Недельная глава: ВАЙЕШЕВ

Dec 15, 2006 16:02

Комментарий к прошлой недельной главе "Вайишлах" здесь.

Темы главы:
  1. Йосеф, сын Яакова от Рахель, работает на своих братьев, детей Билhи и Зилпы; он рассказывает о них дурное отцу, который относится к нему, как к любимцу. Братья начинают ненавидеть Йосефа.
  2. Сны Йосефа предвещают его власть над братьями. Братья завидуют и ненавидят. Когда Яаков отправляет Йосефа к братьям в Шхем (и он находит их, в конце концов, в Дотанской долине), братья решают его убить. Реувен уговаривает братьев не убивать Йосефа, и они бросают его в яму. Йеhуда уговаривает братьев продать Йосефа в рабство (желая, чтобы братья не убили его, несмотря ни на что). В это время торговцы из рода Мидйана вытаскивают Йосефа из ямы и продают его в рабство каравану потомков Ишмаэля. Реувен, посланный за Йосефом, обнаруживает пустую яму. Испугавшиеся братья пачкают полосатую рубаху Йосефа (подарок отца) кровью козлёнка, и заставляют Яакова считать, что любимого сына съел дикий зверь. Яаков скорбит о Йосефе.
  3. Йосеф попадает в рабство египетскому воеводе Потифару. На этом повествование временно отвлекается от Йосефа.
  4. У Йеhуды рождаются сыновья от дочери ханаанейца Шуа. Первые двое, Эр и Онан, погибают (причиной гибели Онана называется его нежелание выполнить давнюю традицию левирата - стать отцом сына, который будет считаться сыном погибшего брата). Тамар, жена Эра (а затем - жена Онана) получает обещание от Йеhуды: женить на ней третьего сына, Шелу, когда тот подрастёт. Тамар обнаруживает, что Йеhуда не выполнил обещания. Она одевается блудницей и садится на дороге тестя. Йеhуда проводит с ней время, и в качестве гарантии за будущую плату оставляет ей свои регалии (печать, жезл и особое одеяние). Послав обещанную плату, он обнаруживает, что на этом месте никогда не бывало блудницы. Через три месяца ему доносят, что Тамар согрешила и забеременела. Он велит казнить её, но она посылает ему его собственные регалии, говоря, что она беременна от их обладателя. Йеhуда стыдится и просит у Тамар прощения за нарушение обещания. У Тамар рождаются близнецы от Йеhуды: Перец и Зерах.
  5. Йосеф становится домоправителем Потифара. Жена хозяина пытается соблазнить его, но безуспешно; тогда она измышляет, что Йосеф хотел её изнасиловать. Йосеф попадает в темницу, где становится старостой заключённых.
  6. Два чиновника, сидящие вместе с Йосефом, видят сны, которые Йосеф им толкует. Согласно его толкованию, старейшина виночерпиев должен через три дня занять вновь своё место при царе, а старейшину пекарей ждёт казнь через те же три дня. Йосеф просит виночерпия не забыть о нём. На третий день - день рождения фараона - сбываются пророчества Йосефа; но реабилитированный виночерпий не спешит вспоминать о Йосефе.
1. Две переплетающиеся линии

Мы знаем, что недельные главы, на которые разбита Тора, - в книге "Берешит" их 12, от главы "Берешит" до главы "Вайехи", - не совпадают с общепринятой, современной нумерацией глав, согласно которой, например, в книге Берешит 50 глав. Это общепринятое разбиение - позднее, оно было выработано в средние века, чтобы легче было ориентироваться по Священному Писанию во время религиозных диспутов между евреями и христианами (есть и другое, более древнее разбиение, согласно которому в "Берешит" 43 главы).

В недельной главе "Вайешев" - четыре "главы" по современной нумерации: 37, 38, 39 и 40. В гл. 37 назревает конфликт между Йосефом и другими сыновьями Яакова: его кульминация - вероломная продажа Йосефа в рабство собственными братьями. В главах 39 и 40 описана жизнь Йосефа в рабстве, а затем в тюрьме. Глава 38 стоит особняком и посвящена проблемам личной жизни Йеhуды и его семьи.

Почему в середине увлекательной истории Йосефа вдруг Тора уводит нас в сторону, чтобы поговорить о Йеhуде?

Две функции еврейского народа воплощаются в двух жёнах Яакова и их потомстве. Рахель осуществляет движение сверху вниз, очеловечивая Божественное. Лея осуществляет движение снизу вверх, обожествляя человеческое. Согласно древней традиции, будущее спасение человечества тоже произойдёт в два этапа: первым будет руководить потомок Рахель, "машиах бен Йосеф", который принесёт человечеству ("низ") небесную идею о новом мире ("верх") и возглавит борьбу за него; а когда этот новый мир станет возможным, руководить будущим царством станет потомок Леи, "машиах бен Давид", чья задача - довести земную идею государства ("низ") до этического уровня нового мира ("верх").

