситуацией в сфере образования. - В то же время существует прогноз, что от оказания платных услуг он получит 300 рублей. Поэтому бюджет ему дает только 700. Если же садик на самом деле зарабатывает не 300, а 500 рублей на платных услугах, то лишние 200 рублей руководитель может потратить по своему усмотрению. Однако это «по своему усмотрению» весьма и весьма условно. Например, если директор детсада хочет направить лишние деньги на премии лучшим воспитателям, он должен обосновать это перед вышестоящими инстанциями. Но где гарантия, что бюджетники, окрыленные внезапной свободой, не переведут в разряд платных большую часть своих услуг с учетом того, что им постоянно надо выживать? Впрочем, такая манера реформирования у нас обычное дело еще с 90-х - сделать перемены необратимыми, что надо быстро создать «окно возможностей», а там, мол, поглядим.
Что касается приоритетов, то в представлении правительства картина выглядит так: днем ДЮСШ и спорткомплексы будут до седьмого пота бесплатно тренировать молодежь, а ночью сдавать пустующие помещения любителям большого тенниса. То есть все платное - дополнительно и в неудобное время. Правда, противникам законопроекта кажется, что все будет ровно наоборот. Чтобы дать бюджетным учреждениям больше возможностей зарабатывать деньги, закон снимает и многие ограничения по сдаче их имущества в аренду, сейчас создается очередное «окно», которым, конечно, воспользуются и хорошие руководители, но в первую очередь, как всегда, рвачи и мошенники. Лазеек много - допустим, школа скажет: у нас мало учеников, поэтому мы на свободных площадях курсы хиромантии откроем. И откроет - в сговоре с местными чиновниками, муниципалитетом, которые и не такие курсы позволят открыть. То есть риск сознательного изменения профиля учреждения остается, - уверена экономист, депутат Госдумы Оксана Дмитриева. Кроме того, понятно, что обучение студента-инженера стоит дороже, чем подготовка гуманитария, - а значит, и расчет должен вестись по-разному. В итоге сложность системы позволяет манипулировать огромными суммами. Например, Новая Зеландия сейчас пытается упростить собственную систему определения стоимости госзаказа, в Великобритании их три. Но к такой простоте там пришли только после грандиозных скандалов, когда парламентские расследования выявили нецелевое использование почти миллиарда фунтов стерлингов из госбюджета. Очередной вал тотальной коррупции спишут на народ, мол, «люди холопского звания» по природе такие - воры и жульё - надо за ними побольше тотального контроля установить, иначе коррупцию не победишь.
По новому закону оплата госзаказа будет дифференцированной. При определении, кто сколько получит, добавляются такие критерии, как, например, результаты сдачи ЕГЭ выпускниками или призовые места на учебных олимпиадах. И это влияет на финансирование. Но на местах проект закона пока трактуют по-своему. - Наша задача - в ближайшее время создать конкурентную среду. Существуют негосударственные учреждения, которые также будут выполнять наше госзадание. Где будут лучшие условия, тому оно и достанется, - уверил «РР» Игорь Гуськов, министр образования Ростовской области. Такая трактовка закона ближе к западному опыту, где создана именно конкурентная среда, где разворачивается борьба за бюджетные деньги. Ожидаемо, что впоследствии дискуссии о ЕГУ появиться несколько «альтернативных ЕГЭ» с «правильными знаниями», коммивояжеры образовательных программ будут атаковать школы, распространяя собственную продукцию, директора будут выбирать, что полегче, дабы не лишиться финансирования, одним словом все будет по схеме made in U.S.A.
Из закона следует, что отказаться от выполнения госзаказа учреждение не может. А если его расценки будут занижены и не покроют расходы той же школы или больницы? А если эта школа или больница не в крупном городе и ей никак не «добрать» недостающее финансирование за счет платных услуг?
- Некоторые просто не смогут оказывать достаточное количество платных услуг из-за бедности населения, и тогда бюджетные учреждения будут просто закрываться из-за недофинансирования, - высказывает опасение, Оксана Дмитриева. А в докладной записке главы Рособразования Николая Будаева, направленной недавно в Госдуму, даже названы конкретные цифры: останется не более 250 государственных вузов из нынешних почти 350, пусть с принятием конкретно данного закона Рособразование это сокращение и не увязывает. Сколько может закрыться школ, детских садов и музеев, покажет только практика применения закона[39].