Царь Давид, чьим потомком, по традиции, должен стать второй машиах, - потомок Переца, сына Йеhуды и Тамар. В нашей главе, таким образом, описываются параллельно истории двух домов, которым суждено принести в мир избавление. Чередуются эти истории в лучших традициях современного кино: на самом интересном месте происходит переход к другой сюжетной линии, которая позже продолжается с того же места, где была прервана.

2. Жена Онана

На всякий случай стоит уточнить, что Онан, сын Йеhуды, был наказан вовсе не за то действие, которое связали с его именем. Это действие в Торе вообще не обсуждается - и, в частности, не осуждается (хотя мудрецы Талмуда высказывались о нём неодобрительно). Более того, даже то, что делал Онан в постели (один из старинных способов предотвращения беременности) - вовсе не причина наказания; в частности, противозачаточные средства всех видов в Торе не обсуждаются и не осуждаются. Единственное, в чём Тора осуждает Онана - что он делал всё, чтобы не дать семени [покойному] брату своему (38,9).
Речь идёт о древнем семитском обычае левиратного брака (на иврите - йибум). Если мужчина умирает бездетным, его брат (или ближайший родственник, если брата нету) должен жениться на его вдове, и первый сын вдовы от второго мужа будет считаться сыном своего умершего дяди. Это было необходимо, в частности, для сохранения рода  в юридическом смысле. У Онана не было своих детей, и, по-видимому, у него не было жён, кроме Тамар, вдовы своего брата Эра. Таким образом, его биологический первенец должен был быть "записан" на брата, а Онан этого не хотел (либо вообще не хотел "уступать" брату ни одного своего ребёнка). По тем временам такое поведение выглядело как наплевательское отношение к памяти брата; за это, и ни за что иное, осуждается Онан.

Реалии древности - ключ к пониманию и поведения Тамар: ей нужен муж, поскольку в те времена бездетная вдова лишалась всех юридических прав. Йеhуда обещал Тамар, что женит на ней своего третьего сына? Что ж, обещание - всё, что связывает её теперь с её имуществом, её домом, в который она вкладывала столько усилий; пока же она вынуждена вернуться в дом своего отца (11). Йеhуда же не торопится выполнять обещание: суеверие заставляет его думать, что первые два сына умерли именно из-за того, что их женой была Тамар, и шепчет ему: а вдруг и он [Шела, третий сын] тоже умрёт, как его братья? (11).

Оригинальный способ Тамар ответить на несправедливость не вписывается в рамки стандартных законов того времени - да и формальным законам Торы тоже не соответствует; тем не менее Тора говорит о поступке Тамар с одобрением, и Йеhуда, когда узнаёт правду, тоже говорит: она более права, чем я (26). Потому что основной урок этой истории не в формальных законах (законы никогда не могут покрыть все возможные случаи) и не в исторических обстоятельствах (вот уж что меняется со дня на день), а в выполнении обещаний, в признании собственной неправоты (она более права, чем я) - и в том глубоком человеческом уважении, которое испытывают друг к другу герои - в особенности к концу повествования. В этой атмосфере уважения достойно родиться предку будущих царей.

3. И был Единый с Йосефом

Мудрецы определили, что причина падения Второго Храма - пустая ненависть братьев друг к другу. Евреи, Народ Единого, носители заповеди "возлюби ближнего, как себя", зачастую так нетерпимы к своим же братьям, к таким же носителям этой заповеди, что содрогается Трон Всевышнего.

Как мы видим, это страшное свойство наше, которое всегда останавливало нас на пути к Единому, родилось ещё в те незапамятные времена, когда мы были не народом, а средних размеров семьёй ханаанского скотовода Яакова, прозванного "Йисраэль". Может, на примере вражды между братьями мы сможем понять истоки этого порока.

Одна вещь привлекает внимание в гл. 37: там ни разу не упомянут Бог. Ни одно из Его имён или иносказаний, к Нему относящихся. Как будто и не присутствовал Он в жизни братьев. А как только мы попадаем вместе с Йосефом в рабство в гл. 39 - сразу же Имя Единого попадается на глаза: и был Единый с Йосефом (39,2). Целых девять раз упоминается Единый в главе 39, в которой Йосеф попадает в беду, и один раз - в гл. 40, где он начинает из неё выпутываться.

С древнейших времён мы наделены повышенной чувствительностью к понятию свободной воли и свободного выбора. Недаром мы называемся ам hа-бхира - не "избранный народ" (неверный перевод), а "Народ Выбора". Но эта чувствительность оборачивается против нас, когда в нас нет Единого.

Бог - повсюду. Но только если мы постоянно ощущаем Его в себе, мы работаем Народом Выбора, коллективным священнослужителем в Храме Мира. Как только мы отключаем себя от Него, мы оказываемся способны продать брата только за то, что его выбор отличается от нашего.

Да будет ясно: в религиозной войне нет Единого, пусть даже Он упоминается сто раз в день. Религиозная война, религиозный спор, религиозная политика - это борьба человеческих мнений, вариантов сделанного выбора, интересов и страстей. Не в битве за идеологию постигается Бог, а в доброте сердца. Жертва, (угодная) Богу - дух преломлённый (Техиллим /Псалтырь/ 51,19). И, если человек не в состоянии сам преломить, преобразить, раскрыть собственный дух, воспарив над гордыней, самомнением и стремлением отстаивать свой выбор в противовес всем остальным - Высшие Силы могут поставить его в ситуацию, более для этого благоприятную. Стоило Йосефу попасть в рабство - и был Единый с Йосефом.

4. Корова идёт следом

Прошли века, и на карте истории египетская империя сменилась римской. Потомки Ромула проявляли живой интерес к истории старших народов, в том числе египетского и еврейского. Естественно, что фигура Йосефа, первой крупной личности на стыке древнего Египта и юного Израиля, вызывала у них любопытство. Одна матрона недоуменно спросила рава Йосэ Галилейского: «разве мог семнадцатилетний Йосеф, горячий юноша в соку, устоять перед опытной обольстительницей - женой Потифара? Не приукрашивает ли Тора его поведение?» Можно представить себе, что матрона знала толк и в юношах, и в обольщении оных. В ответ рав Йосэ открыл Тору и прочитал ей истории любовных похождений братьев Йосефа - Реувена и Йеhуды. Неприглядные истории,  хотя римляне к таким вещам относились более спокойно. «Ну и что?», удивилась матрона. «А то, что если Тора объективно рассказывает такое про совершеннолетних сыновей, живших под опекой собственного отца, с какой стати ей скрывать менее пикантную историю о несовершеннолетнем мальчике, к тому же жившем вдали от родительского дома?»

В самом деле, Тора беспристрастно описывает поведение всех сыновей Яакова, и безупречным его назвать трудно. На их фоне Йосеф выглядит вполне безобидным пай-мальчиком с типичными недостатками вундеркинда - заносчивостью, нечувствительностью, может, даже инфантильностью.

Йосефу не хватало совокупности тех качеств, которые вместе составляют возможность вести диалог с Богом. Эти качества мы видим у позднего, взрослого Йосефа в Египте (иначе как бы он толковал сны министров и самого фараона?).

...Конечно, можно понять раздражение братьев, когда к ним пристают с историями о снах очевидно-унизительного свойства. Но продать в рабство (а изначально речь вообще шла об убийстве) - это, все-таки, несколько неоправданная реакция.

Попробуем понять: для чего это было нужно? Нет, не братьям - Единому. Почему в жизни Йосефа произошло это страшное событие?

Рабство, служба, ложное обвинение, тюрьма, неблагодарность «сосидельника», забывшего его на два года... Йосеф научился человечности, состраданию - всему тому, что он не мог воспринять в детстве. Ведь оборотная сторона большого таланта заключается в том, что человеку просторнее и интереснее внутри себя, чем снаружи; он меньше смотрит на других, и больше времени проводит с собой. С другой стороны, родители, воркующие над любимым сыном (Йосеф был младшим, пока Рахель не умерла, рожая Биньямина), часто слишком любят его, чтобы чему-нибудь научить... (Это - один из главных уроков нынешней главы, говорит моя жена).

Испытания сделали Йосефа полноценной, необыкновенной личностью, достойной великой миссии, которую ему предназначалось совершить. В чём она заключается? В первую очередь, он спас Египет от голода. (Египетское имя Йосефа, Сапнат-Па-Анх, означает примерно «божество сказало (слово, дарующее) жизнь» - см. следующую главу "Микец"). А во-вторых...

...Сказал рав Танхума: «если корова не хочет идти в поле, несут ее теленка, и корова идет следом. Яаков должен был придти в Египет, поскольку так Единый сказал Аврааму. Поэтому Единый увел в Египет сына, а за ним пришел отец». Приход Йосефа в Египет сделал возможным будущее чудо Исхода из Египта, и формирование нашего народа - народа Торы.

Маасэ-Решет

Previous post Next post
Up