Впрочем - закрытие школ тоже тенденция не сегодняшнего дня. Только за один 2007 год число школ сократилось на 1 тысячу, количество школьников за период 2002-2007 гг. снизилось с 20 до 15 миллионов. В 2008-2009 учебном году закрылось примерно 300 школ, за последние десять лет число школьников сократилось на 8 миллионов человек. Особенно бедственное положение с сельскими школами. Всего за 15 лет в стране было уничтожено более 12 тысяч сельских школ. Российское сельское образование умирает со скоростью до тысячи школ ежегодно. А в 2008-2009 учебном году было закрыто рекордное количество школ - почти 1200. При этом за основу программы «реструктуризации сельской школы» была взята все та же американская модель, раскрученная в США еще в 40-е годы. С одной лишь разницей: условия осуществления этого плана в России и в Америке значительно различались. Делается все предельно просто. Поскольку по Закону о распределении полномочий между различными ветвями и различными уровнями власти вся полнота ответственности за содержание муниципальных образовательных учреждений лежит теперь исключительно на местных бюджетах. Не так давно достоянием СМИ стали скандальные новации Минобрнауки, которые готовятся в рамках инициативы «Наша новая школа». О ней недавно рассказал Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию. Ее основные тезисы: модернизация системы педагогического образования, постепенная ликвидация профильных вузов и работа в школе для всех желающих. Впрочем, это лишь часть революционных перемен. Как стало известно, директоров российских школ Минобрнауки намерено превратить в менеджеров, а среднее образование сделать платным. Эксперты уже заявили, что от такой «модернизации» часть россиян погрузится в безграмотность. Государство намерено избавиться от педагогических вузов, превратив их в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты университетов. Кроме того, для работы в школах станут привлекать всех желающих, в том числе не имеющих педагогического образования. «Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы, - пояснил Медведев. - Я рассчитываю на то, что эта инициатива станет не просто очередным ведомственным проектом, которых у нас немало, а делом всего нашего общества. Это нам всем очень нужно».
«На курсах повышения были 40 директоров ленинградских школ. Всем им озвучили следующую модель школы: ученик приходит на три урока, которые полностью оплачиваются государством. Затем идет на обед, а после по выбору идет на следующий предмет - это может быть биология или любая другая дисциплина. Вот эта вторая тройка часов финансируется государством уже на 30 %», - рассказывает Евгений Барановский. Затем наступает черед профильного обучения учеников. Предполагается, что оно будет строиться по следующей схеме: директор заключает договоры с руководством близлежащих предприятий о том, что два следующих часа его ученики проводят на предприятии, где им расскажут о профессии. «Все это также финансируется государством только на 30 %, - поясняет собеседник агентства.
И хотя пока неясно, кто будет оплачивать 70 % стоимости «уроков по выбору» (в случае с профобучением это в том числе предприятия), представители «Завуч.инфо» предполагают, что это будут родители учащихся: «Чем больше вы оказываете образовательных услуг, тем больше детей к вам идет, значит тем больше у вас родителей, и соответственно, денег. «Именно из этой модели и вытекает нынешняя концепция укрупнения школ, - полагает Евгений Барановский. В деревне нет никаких предприятий, которые бы могли платить за обучение, поэтому сельских детей либо везут в региональный центр, либо вообще не учат. Я уверен на сто процентов, что рыбаки из моей деревни не будут отправлять детей за шестьдесят километров в ближайший город Всеволожск... Зачем ему ходить на три урока - я всю жизнь рыбачу, пусть и мой «олух» рыбачит. На самом деле очень страшные вещи происходят», - уверен Барановский.
Он уверен, что заявление Дмитрия Медведева о приравнивании частных школ к государственным также открывает глаза на многие вещи: «Это говорит о том, что среднее образование в России будет платным. Полагаю, это будет сделано без нарушений Конституции - мол, мы же предоставляем вам основное образование в объеме трех ежедневных уроков...»[43]
продолжение